Современное искусство Африки
И все же возникновение современных форм художественного творчества следует видеть в тенденциях, приобретенных африканскими обществами и их культурами под влиянием колонизации, включения в единую мировую систему отношений в западную цивилизацию, проводниками которой выступают африканские государства наших дней. «Современное», в данном случае, как раз и есть то, что соответствует общемировой культуре «индустриальной эпохи», хотя и собственно традиционная культура (а с ней и искусство) воспроизводится и по сей день как непрофессиональная, простонародная, фольклорная часть общей культуры обществ Африки.
В период колониального владычества европейских стран в Африке сложилась новая элита, перенимавшая стили поведения, систему ценностей, включая и эстетические ориентации, соответствующие стандартам метрополий. Появился европейски образованный слой, заинтересованный во включенности африканских народов в общемировой общественный и культурный процесс. Эта тенденция сохранилась и после достижения независимости. Новая интеллектуальная элита Африки хотела мирового признания. Этот процесс шел по пути воспроизводства и распространения европейской культуры в Африке, и по пути внедрения африканской самобытной культуры в общемировую, но уже на языке этой общемировой культуры - в доступных ей кодах и формах.
Литература. Формирование литературы в привычных для Европы жанрах (поэзия, повесть, роман, драматургия и т. п.) происходило в среде африканских служащих колониальной администрации, учителей, врачей - всех тех, кто выступал посредником между колонией и метрополией из числа местного населения. Освоив письменность и получив возможность публиковаться в колониальной прессе, научной среде, нарождающаяся африканская интеллигенция спешила зафиксировать фольклорные материалы (легенды, сказки, пословицы, песенные жанры). Чаще всего это были более или менее вольные изложения соответствующих материалов, в которых трудно отделить собственно литературные изыски авторов, подражающих литературам метрополий, от безусловно достоверного фольклорного материала. Таковы, например, публикации по устному народному творчеству малинке и бамбара 20-х годов XX века, подготовленные Мусой Травеле, или легенды охотников гоуДюпюи Якуба. Оба были переводчиками во французской колониальной администрации Французского Судана. Спустя поколения в африканской литературе образуется целое направление, построенное на авторских переложениях фольклора и послужившее фундаментом для всех течений в последующих литературных поисках. Среди прочих представителей этого направления необходимо упомянуть Сембена Усмана, Бираго Диопа (Сенегал), Мамби Сидибе, Амаду Ампате Ба (Мали), Джибрила Тамсира Нианя (Гвинея), Амоса Тутуолу (Нигерия) и многих других.
Творчество этих авторов относится ко времени подготовки и обретения народами Африки независимости. Именно отражая эти тенденции в сознании складывающейся африканской интеллигенции, молодые и талантливые писатели стремятся утвердить самобытность культуры Африки, ее духовность и образность, слияние видимого и невидимого миров, противопоставляя эти качества расчету и склонности к насилию в культуре колонизаторов, в целом в западной культуре. Эти идеи весьма созвучны, а зачастую и образуют идейный, интеллектуальный фон для концепции негри-тюда Л.С. Сенгора и для идеологии панафриканизма. Последняя соединяет стремление к социальной справедливости со стремлением к африканской солидарности перед лицом внешнего мира, особенно при построении отношений с бывшими метрополиями.
В 40-60-е гг. XX века литература в Африке - это больше чем просто литература. Прежде всего - это средство самовыражения, самопознания и самоутверждения. Но одновременно литература в Африке тех лет выступает интеллектуальной и духовной базой для выработки конкретных политических программ и доктрин. Многие из литераторов Африки тех десятилетий оказываются властителями умов (подобно Л.Н. Толстому, А.С. Горькому, А.И. Солженицыну в России). Многие из писателей, а вместе с ними журналисты и ученые становятся одновременно и крупными политическими деятелями. Таковы Л.С. Сенгор, Ф. Уфуэ-Буаньн, М. Кейта, А. Него. Особую силу общественного воздействия приобретает в эти годы поэтическое творчество африканцев на европейских языках, оно публикуется в прессе, оно выступает сильнейшим инструментом воздействия на умы и поведение современников.
