Современные тенденции развития теории и практики принятия управленческих решений

План

Введение            3
1. Сущность управленческого решения в понимании современной науки 4
2. Эволюция современных теорий принятия управленческих решений 6
3. Современная практика принятия управленческих решений   9
Заключение           17
Список литературы          18

Введение

Каждая организация в процессе своей работы постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. Решение - это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, но и несут ответственность за них. Принятые решения отражаются на всей деятельности организации. Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель управленческого решения - обеспечить движение организации к поставленным перед ней задачам.
Концептуальные основы исследования управленческих решений А.А. Богдановым, В.А. Козловским, В.И. Мухиным. Проблемы эволюции и различных типов управленческих решений нашли свое отражение в работах ряда отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить: О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П.Румянцеву, Н.А. Саломатина, И.Н. Герчикову, И.Г. Владимирову, А.А. Радугина, О.И. Боткина, В.И. Некрасова, А.Л. Кузнецова, И. Ансоффа, П. Дракера, М. Мескона.
Различные аспекты процесса и методов разработки управленческих решений рассматриваются А.Я. Кибановым, Б.З. Мильнером, Д.Г. Коноковым, К.Л. Рожковым, П.В. Журавлевым.

1. Сущность управленческого решения в понимании современной науки

Управленческие решения образуют важнейший элемент системы формирования и реализации всякой созидательной деятельности и общественного развития как выражения интересов отдельных лиц, коллективов, организаций, социальных структур. Нет нужды доказывать ту непреложную истину, что научно аргументированные решения создают предпосылки достижения целей организаций с наименьшими издержками, способствуют формированию климата, благоприятствующего высокопроизводительной деятельности, тогда как непрофессиональные решения неизбежно сопровождаются огромными потерями, разрушением (банкротством) организаций, дискредитацией органов управления [14, c. 22].
Принятие и осуществление управленческих решений является, несомненно, важнейшей интегральной функцией менеджмента - административного управления, имеющей определяющее значение в повышении его эффективности. Руководитель реализует свою управленческую функцию посредством решений, потому и являющихся основной продукцией его деятельности, а вместе с тем индикаторами его профессиональной состоятельности. В экономической литературе принятие решений традиционно считается одной из функций управления, но следует отметить, что развитие всякой социальной системы есть не что иное, как процесс реализации решений соответствующих полномочных органов и лиц. Решение - всеобъемлющее понятие, вне которого немыслим менеджмент.
В своем большинстве современные исследователи рассматривают решение как административный акт субъекта управления. Например, И.П. Шадрин определяет его как «социальный акт, в котором содержится постановка целей, задач, а также указания относительно средств их осуществления. Этот акт вытекает из насущных потребностей общественной жизни, предпринимается в целях сохранения, развития и совершенствования всей общественной системы или отдельных звеньев в соответствии с присущими им объективными закономерностями и прогрессивными тенденциями» [16, c. 20].
Более близкое к существу организаций определение было предложено Ю.А. Тихомировым: «Управленческое решение есть... социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки, принятый в установленном порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления» [16, c. 21].
С приведенным определением по существу сходится и следующее: «Под принятием решений... понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действия». Аналогичной позиции придерживаются также В.Г. Афанасьев, Г.И. Петров, B.C. Основин, О.В. Козлова, М. Марков, Н.П. Лебедев и др.
В других определениях подчеркивается роль коллектива в принятии решений: «Управленческое решение - это совокупный результат творческого процесса субъекта и действий коллектива объекта управления по разрешению конкретной ситуации, возникшей в связи с функционированием данной системы» [16, c. 23].
Многие авторы в процессе решения вычленяют момент выбора альтернативы. Так, Ю.С. Солнышков подчеркивает, что «выбор определенного сочетания целей, действий и способа использования имеющихся результатов (трудовых, материальных, денежных и других) и представляет собой решение».
Сюда примыкает и определение, которое предлагает А.П. Савченко, оценивающий решение как «творческий акт (действие, процесс) субъекта управления, в результате которого определяется, какие в фактической или проектируемой производственной обстановке следует принять действия, чтобы решить проблему (получить желанный результат), возникшую в процессе деятельности управляемого объекта».
Позиции отдельных авторов не во всем совпадают также относительно основных признаков решений. Так, Ю.А. Тихомиров считает таковыми социальную сущность; директивность и общеобязательность; активную, организующую и созидательную роль; определение цели; задачи лиц, ответственных за соответствующие действия и соблюдение сроков исполнения.

