Создание экологизированной среды в дошкольном учреждении
В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение частично преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды. Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер. Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
- познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
- становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
- формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Так, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды — создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования.
Развивающая предметная среда детского сада состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:
Экологический класс – центр всей развивающей предметной среды.
Лаборатория. В ней ребенок проводит разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.
Игротека. В ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие экологические игры.
Библиотека. В библиотеке имеется познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического класса дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Мини-музей. В мини-музее находятся поделки детей и их родителей из природного материала. Дети с удовольствием посещают музеи, проводят экскурсии для младших дошкольников, рассказывают о своих поделках и природных объектах привезенных из разных уголков страны. Результатом всей работы коллектива является эмоциональное развитие ребенка в целом, формировании умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления, умения видеть красоту окружающего мира.
Оценка состояния окружающей среды детского сада включает информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды и здоровья дошкольников.