Кстати, сотрудничеству деятелей культуры и политиков «Молодой Африки» способствует и то обстоятельство, что многие из них в юности вместе учились в лицеях и колледжах, созданных европейцами для нужд собственной администрации. Таковыми были, например, французский лицей имени Уильяма Понти на острове Горе близ Дакара (Сенегал), где учились одновременно и Л.С. Сенгор, и Ф. Уфуэ Буаньи, и М. Кейта, а также Кивукони - колледж в английской Восточной Африке. Сформировавшаяся в них элита и стала в конце концов во главе молодых независимых государств Африки. Для российского читателя в истории собственной страны есть яркий пример взращивания элиты для управления Российской империей, когда из среды будущих госслужащих вышли поэты, писатели и политические деятели, попытавшиеся изменить общественный строй самой России. Это - знаменитый Царскосельский лицей. Можно засвидетельствовать, что остров Горе - сам по себе уголок очень романтический, способствующий накоплению и формированию творческого потенциала большой силы: крепость, форты, узкие живописные улочки, прозрачные лагуны и пляжи, столетние баобабы.
После достижения независимости возникают и проблемы включения людей в новый мир, когда уже перестала действовать принудительная система колониального управления, когда со всей очевидностью ослабляется роль коллективизма, обеспечивавшаяся традиционными институтами общества. Авторы, а с ними и их герои оказываются перед лицом фальши и лицемерия многих сторон окружающей действительности, духовной беззащитности перед силой денег, карьеры, начальства и всего того, что составляет содержание повседневной жизни африканского общества и его интеллигенции. Пропасть между богатыми и бедными, великое духовное прошлое, которое используется для спекуляций, для удержания власти и богатства - становятся основными темами африканской прозы последней трети XX века. Среди них тема безысходности, тема отчаяния перед бездуховностью, тема потери стержня существования, разрушения нравственных и духовных ориентиров. Среди наиболее заметных авторов этой волны следует упомянуть того же сенегальца Сембена Усмана, нигерийцев Воле Шоинка и Чинуа Ачебе и др.
Особую роль в государственном и культурном строительстве Африки конца XX века приобрели драматургия и кино. Собственно зачатки драматургии и театра можно усматривать в относительно глубокой древности, когда любые действия культурного значения и церемониалы, проходящие по заранее определенным сценариям и объединяющие в общем процессе десятки, сотни и даже тысячи людей, проходят как подобие театрализованных постановок. Еще на доколониальном этапе начинается процесс десакрализации ряда инсценировок, переходящих в фарсовые морализующие представления из повседневной жизни африканской деревни. Именно так происходит со знаменитыми «Котеба» бамбара (Мали). Кстати, формирование национальных ансамблей во вновь освободившихся государствах происходит также через десакрализацию отдельных сфер деятельности тайных союзов, существование которых характерно для традиционного этапа жизни. В выступлениях этих ансамблей сочетается музыкальный и устный фольклор, пение, танцы и фарсовые театральные постановки. Такие ансамбли образовывались практически в каждой, вновь обретшей независимость стране, как официальные проводники ее культуры внутри страны и за рубежом - своего рода визитная карточка государства. Наиболее известны объединения, представлявшие культуру Сенегала, Ганы, Мали, Гвинеи, Конго, Танзании и др.
Профессиональной драматургией занимались многие выдающиеся писатели Африки. Для них театр - это прямой контакт с народом, прямая возможность ответить на его чаяния, подсказать суть происходящего в их стране. В 60-е годы XX века очень остро стоит задача формирования национального самосознания, чувства связи между людьми через единство государства, а не в этнических рамках. Решению этой задачи способствует прославление, своего рода культ великих деятелей прошлого - объединителей народов в борьбе против общих врагов. В это время необычайный размах приобретает почитание Сундиаты, благодаря, в частности, усилиям Дж. Т. Нианя. Тогда же В. Шоинка пишет знаменитую пьесу «Чака», прославлявшую вождя зулусского народа, оказавшего сопротивление колонизаторам.