2. Эволюция современных теорий принятия управленческих решений

Начиная с 1950-го года теория принятия управленческих решений прошла несколько этапов, сменились подходы исследователей к разработке управленческих решений на практике.
На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора [11, c. 34].
На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.
На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизированно обдумывать все аспекты своей задачи. Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не заключает в себе противоречий и непоследовательностей. Данный подход предъявляет к человеку серьезные требования освоить методы и приемы теории принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов [11, c. 36].
Современная теория управленческих решений (1990 г. - настоящее время) зародилась в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению производительности.
Развитие поведенческих наук связано с изучением различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации, лидерства и т.п.
Вкладом этих школ в развитие управления стало:
• применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников и производительности;
• применение выводов наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Наука управления, или количественный метод, связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Применение методов научного исследования к операционным проблемам организации получило название «исследование операций». При исследовании операций строилась модель — некая форма представления реальности. Использование компьютера позволило исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности и более точные [1].
Вкладом школы науки управления стало:
• углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;
• развитие количественных методов принятия решений в сложных ситуациях.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Эти четыре базовые функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (таких как люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход связан с применением теории систем к управлению и позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Кроме того, этот подход позволяет интегрировать достижения всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Ситуационный подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации - метод, который более всего соответствует данной ситуации. Ситуационный подход и его основа - ситуационный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. Он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации, в которой принимается решение, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации [1, c. 54].
Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. При этом решения принимают, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а не исходя из традиционного метода проб и ошибок, что позволяет избежать потерь ресурсов и времени.

3. Современная практика принятия управленческих решений

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
• Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении. В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении [5, c. 45].
• Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
• Использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
• Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
• Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.
Для американского менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей [5, c. 46].
Американский стиль менеджмента – это ориентация на будущее. Отсюда – планирование на перспективу, планирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы.
Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо", а это в свою очередь выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижения кадров по профессиональным навыкам и инициативности.
Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений в США предполагает проведение предварительных расчетов их окупаемости и эффективности [7].
На практике применяются различные способы определения целесообразности капиталовложений. К ним, в частности, относятся расчеты: по срокам окупаемости; по влиянию инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года; по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом.
Независимо от того, какой метод для выработки решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях должной следовать общей системе планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм США разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых уровнях.
На основе финансового плана принимаются решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов.
Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в американских компаниях можно разбить на четыре последовательные стадии.
• На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара. Идеи для новых товаров и новых сфер предпринимательской деятельности стекаются от всех подразделений фирмы, а также от покупателей (заказчиков) в отдел новых товаров (или отдел маркетинга), где специалисты проводят оценку спроса на рынке и технических и экономических возможностей фирмы. При положительной оценке перспектив нового товара специалисты подготавливают предложение, которое рассматривается наряду с предложениями по другим товарам для изучения и определения приоритетности. Такой комитет обычно создается на уровне высшего руководства фирмы и обеспечивает общее руководство всем процессом инновации по новым товарам [5, c. 33].
• На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов-маркетологов и технических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается инженерами по производству по таким показателям, как стоимость, качество, долговечность, и при необходимости в конструкцию вносятся изменения. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в комитет по новой продукции для окончательного утверждения.
• На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные, так и "полевые" (на рынке). По результатам испытаний вносятся необходимые изменения в изделие и разрабатывается подробный план внедрения его на рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое производство изделия исходя из объемов рынка.
• На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов сырья, материалов и комплектующих частей; рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж.
Многие крупные американские фирмы имеют специальные отделы или службы по разработку образцов изделий и проведению их испытаний. В этих отделах работают инженеры и техники-специалисты по производству и технологии. Часто на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов, которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая впоследствии может получить статус постоянного подразделения (производственного отделения).
Функция НИОКР  в американских фирмах обычно централизована на высшем уровне управления, где распоряжаются фондами, средствами и специальными исследовательскими подразделениями, которые занимаются развитием нового продукта. Поэтому решения о размерах капиталовложений и сроках разработки и внедрения новой продукции принимаются на высшем уровне управления. Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска его в производство [5, c. 37].
Внедрение новой продукции является одной из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь различную заинтересованность. Т
ак, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить себестоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том, чтобы оно отвечало их требованиям.
Привлечение заказчика к разработке нового изделия часто оказывается решающим для его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной фирмой – монополистом на рынке, позволяет ей увеличить объемы продаж за счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко повышают конкурентоспособность фирмы, они являются предметом коммерческой тайны, и фирмы стремятся как можно быстрее их запатентовать.

Заключение

Современная теория управленческих решений (1990 г. - настоящее время) зародилась в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Начиная с 1950-го года теория принятия управленческих решений прошла несколько этапов, сменились подходы исследователей к разработке управленческих решений на практике.
На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений.
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
Для американского менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

Список литературы

1. Балдин К.В. Управленческие решения. - М.: Флинта, 2005.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2006.
3. Герчикова И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2001.
5. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. -  СПб.: Технолог. Школа бизнеса, 2002.
6. Кохно П. А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2001.
8. Лафта Дж. Принятие управленческих решений. – М.: Дашков и Ко, 2007.
9. Основы управления организацией / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2006.
10. Погиблев Ю.В. Менеджмент организаций. – М.: МГОУ, 2005.
11. Руггер Д. Управленческие решения. – М.: Дашков и Ко, 2007.
12. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005.
13. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. - III модуль – М.: ИНФРА-М, 2006.
14. Симоненко В. Д. Принятие управленческих решений: Краткий курс лекций. - Брянск: БГПУ, 2001.
15. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра-М, 2004.
16. Уткин Э. А. Управленческие решения. – М.: Зерцало, 2005.

(18.4 KiB, 58 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!