Современное состояние туризма
После окончания Второй мировой войны начался период расцвета международного туризма. За четыре десятилетия (1950-1990 гг.) число прибытий в мире росло в среднем на 7,1% в год. К 1990 г. ежедневно число людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более 1 млн.
Если в 1950 г. число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн, то к 1990 г. их число достигло 455 млн. За этот период на международный туризм воздействовали факторы, которые могли значительно помешать его развитию и к которым можно отнести экономические спады, колебания валютных курсов, нестабильные цены на нефть. Но желание людей путешествовать оказалось сильнее влияния этих факторов.
В начале 60-х годов туризм стал действительно международной индустрией, выполняющей стандартизованные функции. Образование новой индустрии и появление большого числа людей, у которых были желание, время и средства для путешествий, привели к быстрому развитию международного туризма. К этому же времени можно отнести создание крупных транснациональных компаний, которые стали предлагать «пакетные» туры и льготные тарифы. Деловой туризм также превратился в один из важнейших секторов туристского рынка.
Военные события в Персидском заливе в 1990-1991 гг. привели к значительному уменьшению потока туристов в страны Персидского залива, восточной части Средиземного моря и Северной Африки. Серьезно по-
страдали многие компании, в частности авиакомпании. Некоторые из них разорились, другие в течение нескольких последующих лет были вынуждены преодолевать значительные трудности.
В целом 90-е годы XX в. характеризовались спадом темпов роста международного туризма, которые составляли около 4% в год.
Террористические акты в США в сентябре 2001 г. негативно повлияли на ситуацию в туристском бизнесе, причем гораздо больше, чем война в Персидском заливе. Резко сократился объем въездного туризма в США (на 12,6%), а также значительно уменьшилось число поездок внутри страны. Многие турфирмы, гостиницы и авиакомпании обанкротились.
Однако, несмотря на внутренние и внешние неблагоприятные факторы, международный туризм развивается. Появляются новые потоки туристов из стран, откуда прежде было мало или совсем не было туристов, новые места туристского назначения, новые формы туризма.
В 2001 г. число зарубежных поездок уменьшилось по сравнению с 2000 г. на 1,3% и составило по итогам 2001 г. 689 млн. За последние 20 лет это было первое снижение данного показателя.
По данным ВТО, самой привлекательной страной планеты с точки зрения туризма с 2001 г. была Франция, которая приняла на 1,5 млн туристов больше, чем в 2000 г., что составило 76,5 млн. В таблице 2.1 приводятся данные по странам-лидерам топ-направлений в мировом туризме.
Страны - лидеры топ-направлений в мировом туризме в 2001 г. (млн человек)
Страна | 2000 г. | 2001 г. | Отклонение, % | Доля на мировом рынке, % |
Франция | 75,6 | 76,5 | 1,2 | 11,1 |
Испания | 47,9 | 49,5 | 3,3 | 7,2 |
США | 50,9 | 44,5 | -12,6 | 6,5 |
Италия | 41,2 | 39,1 | -5,1 | 5,7 |
Китай | 31,2 | 33,2 | 6,4 | 4,8 |
Великобритания | 25,2 | 23,6 | -6,6 | 3,4 |
Канада | 19,7 | 19,7 | 0 | 2,9 |
Мексика | 20,6 | 19,6 | -4,9 | 2,8 |
Австрия | 18 | 18,3 | 1,7 | 2,7 |
ФРГ | 19 | 17,9 | -5,8 | 2,6 |
На второе место по числу приемов иностранных туристов вышла Испания, обогнавшая по данному показателю такую великую туристскую державу, как США. Причем число туристов, посетивших Испанию в 2001 г., увеличилось на 3,3% по отношению к 2000 г.
В настоящее время тенденция, продемонстрированная в табл. 2.1, сохраняется.
В целом динамика развития международного туризма во второй половине XX в. оказала значительное влияние на состояние мировой экономики. Некоторые страны и даже регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма. Из стран со средним и высоким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услуги) от международного туризма сложилась в Хорватии (в 1998 г.-32%), Греции (25%), Испании (19%), Турции (14%).
На долю туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% налоговых поступлений. В Западной Европе и Северной Америке каждое 13-е рабочее место приходится на туриндустрию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в турбизнесе.
Динамика показателей развития международного туризма
Год | Число туристов, млн человек | Валютные поступления от международного туризма, млрд дол. США |
1958 | 55,3 | 5,5 |
1970 | 168 | 17,4 |
1981 | 290 | 106 |
1992 | 476 | 279 |
1995 | 576 | 372 |
1998 | 635 | 440 |
1999 | 650 | 455 |
2000 | 698 | 475,9 |
2001 | 689 | 463,6 |
2002 | 702,6 | 474 |
Внутренний туризм. Внутренний туризм представляет особый интерес, так как 80% всех туристских потоков приходится именно на этот вид туризма. Очень трудно получить точные данные о внутреннем туризме, потому что многие путешествия остаются незарегистрированными, а сбор, обработка и анализ статистических данных требуют значительных затрат на создание соответствующих структур и подготовку персонала.
Объем внутреннего туризма в каждой стране зависит от географических факторов, например, занимаемой площади, расположения по отношению к другим местам туристского назначения, наличия туристских ресурсов. Так, в Нидерландах и Бельгии объем внутреннего туризма невелик, поскольку площади территорий этих стран маленькие и их жителям не доставляет большого труда добраться до соседних стран, располагающих уникальными туристскими ресурсами. А вот в США и Австралии картина совершенно другая: во-первых, эти страны имеют достаточно большие площади, во-вторых, они могут предложить целый ряд высококачественных мест туристского назначения (в США основные потоки внутреннего туризма направляются в Калифорнию, Флориду, штаты Нью-Йорк и Техас). В результате у этих стран достаточно большой объем внутреннего туризма.
Внутренний туризм будет развиваться по мере того, как новые страны будут появляться на туристском рынке.