По мере спада эмоционального подъема, вызванного обретением независимости, возникает разочарование действительностью из-за во многом не оправдавшихся ожиданий. Романтические устремления государственных лидеров эпохи обретения независимости наталкиваются на неимоверные сложности: безусловную отсталость обществ, слабость экономик, несоответствие форм государственного устройства и реальных механизмов управления обществом, нарастание коррупции, протекционизма и т. д. Все это ведет к беспрерывной полосе насильственных смен власти, образованию диктаторских режимов, потере надежд, а с ними - и нравственности, здоровья духа общества. Эти темы входят в бесчисленные пьесы и постановки, многие из которых вдохновляются коллизиями и сюжетами, напрямую заимствуемыми из классиков мировой литературы: У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Ф.М. Достоевского и др. Зрительская аудитория таких постановок всегда многочисленна, внимательна и отзывчива на происходящее на сцене, где отчасти в аллегорической форме показывается сама жизнь, даются разъяснения параллельных интриг из реальных обстоятельств, делаются прогнозы и рекомендации.
С 1960-х годов начинает развиваться и кинематограф, для которого часто пишут те же романисты и драматурги. Перед кино стоят проблемы, ничем не отличающиеся от театра: разъяснять жизнь на наиболее обобщенных, типизированных примерах. Особый вклад в развитие кинодраматургии Африки внесли те же С. Усман и В. Шоинка. Среди выдающихся кинорежиссеров следует отметить Сулеймана Сиссе (Мали) с его фильмами «Ветер», «Свет», «Пять дней одной жизни», «Дочь», получившими мировую известность и отмеченными премиями жюри Московского и Каннского фестивалей. Пользуется известностью также Идриса Уэдраого из Буркина-Фасо, отмеченный премиями в Каннах (фильм «Тилаи») и Берлине («Самба Траоре»). Примечательно, что оба режиссера учились в СССР.
Признанием уровня и значимости вклада африканцев в мировую культуру выступают избрание Л.С. Сенгора во Французскую Академию (1984 г.) и присуждение В. Шоинке Нобелевской премии по литературе (1986 г.).
Музыка. Современная музыкальная культура Африки развивается преимущественно в направлении песенного и танцевального жанров. Важное место занимают оркестровки традиционных музыкальных мотивов для тех же национальных ансамблей. Собственно симфоническая, оркестровая музыка в традициях европейской музыкальной культуры почти не привилась. Некоторое исключение составляют профессиональные композиторы Ганы, Нигерии, ЮАР. Так, А. Юба, Ф. Сованде создали ряд симфонических произведений. Предпринимались попытки писать музыку к спектаклям и оперы. Но фольклорные переработки и инструментовки все же оказываются ближе слушающей аудитории.
Благодаря радио, а затем и телевидению, массовое вторжение в музыкальную культуру Африки западной эстрадной музыки существенно повлияло на вкусы, интересы и ориентации ее жителей. Традиционная музыкальная культура постепенно вытесняется в сферу «экзотики». На первое место выходят африканские профессиональные певцы, сочетающие в исполнительстве «технологию» западной музыки и мелодику традиционной. При этом стала бурно развиваться песенная традиция прошлого, относящаяся к области лирических «женских» песен.
К наиболее значимым фигурам музыкального творчества Африки относится певица Мириам Макеба, родившаяся в ЮАР и получившая всемирное признание.
Архитектура. С получением независимости африканские страны в основном унаследовали архитектуру колониального стиля. Почти повсеместно она схожа и напоминает «викторианский» стиль, приспособленный к условиям тропиков. Во второй половине XX века строятся административные здания, промышленные и технические сооружения, повторяющие стили архитектуры Запада. Но в последние двадцать лет XX века появляется значительное число авангардистских архитектурных сооружений, впрочем, большей частью проектируемых европейцами на деньги из инвестиционных фондов:
банки, учебные заведения, общественные центры.
