Современные системы экологического образования
Вопросы для самостоятельной работы и обучения
- Сущность основных направлений в разработке задач и содержания экологического образования детей (экологическое, культурологическое, эколого-валеологическое, естественнонаучное).
- Требования к разработке программ по экологическому образованию детей.
- Специфика и содержание программ экологического образования детей в комплексных государственно-методических документах («Детство», «Развитие», «Радуга»).
- Технология авторских программ экологического воспитания детей (С.Николаева, Н. Кондратьева, Н.Рыжова, В. Ашиков и др.)
- Пути использования экологических систем в практике дошкольных учреждений.
1.Сущность основных направлений в разработке задач и содержания экологического образования детей (экологическое, культурологическое, эколого-валеологическое, естественно-научное).
Современное экологическое образование включает такие основные направления:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой и процессами роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Экологическое направление. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Ознакомление детей с группами живых организмов позволяет сформировать у них первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Знакомство детей с примерами потребления и использования в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Выше уже говорилось о том, что содержание экологического воспитания включает в себя такие аспект, как: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Таким образом, действуя в указанных направлениях, передавая детям экологические знания, воспитатели формируют осознанный характер отношения. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Аспекты выделенного содержания представлены в современных программах экологического воспитания дошкольников: «Юный эколог», «Детство», «Развитие» и др. Программы предусматривают освоение знаний о приспособлении живых организмов к сезонам (Бобылева Л., Дупленко Д. Экологическое знание – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С.16 – 20.
2.Культурологическое, аксиологическое (ценностное) направление. Ко второй группе относятся программы, в которых природа ставится во главу угла и является наивысшей ценностью, в соответствие с чем стержень данных программ образует экологическое воспитание детской «души». К подобным программам относятся следующие: «Семицветик» Ашиков В.И.), «Мир вокруг нас» (Попова Т.), «Мы - земляне» (Вересов Н.И.).
Данные программы нацелены на формирование у детей ценностного отношения к природе, приобщение их к культурным ценностям. Культура и красота, по мнению авторов, раскрывается в трех аспектах:
- красота и культура в природе;
- красота и культура в искусстве;
- красота и культура в самом человеке.
Если природа - это часть культуры, то общение с ней позволяет обогатить духовный мир личности. В этом сущность аксиологического подхода к воспитанию детей. При разработке программ опираются на культурологический принцип, но при этом теряется связь с экологическим подходом.
- 3. Естественно-научное направление. Третью группу составляют программы, в которых формирование положительного отношения к природе осуществляется через использование естественно-научных знаний («Наш дом – природа» (Рыжова Н.А.), «Естествознание для малышей» (Королёва А.). Эти программы направлены на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней посредством естественно-научных знаний
- Требования к разработке программ по экологическому образованию детей.
В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Появился целый ряд новых образовательных (авторских) программ и технологий, базирующихся на принципах гуманистической педагогики. И для того, чтобы оценить эффективность той или иной авторской образовательной программы Р. Стеркиной были сформулированы требования, которым должны соответствовать авторские программы обучения и воспитания дошкольников (в том числе и экологические).
Данные требования были сформулированы согласно научно обоснованной базисной Программы воспитания, обучения и развития детей, задающей стандарт дошкольного уровня образования. Перечислим эти требования.
- Авторские программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
- В программах должен соблюдаться светский характер образования.
- Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
- Содержание комплексной образовательной программы (или набора порциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора порциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, художественно-эстетическое развитие.
- Программы должны быть нацелены на: развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
- Программы должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
- Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
- В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность и др.).
- Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
- Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
- Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Данные требования позволяют комплексно подходить к оценке эффективности той или иной авторской программы, в том числе и по экологическому образованию, помогают выявить слабые и сильные стороны подобных программ.
3.Специфика и содержание программ экологического образования детей в комплексных государственно-методических документах («Детство», «Развитие», «Радуга»).
Программа «Радуга» не содержит экологического направления образования детей.
Программа «Развитие» направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Поэтому при разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
В данной программа реализуется экологическое направление образования детей начиная со средней группы в рамках ознакомления с природой.
При ознакомлении с природой в программе средней группы уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. Учебный материал дается с учетом времени года. На протяжении всего обучения ведется своеобразный календарь природы - круговая диаграмма, моделирующая смену времен года. На сектора диаграммы наносятся знаки, отображающие те или иные явления данного сезона. Таким образом дети могут наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому.
