Современная американская система управления

Кардинальные перемены в управлении произошли после внедрения ЭВМ, применения математики и компьютеров (1950–1960-е годы), что способствовало развитию современных количественных методов обоснования решений. Именно количественная школа в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики – областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления, – к управлению, что впоследствии способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников науки управления и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.

Американская система и модели управления во многом раскрыты в литературе по менеджменту. Основа американских управленческих отношений – индивидуализм – индивидуальный процесс принятия решений, индивидуальная инициатива и ответственность, индивидуальная предприимчивость и лидерство, и соответственно, индивидуальная неразглашаемая оплата.

Это в основном "Я" и значительно меньше, чем "МЫ". Это группа для личности, а не личность для группы. Индивидуализм здесь не эгоизм, а самоотвержение, центробежность от себя к делу для себя.

Методы управления адаптированы к меняющейся ситуации, условиям, обстановке. Нет привязанности работников к определенному месту.

Американская модель управления (планирование перспективы, план-прогноз, а не план-контроль) не ориентирует настоящее для будущего, а наоборот, будущее для настоящего. Планирование понимается как материализация целей. Отождествление целей работника с целями организации – лучший стимул, лучше, чем поощрение и, соответственно, наказание. Система работы с кадрами ориентирована больше на горизонтальный рост, особенно в функциональных областях. Планирование карьеры – ядро кадровой работы на предприятиях. Подготовка кадров со скоростью, не дающей отстать, частая оценка кадров, постоянное изучение персонала активно развивают корпоративный патриотизм. При подборе управляющих больше внимания уделяют национальным и местным традициям.

В течение всего ХХ века в США существует убеждение, что непременным условием эффективной работы может быть лишь рациональное планирование, а затем его четкое выполнение. Но США уже подходит к пределу этой модели, поскольку "в нашем мире игры без правил никто не знает, как играть" (так считает П. Вейлл). Другой стиль и другой менталитет, возможно, больше подошли бы для некоторых объектов деятельности.

Характерными чертами работы менеджеров США в современных условиях являются:

1) работа менеджера уже не может определяться такими понятиями, как оперативность и ясность;

2) менеджеру в современных Соединенных Штатах приходится контролировать все менее управляемые ситуации. Стратегически его пытаются разрешить, объявив, что современные исполнители должны быть лидерами. Никогда еще так не отдавалось предпочтение лидерству над управлением, как сегодня, поскольку нестабильная обстановка таит постоянную угрозу превратить любую данную структуру и исполнительскую политику в нечто несовместимое с ее требованиями и возможностями. В таких условиях модель лидерства гораздо более приемлема, чем модель менеджмента. Лидер постоянно изобретает стратегии, приспосабливая систему к современному и будущему окружению, несет ответственность за сознательно избранную стратегию;

3) умение работать в команде лидеров, совместное управление, осуществляемое командой менеджеров. Одной из главных побудительных причин работы в команде Питер Вейлл считает тот факт, что при тесной взаимозависимости подразделений современной организации выявилась бесполезность применения других стилей работы. В то же время есть много факторов, таких, как существующая система вознаграждения, оценивающая обычно личные, а не групповые достижения, желание быстрее получить результаты, стремление к лидерству, а также индивидуализм, характерный для североамериканской культуры. Еще один существенный отрицательный фактор командного управления – отсутствие культуры совместной работы, требующей коллективного самосознания, открытости, зрелости.

Все эти характерные черты – результативность, усиление лидерства и ответственности, расширение работы в команде – ведут к тому, что современное управление должно работать в очень тесном контакте с людьми.

Питер Вейлл достаточно точно указал тенденции развития американского менеджмента. И это проявилось в выборе им критериев работы руководителей – менеджеров в современных условиях:

1. Больше отчетности.

2. Больше лидерства.

3. Больше внимания коллективной работе.

4. Более тесный контакт с людьми.

5. Большая условность власти.

6. Больше индивидуальности.

7. Больше самоотдачи.

8. Больше стрессов.

9. Новое сочетание интеллекта и оперативных качеств.

Не все критерии бесспорны. Но при всей экзотичности в терминологии, критерии заставляют задуматься.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!