Создание академии наук в России
Известным итогом государственных преобразований в области просвещения и науки было учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, слушался в заседании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Особенностью петербургской Академии наук было объединение научно-исследовательских и педагогических функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и решения проблемы создания отечественных научных кадров. "Ныне в России, - указывалось в проекте, - здание к возвращению художеств и наук учинено быть имеет ... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была". В системе Академии находились университет и гимназия.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории. Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой Академии.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком.
При поддержке государственной власти в обществе формировалась сеть научно-просветительных учреждений. В 1714 г. в Петербурге была основана старейшая в нашей стране библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, открытом в 1719 г. Впоследствии она, как и Кунсткамера, вошла в состав Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования.
В первые десятилетия XVIII в. были созданы серьезные предпосылки для развития науки, связанные с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством.
В ходе экспедиций, организованных правительством, исследовались новые районы, изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии, материалы для составления географических карт. В результате обследования берегов Каспийского моря была впервые составлена карта Каспия. Камчатские экспедиции В.Беринга (30-е годы XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Это явилось важной вехой в географических открытиях, результатом которых, как известно, было установление очертания материков Земли.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К.Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных
верфей.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву рукописи, содержавшие интересные исторические сведения, делать копии, а подлинники "отсылать в прежние места, откуда взяты". Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Интересно отношение Петра к Библии, которую он считал "премудрее всех книг". Петр стремился использовать ее не только для "познания Бога", но и для реальных земных дел. В 1716 г. Петр I приказал напечатать в Амстердаме Библию на голландском языке с оставлением пустых листов, на которых "по усмотрению" церковных властей должен был быть сделан русский перевод книги: "дабы чтением на природном языке Библии приучить охотников и к голландскому".
- ЩЕЙ АБСОЛЮТИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Преобразования первой четверти XVIII в. во многом определяли изменения в общественном сознании. Научные и культурные контакты России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное общество гуманистических и рационалистических учений. В России в это время стали известны книги крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Га-лилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа, Лейбница и др.
Общественно-политическая мысль XVIII в. выдвинула ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. Росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований, общественного прогресса. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху. Интересы основной массы дворянства полностью совпадали с политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти была, главным образом, со стороны части боярства и духовенства.
Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших его идеологов был Ф.Про-копович (1681-1736), теоретически обосновавший право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной ("Правда воли монаршей", 1722; "Духовный регламент", 1721). Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну (этот указ был отменен Павлом I).
Идея неограниченной власти в тот период все еще опиралась на традиционное понимание ее "божественного" происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи "естественного права", "общественного договора", выработанные раннебуржуазной политической мыслью XVII - начала XVIII в. В общественном сознании утверждалось представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способной обеспечить "благо" всех подданных.
Концепция "общего блага" понималась как достижение благополучия в стране "через служение государственному интересу". Служба, прежде всего дворянства, становилась не только обязанностью, но долгом гражданина и подданного государя. В 'Табели о рангах" (1722) подчеркивалось, что "никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они нам (т.е. Петру I) и Отечеству никаких услуг не окажут".
В петровское время усиливается роль государственной власти во внутренней жизни: государственной политикой наряду с управлением, финансами, судопроизводством становятся торговля, мануфактурная и заводская промышленность, образование, книгоиздательское дело.
Идеи о необходимости просвещения, хотя и медленно, но все же проникают в сознание общества. В публицистике можно было встретить мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян. "Не худо бы так учинить, - писал И.Т.Посошков в известном сочинении "Книга о скудости и богатстве", - чтобы не было ни в малой деревне без грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавать учить грамоте". Пожелание "иметь крестьян умных и ученых" высказывал и В.Н-Татищев.
В какой-то мере взгляды этих передовых людей петровского времени отражали изменения в общественном сознании, касавшиеся нового отношения к личности человека, иных ценностных критериев, определявших его место в общественной жизни. Человека начали воспринимать как активно действующую личность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой. Не богатство и знатность предков, а ум, храбрость, личные качества помогали теперь человеку занять достойное место в обществе. Таковы были некоторые из сподвижников Петра I. Однако эти новые взгляды, новые идеалы человека - гражданина и патриота - формировались в обществе, где продолжало существовать и даже усиливаться крепостное право, лишавшее основную массу населения - крестьянство - элементарных человеческих прав.
В целом петровская эпоха представляет важную веху в развитии общественного сознания, связанную с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни, развитием светского знания, рационалистических и научных идей, формированием концепции абсолютизма, появлением новых идейно-художественных тенденций.