В старшей группе Ознакомление с природой направлено на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. Здесь также применяются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и неживой природы. Познавательный материал включает в себя представления о живой и неживой природе, растениях и животных; о различных факторах внешней среды и их влиянии на жизнь растений и животных; о многообразии растительного мира и различных экосистем; о связях и взаимозависимостях.
В подготовительной группе в программе по ознакомлению с природой дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами Земли и эволюцией жизни на Земле, древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося этот переход с изменениями факторов внешней среды.
Эта программа соответствует экологическому направлению.
«Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина)
- программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.
Экологическое образование представлено в программе 2 двух блоках. Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развить познавательную активность, любознательность. На основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка происходит формирование правильного отношения к объектам и предметам окружающего мира. Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Экологическое образование дошкольников осуществляется в рамках раздела «Ребенок открывает для себя мир природы», где раскрывается в соответствии с возрастом содержание представлений о природе. Оно представлено в четырех блоках знаний:
- Представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах.
- Связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой.
- Понятие о таких существенных признаках всех живых организмов, как рост, развитие и размножение.
- Понятия о сообществах растений и животных в природе.
Программа предусматривает не только усвоение природоведческих знаний, но и приобретение постепенно усложняющихся от возраста к возрасту умений познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ, окружающих ребенка, и на этой основе — воспитание активного заботливого отношения ко всему живому, что его окружает: к дереву, травинке, жучку, котенку, к своему сверстнику.
В программе «детство» Для каждого возрастного периода предусмотрена своя программа экологического образования, определена связь с семьей.
Реализация программы экологического воспитания в дошкольном учреждении и семье позволяет обеспечить интеграцию в решении многих задач, стоящих перед воспитателем в дошкольном детстве. В единстве с природой успешно развиваются речь детей, математические представления. Впечатления о природе отражаются детьми в рисунках, аппликациях, творческих рассказах и стихах, сочиненных самими же детьми загадках и несложных песенках. Пребывание на садовом участке, на дугу, в лесу сохраняет здоровье и способствует его укреплению.
Программа экологического образования для малышей (3—4-й годы жизни) основана прежде всего на возрастных психологических возможностях детей этого возраста, что обеспечивает доступность ее освоения. Эта часть программы является первой и отправной ступенью освоения знаний о природе, имеющих экологическую направленность.
Представленная программа экологического воспитания позволяет с раннего возраста включить ребенка в посильную деятельность по уходу за растениями и животными, воспитывая у него при этом эмоциональную отзывчивость, добрые гуманные чувства.
Несложные знания и умения, отраженные в программе, позволяют воздействовать и на эстетическое отношение детей к природе.
В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.
Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым — педагогам, родителям — начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.
В программе даются необходимы для осуществления экологического образования методические советы. «Успешная реализация программы экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста предполагает соответствующую организацию педагогического процесса в группе. Выделяются условия: совместная с воспитателем деятельность детей в природе, с объектами природы, дидактическими материалами, отражающими эту сферу действительности, разнообразные формы работы с детскими природоведческими книжками и т.д.
Заинтересованность воспитателя в совместном с детьми познании природы, его увлеченность — непременное условие экологического воспитания. Эти качества легко передаются детям, способствуют возникновению и развитию ответного чувства — стремления к узнаванию и пониманию природы, удовольствия от этого процесса, порождают любовь к ней.
Формы совместной деятельности воспитателя с дошкольниками могут быть самыми различными: наблюдения и разнообразные игры, элементарные опыты, организация элементарной поисковой деятельности, чтение природоведческой литературы, работа с моделями, труд в природе и т.д. Каждый воспитатель сам вправе решать, какая из них интересна летам, более любима ими, а следовательно, и более эффективна.
Занятия также играют немаловажную роль в формировании у четырех-, пятилетних детей системы экологических представлений. Наиболее полезны в этом возрасте занятия, проводимые методом наблюдения. Они позволяют воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая необходимый им экологический кругозор, дают возможность усвоить полноценные обобщения. Не менее важным результатом проведения занятий должно стать развитие структур познавательной деятельности дошколят, обеспечивающее формирование элементов экологического мышления.
Воспитателю следует поддерживать и корректировать проявления самостоятельности в решении проблемных ситуаций экологического содержания, возникающих в повседневной жизни — поведении и деятельности детей.
