Современная российская семья и ее проблемы

Содержание

Введение 3

1. Семья как социальный институт: понятие и сущность. 4

2. Основные функции семьи. 7

3. Проблемы семьи в современном российском обществе 16

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Введение

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15-20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семенной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет (10, c. 43).

Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами.

Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ. Происходящие в экономике изменения привели к социально-демографическим последствиям. Именно на семье прежде всего отражаются инфляция, сокращение темпов производства, рост неплатежей, невыплата заработной платы, женская безработица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограничивает функции семьи как социального института.

Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение (из-за непомерных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).

Сегодня нет российской семьи как таковой. Есть семьи бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи, стоящие на грани выживания Рыночная идеология, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа насилия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентризма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье (10,c.44).

1. Семья как социальный институт: понятие и сущность.

Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу (11, 319).

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарные (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи (4, c.241-242).

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловной приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

2. Основные функции семьи

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские – в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков (3,c.30-31).

Достаточно полная классификация функций семьи разработана М. С. Мацковским, которая представлена в следующей схеме (11, c.322-323).

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общетсва Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм, взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. Взаимообогащения досуговых интересов

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Как видно из схемы, на первое место исследователи ставят репродуктивную функцию. Рассмотрим ее более подробно.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода (3, c.32-33)..

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний; социологов, демографов, психологов, юристов, педагогов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.

Проблема, которая волнует современное человечество, - это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень быстрый прирост населения в развивающихся странах. Рекорд по количеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно пополняя население Земли на 27,5 млн. малышей (сравните: в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн. детей). Затем идет Китай - 18,4 млн. новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье - один ребенок». Далее следует Индонезия с 5,7 млн. новорожденных.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени (9, c.78-79).

Чтобы через 25 - 30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% — по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. По данным социологических исследований, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину.

Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди специальные социологические теории мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».

В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие.

Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Примерно во столько же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц (9, c.90).

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность — возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и материнству должны работать,— всего лишь прекраснодушная утопия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти катастрофическими. Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое — выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа многодетных и увеличение числа бездетных семей) социологи отмечают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком (11, c.103-105).

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорожденные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого придется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочисленных чад? Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуждаются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к сожалению, что современная многодетная семья дает много воспитательного «брака»; детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По статистическим данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в последние годы рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия решается путем зачатия «в пробирке» (по-научному - методом экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., успешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар (12, c.93).

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклонения, часто (с интервалом в 1-1,5 года) рожающих женщин, организм которых не успевает восстановиться от прежних родов (2,c,61).

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение; сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Нации (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединенных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения путем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.

Эта помощь - одно из важнейших направлений современной демографической политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, регулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени деторождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.

В России принята федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др. (3, c.33).

3. Проблемы семьи в современном российском обществе.

Сегодня, по истечении ряда лет реформирования страны, можно констатировать, что переход России к новым экономическим условиям происходит, к сожалению, без четкой концептуальной программы, учитывающей синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов. В результате несогласованности в планировании реформ, неучета их последствий смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходит не поэтапно, а стихийно. Это вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой рыночной системе.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Официальная статистика свидетельствует, что за последние пять лет количество браков сократилось на 22% (2, c.61). Соответственно угрожающе падает рождаемость и численность населения в целом.

В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников представляют возрастную группу 30-40-летних членов общества, которые к этому возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в своей дееспособности и в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений в России отбросила многие семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. По данным Госкомстата, на начало 1996 г. 63% населения имели доходы ниже среднего уровня (8, с.86).

Драматизм ситуации состоит еще и в том, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых, ранее считавшихся нетипичными проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Они уже не столь часто обращаются к родителям за советом и помощью , считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Социологические исследования Лаборатории семейного воспитания в школах Москвы и Московской области убедительно подтверждают существование этой тенденции. Учитывая, что традиционно приоритетным воспитателем детей является мать. В качестве примера рассмотрим, как меняется ее авторитет в зависимости от сферы занятости.

Известно, что самой непрестижной сегодня считается работа в бюджетной сфере с характерной для подавляющего большинства государственных учреждений минимальной оплатой труда, а наиболее привлекательным становится труд в коммерческих структурах. Как оказалось, при занятости матери в бюджетной сфере с ней советуются 68% школьников. Несколько выше оценивается компетентность матери, работающей на государственном предприятии: к ней обращается за помощью 71% детей. Наконец, 76% школьников советуются с матерью, работающей в коммерческих, негосударственных организациях (1, c.31).