Изобразительное искусство. Современная изобразительная традиция развивается в Африке по двум каналам: а) ремесленники, ориентированные на «индустрию туризма», достигают в отдельных случаях высокого эстетического уровня и выходят на уровень «искусства»; б) художники (живописцы) и скульпторы получают профессиональное образование в странах Запада (ранее и в СССР) или по таким же программам в «национальных школах искусств» (как, например, Национальный институт искусств в Бамако).
К первому типу может быть отнесена пластическая традиция народа маконде (Танзания, Мозамбик). Работа на рынок скульпторов маконде привела к оформлению уникального стиля - синтезу африканских и европейских пластических традиций. На базе традиционного обобщенного, допускающего асимметрию творчества маконде, возник абстрактно-сюрреалистический пластический образ, созвучный западной эстетике. В рамках этого стиля образуются свои подстили «уджамаа» (масса человеческих фигур, производящих целостное зрительное впечатление) и «шетани (шайтан)» - внепри-родное соединение элементов реальности, создающее мистический, одухотворенный образ. Постепенно происходит и персонализация авторства этих ранее безымянных произведений (Атези, Самаки, Дастани, Кашимир и др.). Сходный пример дает и живописная школа Пото-Пото, возникшая в 50-бО-е гг. XX в. в окрестностях Браззавиля (Конго).
Интересные живописные традиции на основе жанров и техник мирового искусства сложились в Мали (Мамаду Кулибали Соме, И. Джабате, М. Хайдара и др.), Сенегале (Папа Ибраим Талль, Ибраим Нджай, Ибу Джуф, Теодор Джуф и др.), Нигерии (А. Она-болу, Б. Энвонву, У. Эгону, Ю. Грилло, Б. Онобракпайе и др.). В Нигерии, с ее богатыми пластическими традициями йоруба, бини возникли и школы современной скульптуры (О. Идах, Ф.О. Идехен, Ф. Идубор, Б. Энвонву).
Мировое признание получила возникшая в 80-е гг. XX в. в Мали школа «Боголан» - своеобразная живопись на ткани, создаваемая разноцветным травлением. Ее мягкие сочетания желтого, охристого, белого и черного цветов позволяют достигать особой выразительности путем соединения абстрактных пятен и геометрических фигур с элементами реальных образов. Выставка «Боголан» в Париже в 90-е гг. произвела подлинную сенсацию и сразу ввела этот стиль в мировую моду. Среди наиболее заметных лиц в этом направлении - Баба Кейта, Бубакар Думбия, Нене Чам, Альфусени Келли.
Совершенно очевидно, что центры современного изобразительного искусства Африки совпадают с многовековыми очагами традиционной культуры и художественной деятельности африканцев.
Россия, не имевшая колониальных интересов в Африке, до 1960-х гг. поддерживала весьма ограниченные контакты с африканскими культурами. Лишь путешествия В.В. Юнкера в 70-х гг. XIX в. по Восточной Африке и русские миссии в Эфиопии на рубеже XIX-XX вв. служили источником формирования фондов российских музеев. Кроме того, некоторое количество африканских предметов искусства поступило через закупки в антикварных лавках Европы (собрание Анучина), а также путем обмена между музеями России и Европы (собрания Л. Фробениуса, Мейнхофа и др.). Ряд интересных собраний был подарен коллекционерами (собрание Голуба, доктора Г. Мейера и др.).
В дальнейшем музеи России стали пополняться африканскими экспонатами лишь в 1960-е гг., то есть после налаживания отношений СССР со странами Африки (собрания Д.А. Ольдерогге, Л.И. Яблочкова, В.Р. Арсеньева и др.).
В настоящее время в музеях России имеется около 15 тыс. предметов искусства и быта Африки. Это не очень много в сравнении с европейскими и североамериканскими собраниями, но вполне удовлетворительно для убедительного показа культур африканцев в нашей стране, для их изучения и пропаганды.
Крупнейшей коллекцией обладает Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Среди около 13 тыс. предметов его собрания выделяются предметы из Древнего Бенина, скульптуры и маски бабмбара, скульптуры бари, маски мпонгве и многое другое. Небольшими, но интересными собраниями обладают Государственный Эрмитаж, Музей искусства народов Востока (г. Москва), Музей антропологии и этнографии при Московском государственном университете.