Материал программы организован в блоки. Целесообразно в течение года распределить воспитательно-образовательную работу в соответствии с сезонами. Знания первого блока осваиваются детьми осенью, знания второго блока (о приспособлении живых организмов к среде) наиболее удобно формировать, когда приспособления ярко выражены,— зимой; знания о росте, развитии и размножении (третий блок) можно дать детям весной, а знания четвертого блока — в конце весны и летом, когда сезонное состояние экологических систем (леса, луга и др.) более всего привлекает детей для познаний, игр, труда и отдыха».
Задача воспитателя в работе со старшими дошкольниками — способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Необходимо решать эту задачу в двух планах: во-первых, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, во-вторых, приводить знания детей в порядок (систематизировать и обобщать их). Это становится возможным при условии освоения детьми обобщенных представлений, предметных понятий, связей и отношений разного характера и степени сложности.
Вторая задача — развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения.
Однако в реализации программы главной задачей становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка шестого года жизни формах.
Формирование основ экологического сознания у детей невозможно осуществить без овладения детьми трудовыми навыками и умениями, без развития эстетического восприятия природы.
Не менее важной задачей в подготовительной группе является привлечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совершенствуются игровая, трудовая, изобразительная, художественная и др. виды деятельности, им придается экологическая направленность.
Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания,
Следует обратить внимание и на совершенствование природо-охранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании растений и т. д.
Таким образом, можно говорить, что программа «Детство» в наиболее полно реализует экологических компонент в своем содержании.
- Технология авторских программ экологического воспитания детей (С.Николаева, Н. Кондратьева, Н.Рыжова, В. Ашиков и др.)
Рассмотрим сущность и важнейшие особенности новых авторских технологий экологического образования дошкольников, а также их соответствие перечисленным требованиям.
Интересна программа «Наш дом - природа», ее автор - Рыжова Наталья Александровна, заведующая лабораторией экологии Тамбовского ИПКРО, кандидат биологических наук. Цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.
Программа оснащена технологиями, содержит новые методические подходы к организации педагогического процесса в детском саду и предназначена в помощь воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений.
Следующая программа экологического образования дошкольников – «Паутинка». Автор программы - Васякина Жанна Леонидовна, методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образованием Северо-Западного округа г. Москвы. Цель программы: формирование у дошкольников основ «планетарного мышления», образа совершенных экосреды и экоотношений. Строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий. Программа предназначена для воспитателей всех возрастных групп дошкольных образовательных учреждений.
Заслуживает интереса и программа экологического воспитания детей 5 - 6 лет «Естествознание для малышей» (рассчитана на год обучения) разработанная А. Королевой на основе программы И. Белавиной и Н. Найденской «Планета — наш дом» Королева А. Естествознание для малыша // Дошкольное воспитание. – 1998. - №10. – С.48 – 54.
Цель программы - формирование положительного отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
Задачи: освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы; расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь; развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления; развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения; освоение традиционных и нетрадиционных приемов изобразительного искусства;
Формы и методы: игры, наблюдения, экскурсии, опыты, уход за животными и растениями, чтение художественной и популярной литературы, просмотр видеофильмов, беседы, выполнение индивидуальных заданий; художественно-продуктивная деятельность.
Содержание программы отобрано с учетом имеющихся у детей знаний, их жизненного опыта; в основе программы лежит: органическая связь с сезонной динамикой природы, что позволяет сделать программу более жизненной и связать с окружающей ребенка средой; переход от мифологического восприятия окружающего мира к реальному, что соответствует этапам развития мировосприятия дошкольника; связь с художественно-продуктивной деятельностью, которая учитывает потребность ребенка в самовыражении наиболее доступными в этом возрасте средствами.
Программа «Юный эколог» (автор С.Николаева) включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей - по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая - предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, - необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение».
Программа «Мы - земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.
Опыт показывает: внедрение программы в практику приносит успех, если педагог принял нетрадиционный для него образ мыслей, отказался от стереотипов и обрел новое видение того, что происходит в сознании и личности ребенка, как изменяется его отношение к окружающему миру.
Автор программы - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Кондратьева при участии кандидата педагогических наук, доцента Л.М. Маневцовой.