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной части населения. Из статистически выделяемых семи возрастных групп от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 40% (1, с.31).

Выборочные исследования лаборатории показали, что более трети семей школьников (36%) испытывают каждодневные трудности в распределении своего бюджета. Любые дополнительные расходы, включая покупку одежды и обуви, вызывают затруднения. Выявлено лишь 6% семей, удовлетворяющих свои потребности полностью. В таких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей.

Еще 10 лет назад в аналогичных опросах возможность для подростков зарабатывать деньги на карманные расходы оценивалась крайне негативно. Сегодня отношение кардинально меняется. Родители не только допускают возможность подработки для своих детей, но и рассматривают ее как желательную ситуацию. Но последствия трудовой занятости школьников не всегда можно оценить положительно. К примеру, родители, решая сегодня вопрос о собственной занятости, исходят из соображений использования во что бы то ни стало полученной в доперестроечные времена профессиональной подготовки, т.е. стремятся сохранить привычное место работы, даже при невысокой оплате. Срабатывает инерционный мотив поведения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации «диких» рыночных отношений. В таких семьях труд детей, выполняющих непрестижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу (чаще всего в форме услуг для «новых русских»: мытье автомашин, работа в коммерческом киоске и т.п.), может в денежном исчислении приблизиться к заработку родителей. Появляется еще один фактор, способствующий падению авторитета родителей в глазах подростка. Более того, происходит смещение в системе жизненных ценностей детей — ими переосмысливается значимость денег для достижения успеха в жизни (2, c.62). В конечном счете такая тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но в государственном масштабе приводит к планомерному снижению интеллектуального потенциала российского общества.

Отсутствие базовой концепции развития страны, определяющей идеологию национальных приоритетов, создает ситуацию неопределенности при выборе семьей профессии для своих детей. Остается без ответа вопрос родителей о том, какие специальности будут пользоваться спросом в ближайшей перспективе, какая подготовка требуется детям сегодня. Последние статистические данные свидетельствуют, что около 50% всех профессий, получаемых сегодня молодыми людьми в учебных заведениях, остаются невостребованными на рынке труда. В результате за один только 1998 г. службы занятости России зарегистрировали 3,1 млн. неработающих и неучащихся молодых людей, а ведь это реальная «группа социального риска», пополняющая криминальные структуры общества (5, с.6). 25% старшеклассников в школах Москвы и Подмосковья выдвигают одним из главных требований к будущей профессии гарантию от безработицы.

Семья, озабоченная совершенно неожиданными для нее негативными проявлениями рыночной экономики, пытается сформулировать новые требования к школе, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни. Однако анализ, проведенный лабораторией, показывает, что родители весьма неопределенно представляют себе ситуацию. Их пожелания к школе сводятся в основном к тому, чтобы она дала детям свободное владение иностранным языком, обучила навыкам работы с компьютером, познакомила с основами бизнеса. Но если школа будет строить образовательные программы, ориентируясь только на эти узкие пожелания, то ее выпускники окажутся готовыми к работе в сфере бизнеса, предпочтительно с выходом на международный рынок. Заметим попутно, что, по данным американских социологов, лишь 4% населения имеют врожденную способность к предпринимательству.

Можно легко спрогнозировать дальнейшее развитие событий: большинство выпускников неизбежно испытают горечь разочарования, их ждут потерянные годы, а в итоге - освоение новой профессии. Это будет способствовать формированию у молодых людей чувства неуверенности в себе, порождать у них сомнения в успешном включении в новые экономические отношения.

Возможность углубленного изучения отдельных предметов основана на принципах осуществляемой сегодня реформы российского образования. Расширение самостоятельности школы при всех положительных последствиях имело и оборотную сторону. Увеличивая количество часов по некоторым дисциплинам или вводя новые специализации, педколлективы должны проявлять большую дальновидность.

К сожалению, сегодня типична ситуация, когда получаемые через школьную специализацию знания в силу особенностей экономического развития региона никак не применимы в месте проживания семьи. Подобная «специализация» способствует оттоку молодежи из родных мест в поисках работы по полученной профессии. Такая непродуманная образовательная политика может привести к отчуждению членов семьи друг от друга.

