Социология XX века (рабочие материалы)

Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка. Можно даже сказать, что вообще социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общества», т. е. его разработке в теоретическом плане и в повсеместном словоупотреблении.

Социология возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Она была связана с духовными и политическими течениями своего времени, но социальное мышление не обязательно должно было выражаться только в социологии. Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя социологами. Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса Токвиля, современника и соотечественника Огюста Конта, произведения которого «Демократия в Америке» и «Старое государство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как произведения Конта по сравнению с ними выглядят несколько архаично, и Карла Маркса, исторический материализм которого стал величайшим вызовом для социологии.

В XIX в. со словом «социология» связывали совершенно определенное интеллектуальное обоснование, которое, однако, не являлось единственным способом постановки вопроса о социальном порядке и его развитии. Сам вопрос «Как возможен социальный порядок?» представляет собой не начало, а итог развития размышлений о социальном.

Социология — это определенный ответ на вопрос о социальном порядке, который направил в одно русло последующий анализ, но не был единственно возможным. После появления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не считали себя «социологией». В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает многие до сих пор альтернативные подходы, которые обозначаются как направления или парадигмы.

Становление социологии как самостоятельной науки происходило на фоне длительного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня. Это развитие было обусловлено четырьмя предпосылками:

1) идеей естественного общественного порядка, который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинен государству как политически-институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него;

2) развитием рыночной экономики, носителем которой является не государство, а гражданское общество;

3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и направленности исторического процесса;

4) разработкой современной концепции науки и научного прогресса.

Огюст Конт и возникновение социологии во Франции

Термин «социология» Огюст Конт впервые употребил в 1839 г. Было бы слишком тривиально увязывать развитие социологии с изобретением слова «социология». Мы и не преследуем такую цель, хотя начинаем «биографию» социологии с Конта. Разумеется, возникновение социологического мышления нельзя определить столь однозначно, и, возможно, это не имело бы смысла. Однако идея социологии как отдельной науки обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся во Франции к началу XIX в.

Социология, как ее представлял Конт, есть дитя послереволюционного времени во Франции и по этой причине имеет определенные черты. Специфическое понимание общества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу так же, как и изменение социальной структуры «старого режима» революцией, Наполеоном, реставрацией Бурбонов вплоть до середины прошлого века.

Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт (1798—1857) происходил из мелкобуржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Контовский проект энциклопедической системы наук отражает эти принципы.

Одно время Конт был секретарем Сен-Симона, а затем его сотрудником. Идеи Сен-Симона также оставили свой след в трудах Конта, хотя здесь нельзя говорить лишь об одностороннем влиянии. Они оба хотели видеть индустриальное общество будущего организованным на научной основе.

В последний период своей жизни под влиянием Клотильды де Во Конт стал придерживаться мистически-религиозной ориентации. Он хотел придать позитивизму статус своеобразной религии, в которой человечество заступает на место божества.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) Конт переформулировал приводимые уже Джованни Баттистой Вико и Тюрго три стадии истории познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Философия истории Конта — это одновременно закон движения истории и познания. Этими стадиями являются:

1) теологическая, или фиктивная, стадия;

2) метафизическая, или абстрактная, стадия;

3) научная стадия.

Третья, последняя, стадия считается самым передовым состоянием познания. Как способ познания, теологическое, или фиктивное, мышление нацелено на понимание внутренней природы вещей, первопричин и конечных целей, т. е. на абсолютное познание божественного порядка. В форме метафизического мышления обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции. Место Бога занимает разум. Метафизическая стадия — это переходный процесс к научному, или позитивному, мышлению, которое направлено на познание законов с помощью разума и наблюдения. Следует стремиться не к абсолютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями и общими фактами (законами), число которых становится все меньше благодаря прогрессирующему позитивному исследованию. Впрочем, Конт считал, что сведение всех явлений к одному-единственному закону — это лишь надежда на будущее, но это, несомненно, идеал позитивной науки. Конт полагал, что, после того как человечество в основном пройдет две первые стадии, станет возможным перейти к концепции позитивной философии. Она должна сменить критическую философию XIX в. В то время как философия основывалась на отрицании и изменении существующего порядка вещей, задачей позитивной философии является его объяснение, которое затем может помочь в принятии решений.

Позитивная философия Конта является основой и условием его концепции превращения политики в науку и имеет явные социально-технологические черты. Науки — и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения — не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Эта цель близка точке зрения, что все науки должны использовать единый метод, который является отражением способа бытия самой природы. Наука как понятие становится у Конта синонимом метода. Метод определяется заложенной в природе закономерностью и состоит в нащупывании этих закономерностей и объяснении действительности посредством законов, которые, со своей стороны, позволяют предвидеть и руководствоваться ими в своей деятельности. Итак, критерии «позитивности»: познание законов, предвидение, применение. Для Конта здесь не существует проблемы теории и практики, ибо «...наука ведет к предвидению, предвидение ведет к действию».

Позитивная наука — социология — должна в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния».

Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой — к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-нравственного развития, достижения согласия в общественных отношениях с помощью «естественных законов».

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих (обобщающих) и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения проблем. В случае социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. Ее следует развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее развившиеся позитивные науки. Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).

Обратимся теперь к содержательной концепции социологии Конта. Как он представляет себе предмет и основополагающую проблематику новой науки?

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820—1903), английский социолог XIX в., был представителем либерального индивидуализма и отражал взгляды господствовавшей буржуазии. Напротив, его философское творчество не нашло в Великобритании большого отклика, что, возможно, было вызвано его сильной натуралистической ориентацией.

