Современные представления о демократии

План:

1. Основные принципы современной демократии.

2. Условия эффективности демократии. Преимущества и слабости демократии.

3. Демократические принципы в действующей Конституции и их реализация в государственном устройстве.

4. Трудности реализации и обеспечения эффективности демократии в Российской Федерации. Общественно-политические силы демократической ориентации в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Основные принципы современной демократии.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов - demos - народ и cratos - власть и переводится буквально «власть народа». В политологическом словаре демократия определяется как «власть народа, народовластие, форма политического государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества».

В системе современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией называют политическую или социальную системы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая демократия;

3) форма правления, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, т. е. представительная демократия;

4) форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, которая гарантирует меньшинству условия для осуществления прав, таких как — свобода слова, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная демократия.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

1) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

2) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д. Рассмотрим более подробно некоторые из них. Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства — суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств — этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.

Принцип большинства осуществляется посредством двух форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непосредственной демократии можно отнести проведение выборов на ос-нове всеобщего избирательного права. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей.

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов, В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти.

Основополагающее значение для теории демократии имели формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель — наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Для демократической формы правления характерно наличие многопартийности. Все легальные политические партии поставлены в равные правовые условия в их борьбе за избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Межпартийная борьба должна осуществляться в правовых рамках, следовать демократическим нормам. Партии стали центральным звеном механизма выявления, защиты и согласования интересов основных участников политического процесса. Политические партии принадлежат одновременно гражданскому обществу и государству, служат инструментом связи между ними, в чем состоит их основная функция. Через партии различные социальные группы заявляют о своих политических требованиях, выявляя объективно существующие в обществе противоречия. Тем самым политические партии выполняют функцию сохранения стабильности демократических режимов. Необходимым условием успешного функционирования демократической политической системы выступает согласие между партиями относительно методов передачи власти (путем победы на выборах) и правил поведения в отношении оппозиции: партия, находящаяся у власти, не применяет к соперникам методов подавления и насилия, гарантирует оппозиции беспрепятственное пользование всеми политическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные партии отказываются от создания нелегальных структур и экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

2. Условия эффективности демократии. Преимущества и слабости демократии.

Опыт истории учит, что демократия — благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимыми условиями ее социальной эффективности являются наличие в обществе согласия по основным вопросам совместного проживания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуалистического сознания (ценность личности приоритетна по отношению к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенденций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства.

Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод личности. В странах, где существуют условия для развития индивидуальной свободы и ответственности, демократия помогает в реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости.

Среди достоинств демократии можно отметить следующие:

1) признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы, гарантирующим реализацию интересов, прав и свобод личности;

2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;

4) забота о формировании демократической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения функциональных конфликтов;

5) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.

6) среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Слабости демократии:

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;

7) основные звенья механизма представительной демократии: избиратель-парламент-правительство-премьер-министр или президент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.

8) идеализация действительности, преувеличение участия граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью большинства;

2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, ВПК, профсоюзов;

3) углубление противоречия между равенством и свободой, ограничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение основополагающих прав личности. Поддержка государством социально ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения.

Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма — системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое.

Современная парламентская демократия весьма далека от «народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной демократии, она сегодня является наиболее популярной формой правления. В мировой политической мысли существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!