Между тем, в требованиях к школе ввести новые акценты в преподавании, семьи в большинстве случаев не стремятся реализовать какие-либо честолюбивые планы по поводу детей. Родители просто проявляют естественную озабоченность за их судьбу, но способ выражения этой озабоченности в форме весьма ограниченных пожеланий показывает, что семья испытывает недостаток информации для осуществления осознанной профессиональной ориентации детей.

Известно, что в предшествующие реформам годы около трети всех подростков получали первичную специальную подготовку через систему профтехобразования. Семья принимала протекционистскую политику государства, обеспечивавшего бесплатное образование детей в ПТУ. Наблюдения, проводимые лабораторией, показывают, что вследствие слишком резких социальных перемен большинство семей, использовавших ранее систему ПТУ для своих детей, не сумели перестроиться в соответствии с законами рыночной экономики. Родители по-прежнему живут ожиданием от государства помощи в бесплатной профессиональной подготовке детей. Массовое закрытие профтехучилищ изменило лишь направленность этих ожиданий: сегодня семья предъявляет свои требования к школе. Исследования выявили достаточно много родителей, желающих усилить прикладной характер обучения в школе с ориентацией на определенные ремесла (1, c.32). Думается, что такая направленность спроса на образовательные услуги будет расти.

Существуют два возможных пути решения этой проблемы. Первый предполагает создание в структуре образовательных учреждений звена среднего профессионального образования с льготным режимом платы за обучение. При невозможности реализовать такую модель общеобразовательной школе придется взять на себя непростую задачу профессиональной подготовки подростков, что потребует кроме всего прочего создания соответствующей материальной базы.

Было бы неверно рассматривать изменение менталитета российской семьи в свете одних лишь экономических реформ. Происходит значительная переоценка нравственных основ жизни. Рассмотрим несколько примеров такой трансформации.

Пятнадцать лет назад понятие «коллективизм» употреблялось исключительно в положительном смысле, а наличие этого качества у отдельных членов общества приветствовалось. Отсутствие коллективистской ориентации рассматривалось как проявление индивидуализма, т.е. буржуазной идеологии. В настоящее время о коллективизме говорят с оттенком неодобрения, отождествляя его со стадностью, отсутствием чувства лидера. И если раньше коллективизм олицетворял приоритет общественных интересов над личными, то сегодня происходит переориентация на первичное удовлетворение интересов личности.

Другой пример: идеология социализма культивировала в каждом члене общества проявление скромности, сдержанности в самооценках, осуждала противоположные качества - саморекламу, самохвальство. Сегодня же скромность рассматривается как инфантилизм, отождествляется с отсутствием личной инициативы, предприимчивости. Считается, что скромный человек неспособен выжить в новых условиях.

Деятельность, направленная на достижение личной экономической выгоды, осуждалась в прошлом как корыстная и недостойная советского человека. Ныне умение извлекать экономическую пользу из определенных обстоятельств становится главным условием успешности карьеры человека. Кардинальным образом поменялось отношение общества и к другим нравственным понятиям (альтруизм, самокритичность и т.п.), что привело к сумятице, растерянности в умах рядовых представителей российского населения. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентации общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии. Сегодня российская семья испытывает сильное давление со стороны новых общественных (норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой, логику поведения.»

Наглядным свидетельством включения семьи в рыночные отношения может служить уровень занятости населения в негосударственной сфере. По данным исследований лаборатории в Москве и области, каждый третий родитель школьника занимается бизнесом. При этом образовалась определенная прослойка населения, в которой оба родителя работают, в коммерческих структурах (около 20% семей школьников). Как уже было сказано выше, родители-бизнесмены имеют более высокий авторитет в глазах детей, поскольку являются представителями преуспевающей социальной группы. Они более адекватно оценивают происходящие в обществе процессы и прививают детям практико-ориентированные жизненные цели. Однако именно эта категория родителей с определенным материальным достатком, сочетающимся со стабильностью супружеских отношений, испытывает дополнительные трудности в воспитании своих детей. Известно, что коммерческая деятельность связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители-бизнесмены весьма ограничены временем в осуществлении воспитательного воздействия и контроля за детьми. Их информированность о том, чем занимаются последние в свободное от школьных занятий время, весьма невелика. Столь же неопределенно представляется родителям-предпринимателям круг общения детей, их друзей и подруг. Эти проблемы, характерные для российской семьи в целом, в семьях бизнесменов на фоне их относительного благополучия проявляются с особенной остротой.