Спенсер в целях анализа приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые, в свою очередь, подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Тем самым здесь уже обозначены основные элементы более позднего функционализма у Спенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по сравнительному значению подсистем он располагает общества как типы развития между двумя полюсами:

1) военные общества и

2) индустриальные общества.

Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения: индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Государство существует для блага индивидов. Спенсер усматривает принципиальный путь развития от военных к индустриальным обществам, причем прототипом индустриально-демократических обществ считает, безусловно, Англию. Впрочем, формы развития по мере продвижения эволюции все больше умножаются, становится возможным существование многих разновидностей индустриальных обществ. Спенсер не исключает также возврата к военным формам и даже усматривает его в социалистических идеях, которые в то время получали все большее распространение. Спенсер отвергает не только их, но и все формы парламентаризма и вмешательства государства как «тиранию организации» и преимущественное право государства перед индивидом.

Марксизм и социология

Теория Карла Маркса имеет двойственное отношение к социологии: сам Маркс всегда с иронией говорил о «социологах»; он был не слишком высокого мнения о социологии типа контовской, для него она являлась типичным выражением буржуазных интересов и буржуазного сознания. Но все же и его мышление, и социология были бы невозможны без идей Просвещения. В этом смысле и о социологии, и о марксизме можно говорить как о наследниках Просвещения.

Карла Маркса здесь не следует воспринимать как социолога. Он наверняка никогда не считал сам себя социологом. Марксизм весьма решительно противопоставил себя «буржуазной» социологии.

Однако презрение, с которым Маркс относился к социологии, разделяли далеко не все последователи его учения. На I Международном конгрессе по социологии в 1894 г. выступили с докладами несколько представителей марксизма.

После распада II Интернационала (1889 - 1914), который был «золотым веком» марксизма, стали раздаваться призывы связывать марксизм с социологией, это были голоса тех, кого в первую очередь интересовали анализ и объяснение современного общества и кто считал марксизм пригодным для этого инструментом. Два события решающим образом изменили общественную реальность и тем самым ее отражение в марксизме: русская революция и установление советского режима, с одной стороны, а с другой — «крах» европейского, прежде всего германского, рабочего класса, не сумевшего изменить общественное устройство после Первой мировой войны. Вместо этого произошла интеграция рабочего класса в капиталистическое общество и его политическое включение в демократическую структуру.

Уже в конце XIX в. высказывалась точка зрения, что сам исторический материализм следует рассматривать в зависимости от определенных общественно-исторических условий. Наибольшую известность получили «ревизионистские» теории Эдуарда Бернштейна о предпосылках социализма. Однако многие другие марксисты продолжали заниматься выяснением отношений между марксистским учением и новыми общественными условиями. Эта рефлексивная фаза привела к отказу от возможности революции в пользу эволюционного развития и переосмыслению анализа. Теперь полезным представлялся анализ общества. Многие марксисты определяли теперь сам исторический материализм как социологию, впрочем, подчеркивая отличие от «буржуазной» социологии Конта, Спенсера и их эпигонов (Николай Бухарин, Макс Адлер, Карл Корш). Карл Корш считал марксизм подлинной общественной наукой современности. Он упрекал «буржуазную» социологию в том, что она рассматривает социальное как автономную сферу, тогда как марксистская социология, напротив, в анализе общества исходит из примата экономической структуры, подчеркивает историчность в интерпретации социальных феноменов, занимается эмпирическим изучением в историко-экономическом контексте и позволяет увидеть революционные изменения и изломы развития.

Социология Дюркгейма содержит целый ряд основных задач и перспектив, которые и сегодня все еще характерны для большей части современной социологии.

1. Относительно метода:

а) Дюркгейм обосновал социологию как эмпирическую и законодательную науку; научность социологии обусловлена ее методом, о чем свидетельствует то значение, которое Дюркгейм придавал «вещественному» характеру социальных фактов;

б) научная объективность не склоняется перед ценностями и моралью, что неизбежно приводит к методическому релятивизму ценностей.

2. Относительно предмета: социальные факты рассматриваются как продукты общей связи общества, а не как признаки индивидов или групп.

а) Это наблюдение мотивировано познавательным интересом к общественному устройству. Вопрос «Что такое общественное устройство? Как оно учреждается?» может считаться центральной темой социологии Дюркгейма. Основными проблемами этой социологии являются интеграция и организация общества как целого.

б) Дюркгейм вводит категорию функции и понимает под функцией полезность некоего социального факта для сохранения порядка целого, независимо от целей индивидов или групп.

в) Ориентация на порядок порождает базисную оппозицию «структура/отклонение» как пояснительной модели.

Отношение Дюркгейма к действительности как к своего рода социальным фактам и отказ от индивидуальных фактов как основы познания часто критически именовались «социологизмом». Однако следует учесть, что социальная обусловленность мышления и действия в то время отнюдь не считались чем-то само собой разумеющимся. Дюркгейм хотел придать социологии статус самостоятельной науки со своим специфическим объектом, социальными фактами и своим специфическим методом (сравнительным эмпирическим методом). Поэтому социология Дюркгейма отмечает также интерес и признание науки об обществе как академической дисциплины. «Дисциплина лишь тогда заслуживает наименования науки, когда у нее есть своя отграниченная область исследования. Ибо наука занимается одним предметом, одной реальностью».

Для Дюркгейма речь шла в первую очередь об обосновании и разграничении социологии как науки. Этот интерес в эпоху Дюркгейма обнаруживается почти у всех, кто называет себя «социологами». Но никто из них столь глубоко и систематически не занимался задачей установления предмета и метода социологии.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Рабочие материалы по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(28.2 KiB, 41 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!