В программе отражены ведущие идеи и понятия современной экологии, как, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем, в которые живой организм включается в процессе жизни; системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания в питании, дыхании, движении и т. д.; детерминированность, определяемость живого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые системы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой; системная организованность живого в природе; единство человека и природы в системе взаимосвязей - биологических, экологических, аксиологических.
Программа предусматривает развитие у детей нравственно ценного опыта переживаний. Речь идет о формировании таких качеств личности, как сострадание, ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка.
Круг задач охватывает формирование: элементов экологического сознания; экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде; нравственно-ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения; гуманного экологически целесообразного отношения к природе.
Реализация программы предусматривает системный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся занятия, разнообразные формы и методы работы в повседневной жизни, разнообразие самостоятельной творческой деятельности. Разработанная педагогическая технология представляет собой экологическое моделирование природных объектов и явлений, проблемные ситуации - экологического содержания.
Программа «Планета – наш общий дом». Созданию программы предшествовал пятилетний этап научно-исследовательской и практической работы по подготовке и апробации новых педагогических технологий (в том числе и компьютерных).
Программа предусматривает приемы и методы работы педагога, имеющие психологическое обоснование, повышающие качество и эффективность восприятия. Исследования осуществлялись совместно с факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Научный руководитель темы - кандидат психологических наук И. Г. Белавина.
Программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
Программа ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.
Общим теоретическим принципом, которому должны соответствовать занятия по программе, является принцип многообразного предъявления одного и того же объекта темы ребенку. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений.
Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.
Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека. Педагогические задачи программы следующие: усвоение новой системы экологических знаний. Формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе; овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; формирование не утилитарного, а разумного отношения к экосистеме; формирование знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием; развитие и обогащение образной памяти, мышления, сенсомоторного интеллекта; формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.
Программа включает восемь тем, содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам. Рекомендовано свободное общение детей на занятиях, обилие вопросов, терпеливое и доброжелательное выслушивание ответов.
Авторская программа «Семицветик» особо выделяется среди обширного комплекса авторских программ экологического воспитания дошкольников – она является первой аудиовизуальной программой культурно-экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ее авторы - В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, педагоги Центра художественного творчества города Троицка Московской области. Опубликована программа в 1997 году издательством «Российское педагогическое агентство». Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. – С.34 – 39.
Главная цель программы — обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования розных видов искусств и организации детской деятельности. Программа строится на теоретических исследованиях Б. М. Неменского и Т. С. Комаровой (2, С. 35).
В ней широко представлены произведения живописи, музыки, литературы, декоративно-прикладного и народного искусства, национальные традиции и наиболее яркие страницы родной истории. Однако интересное и насыщенное познавательное содержание программы является не самоцелью, а скорее, средством цивилизованного подхода к развитию каждой конкретной отдельно взятой детской личности.
Программа предоставляет большую вариативность в использовании ее материалов, побуждает педагога и ребенка к творчеству. Это находит свое подтверждение и в способах организации интегрированных занятий, основанных на комплексном использовании различных материалов программы, в особенностях содержания занятий, отражающих конкретные темы - образы, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности. В центре внимания этих занятий - духовный и нравственный облик человека, этические и эстетические чувство, связанные с восприятием, пониманием и созданием красоты.
Дошкольные учреждения могут использовать содержание программы как комплексно, так и порциально в контексте своей основной образовательной деятельности (с учетом специфики работы дошкольного образовательного учреждения), а также в процессе организации дополнительных услуг (кружковая, студийная работа с детьми). Основное требование к педагогам - создание особой художественно развивающей среды, которая предусматривает использование специальных интерактивных аудиовизуальных средств обучения. Учебные комплекты таких средств включают авторские слайд-фильмы и композиции,
Таким образом, в настоящее время создано большое количество авторских программ экологического воспитания дошкольников. Многие из них уже воплощены в практике работы ДОУ. Важнейшей особенностью всех перечисленных выше программ является то, что в них раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия, человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.
Однако программы удовлетворяют не все те требования, которые к ним предъявляются. Практически всем требованиям соответствуют лишь две из названных программ: «Естествознание для малышей» и «Планета – наш общий дом», в других программах видна односторонность в содержании, отсутствует комплексность и т.д.
- Пути использования экологических систем в практике дошкольных учреждений.
См. в пункте 4
Задание
- Проанализировать содержание одной -двух комплексной и авторской программ экологического образования (по выбору) и раскрыть их специфику и условия использования в практике своего детского сада.
См. пункт 3 и 4.