Есть специфика в такой семье и при наличии в ней неработающей жены-матери. На сегодняшний день в стране появилась довольно представительная группа семей коммерсантов, в которых жены, будучи в трудоспособном возрасте, предпочитают заниматься домашним хозяйством. По исследованиям отечественных социологов, таких женщин в Москве 27%, а в Московской области - 17% (9, c.104).

Их постоянное пребывание дома, безусловно, помогает в осуществлении родительского контроля за детьми и одновременно способствует созданию благоприятного психологического климата. Однако здесь есть и обратный эффект: жизнь вне социальных контактов ограничивает интересы женщины, ее кругозор замыкается рамками семьи. Мать, озабоченная исключительно домашними делами, перестает быть авторитетом для своих детей, они уже не обращаются к ней за советом и помощью, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Таким образом, возможности неработающей матери уделять больше внимания воспитательным функциям и осуществлять более качественный контроль за детьми еще далеко не являются гарантией хорошего воспитания и успеха в жизни последних. А психологическая комфортность дома, которую с большим успехом обеспечивает неработающая жена и мать, далеко не всегда способствует укреплению семейных отношений.

Известно, что в процессе общения члены семьи реализуют множество семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и эмпатия между супругами, и взаимная моральная поддержка, и многое другое. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения.

Частнособственнический путь развития, по которому ныне движется российское общество, основывается прежде всего на расширении деятельности в сфере малого бизнеса (услуги, торговля, ремесла). Предпринимательство требует от людей хорошо развитых навыков межличностного общения, ибо процветание возможно только при способности производителя убедить потенциального покупателя приобрести продукт его труда. В условиях социалистического общественного производства, когда роль личностных факторов производителя сводилась к минимуму, навыки конструктивного общения были большей частью утеряны.

Наблюдения показывают, однако, что российская семья успела оценить значимость коммуникабельности для успешной профессиональной деятельности. Не случайно исследования лаборатории выявили пожелания 63% родителей ввести в школах обучение детей навыкам общения. Такая тенденция свидетельствует, что семья в новых экономических условиях не складывает беспомощно руки, а ведет неустанный поиск путей органичного включения в изменившуюся действительность. Столь активная позиция позволяет надеяться на то, что институт семьи выживет и сохранится, несмотря на пессимистические прогнозы некоторых ученых. Главная же проблема заключается в том, что на пути усвоение семьей нравственных и иных принципов жизни, заимствованных у развитых стран, утрачиваются глубоко устоявшиеся собственные нормы, отражающие национальную специфику российского менталитета (1, c.34).

Следующая проблема имеет международный характер. Сегодня часто употребляется термин «гуманизация» в приложении к разным сторонам жизни, в том числе к образованию. Актуализация этого термина на пороге XXI века в развитых странах мира свидетельствует о том, что меняется система ценностей человечества. Прошедшее столетие, отодвинув на задний план межличностные отношения, ознаменовалось интенсивным развитием науки и техники. Основу жизни цивилизованных людей составляли (и составляют еще сейчас) прежде всего ценности материального ряда: красивый дом модная мебель, автомобиль последней марки отдых на лучших курортах мира и другие внешние атрибуты успеха. Однако материальное благосостояние далеко не всегда определяет психологическую комфортность личности. К концу века наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: взаимопониманию, моральной поддержке, эмпатии, взаимопомощи и т.п. Все они составляют емкое понятие «гуманизация» межличностных отношений.

К сожалению, исследования лаборатории фиксируют, что в 35% семей школьников царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса к другим членам семьи, допускаете» даже рукоприкладство. Госкомстат свидетельствует, что за один только 1995 г. в результате семейных ссор была совершена 791 тысяча преступлений между родственниками, причем 21% пострадавших — дети. Часто отмечаются случаи сексуального надругательства над подростками. Этот вид преступлений особенно распространился в России с 1990 г., в результате чего первичная заболеваемость венерическими болезнями возросла с 1990 по 1994 г. в 26 раз (2, с. 62); Становится очень распространенным и бегство детей из дома.

Проявление крайних форм семейного неблагополучия ученые связывают прежде всего со снижением внимания государства к семьям «группы риска». В прошлые годы такая семья была объектом профессионального воздействия со стороны правоохранительных органов и чувствовала себя под жестким общественным и государственным контролем. Сегодня обретенная ею свобода и безнаказанность, отсутствие правовой базы могут привести к трагическим последствиям. Насколько массовыми они, возможно, будут, можно судить по данным, характеризующим статистику рождаемости, например, в Москве: в 1994 г. здесь лишь 40% детей появились на свет в относительно благополучных семьях, остальные 60% — в семьях «группы риска». Таким образом, остро стоит вопрос о защите прав ребенка в неблагополучной семье. Справедливости ради следует отметить, что в Государственной думе уже более полугода рассматривается закон «О предотвращении насилия в семье». Есть надежда, что с его принятием будет усилена ответственность родителей, злоупотребляющих своими правами в ущерб детям.

Возвращаясь к вопросу о гуманизации отношений в относительно благополучных российских семьях, хотелось бы обратить внимание на весьма положительную тенденцию последних лет, характеризующую взаимоотношения двух поколений в семье. Обратившись к опыту прошлых десятилетий можно увидеть, что социологические опросы школьников пятнадцатилетней давности рисуют образ подростка слегка инфантильного, ориентированного на личные интересы и далекого от проблем собственной семьи. Исследования последних лет отмечают значительные перемены в личностном портрете подростка. В числе первых трех жизненных проблем современного российского старшеклассника устойчивое место занимает обеспокоенность здоровьем своих близких. Таким образом, происходит качественное изменение оценки детьми значимости семьи и родителей. По-видимому, это связано с более высокой включенностью подростков в обсуждение текущих проблем (1, c.34).

Наконец, есть еще одно отмечаемое нашими исследователями положительное влияние рыночных отношений на семью. Развитие негосударственного сектора занятости позволило обоим супругам работать совместно. С одной стороны, общее место работы позволяет более успешно решать проблему семейного заработка, так как совместная деятельность повышает производительность труда и способствует, следовательно, его более высокой оплате. С другой стороны, на профессиональную деятельность переносится специфическая домашняя функция семьи: взаимопомощь и поддержка, основанные на высоком доверю друг к другу. Новые условия труда супругов в значительной степени повышают сплоченность семьи и способствуют ее стабилизации. По результатам исследований лаборатории, до 12% родителей московских школьников работают в одном негосударственном коллективе.

Итак, переход России на качественно новый путь социально-экономического развития существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня пока рано говорить об окончательных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего. Ухудшение финансовых условий, связанное, в том числе, с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей. Государственная политика в области занятости и обеспечивает гарантий от безработицы, и формирует социальный заказ семье и школ на профессиональную подготовку молодежи. Невнимание государственных структур к семьям «группы риска» ведет к дальнейшей криминализации общества. Деятельность социальных служб – лишь малая толика той помощи, которая должна оказываться семьям.

Национальные интересы России требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи — главной составляющей структуры общества.

Заключение

Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни и влияющих на семью как социальный институт, позволяет фиксировать следующие проблемы:

— дифференциацию как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не защищенных родителей и детей;

— высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

— дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, процессы стихийной христианизации, раздробленность сознания, поиск простых ответов, выражающийся в стремлении к эзотерическим знаниям и оккультной литературе;

— индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепроживание здесь и сейчас;

— низкий уровень развития правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определенных ограничений;

— низкий уровень социально-психологической грамотности, умения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

— увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей;

— алкоголизацию большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

— снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, например, песенных, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве и многие другие.

Список литературы.

1. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. –1996. -№6. – С.30-35.

2. Жизнедеятельность семьи // Вопросы статистики. –1995. -№12. – С.60-64.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,1999.

4. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. - М.,2000.

5. Молодежь: Цифры, факты, мнения. – СПб.: Варгус,1995.- Вып.1.

6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики.- Магнитогорск:МаГУ,1999.

7. Римашевская Н.М. Исследования жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики // Семья в России. –1995.-№1-2. –С.8-28.

8. Семья в зеркале статистики// Вопросы статистики. – 1996. - №3. – С.79-87.

9. Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.,1995.

10. Силасте Г. Все болевые точки нашего общества отражаются в семье // Социальная работа. – 1994. -№2/5. –С.43-44.

11. Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. (Социально-демографическое исследование). – М.: Статистика, 1978.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(29.5 KiB, 74 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!