Социология в РАНХиГС вариант 2

1. Объясните смысл понятий: «социологический позитивизм», «понимающая социология».

Социологический позитивизм - ведущее мировоззренческое направление в социологии XIX века, программные установки которого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера.
Как философская и общесоциологическая доктрина социологический позитивизм сложился в противовес спекулятивному теоретизированию, в частности социально-философскому. Главное устремление социологического позитивизма - отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание "позитивной" социальной теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучной теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории социологический позитивизм стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в определенной, хотя и в меньшей степени, математический методы.
Характерными чертами раннего позитивизма были натурализм, органицизм), эволюционизм и феноменализм. Социологический позитивизм постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически, т.к. исключалась возможность познания причин и сущности социальных явлений. Однако феноменализм в раннем позитивизме сочетался с элементами естественнонаучного и вульгарного материализма. Социологический позитивизм постоянно тяготел к различным формам редукционизма.

Понимающая социология - одно из основных теоретико-методологических направлений социологии, сформировавшееся в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии и сосредоточивающееся на анализе значимых, смысловых моментов социальной жизни. Понимающая социология ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. В новейших версиях понимающей социологии отразилось воздействие феноменологии и лингвистической философии.
Основоположник понимающей социологии В.Дильтей разграничивал природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания социальных наук, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. Общество как человеческое порождение, выступая в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. Познающий индивид является частицей общественно-исторической реальности. Переживая и познавая себя, он познает другие части общества - других индивидов, себе подобных, в их внутреннем содержании, т.е. постигает общество изнутри. Такое усмотрение внутренним взором "конечной реальности" общества Дильтей именует "пониманием".

2. Ответьте на контрольные вопросы:

- Кто является основоположником социологии? Впервые термин «социология» в научный оборот ввел французский мыслитель Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии». Социология, по мнению Конта, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Позитивными он называл знания, «истинно доступные нашему уму и полезные для нас».
В противоположность мистическому, идеалистическому отражению социальной жизни Конт стремился создать научную дисциплину, которая объективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, будет формулировать закономерности развития общества. Только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индивидов, групп помогут преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны.
Позитивистское учение Конта об обществе включает в себя ряд фундаментальных положений. По аналогии с физикой ученый рассматривал общество в терминах порядка и прогресса.
Порядок понимался им как симметричность и уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями. В связи с этим, по мнению Конта, причиной великого политического и морального кризиса современного ему общества являлась умственная анархия, состоявшаяся в отсутствие согласия среди людей относительно норм и принципов нового социального порядка.
Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем, достижения «всеобщего согласия» разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними. Однако вмешательство в естественный ход общественной эволюции возможно лишь на основе системы знаний, которая сложилась благодаря точной оценке действительных фактов: мыслей, чувств, мнений и действий людей.
Конт понимал общество как живой организм, обладающей собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. По этой причине социология, претендующая на целостный анализ общества, включает в себя социальную статику и социальную динамику, которые отражают различные стороны в развитии общества.

- В чем отличие социологической нормы от социальной санкции? Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.
Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

3. Выполните аналитические задания:

- Обоснуйте свою точку зрения по вопросу о роли социологии в жизни общества. Роль и значение науки обусловлены ее способностью дать ответы на актуальные вопросы, поставленные жизнью. Так, появление социологии в Европе в XIX в. было обусловлено необходимостью осмыслить перемены, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием политической демократии. Более прагматический характер социология как наука имела в США, где она была призвана сформулировать способы борьбы с нищетой, преступностью, отчуждением людей от общества. Так или иначе, но социология, по мнению Э. Дюркгейма, не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество.
Значение социологии в жизни общества или отдельно взятого индивида проявляется в ее функциях. Среди них можно выделить следующие.
1. Социология выполняет теоретико-познавательную функцию, поскольку для преобразования общества первоначально следует выявить законы его развития, познать их. Она формирует научное представление об обществе, его закономерностях, механизмах развития и функционирования. Социология осуществляет данную функцию как путем накопления эмпирических фактов о различных сторонах жизни общества, так и путем их обобщения и формулирования научных теорий.
2. Социология как никакая другая из общественных наук обладает большим прагматическим эффектом. Познавая социальную реальность, социология вырабатывает конкретные рекомендации по совершенствованию общественных отношений, повышению управляемости социального развития. В этом находит свое воплощение ее практически-политическая функция, важным аспектом которой является выявление причин негативных социальных явлений (преступности, нищеты, безработицы, наркомании и т.д.) и разработка эффективных способов решения данных проблем.
3. Не менее актуальна и гуманистическая функция социологии, состоящая в утверждении ценностей гуманизма, прав человека, всестороннего развития личности, ее свободы и др.
4. Велико значение прогностической функции социологии, выражающейся в ее способности на основе эмпирического материала и теоретических обобщений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов, вырабатывать практические меры по предотвращению негативных явлений.
5. Нельзя обойти молчанием и такую функцию социологии, как идеологическая. Обобщения и выводы социологической науки, основанные на эмпирических данных, по своему содержанию являются нейтральными относительно интересов тех или иных групп. Однако результаты социологических исследований могут быть использованы и используются различными классами, партиями в собственных интересах. С помощью результатов социологических исследований, проведенных «по заказу» тех или иных политических сил, можно манипулировать общественным мнением, целенаправленно формировать нужное этим силам отношение общества к происходящим процессам.
В современной России, где активно идут процессы формирования институтов рыночной экономики и политической демократии, значение социологии трудно переоценить. Понимание тенденций, возможных последствий перестройки общественных отношений при переходе к гражданскому обществу, смене системы ценностей и возникающим в связи с этим кризисом идентичности во многом позволяет смягчать неизбежные негативные процессы, предупреждать социальные конфликты.

- Раскройте роль Конституции РФ (1993 г.) в механизации социального контроля. Реальность Конституции РФ выступает важнейшим фактором, определяющим целесообразность и допустимость ее изменений и принятия новой конституции. Конституция реальна только тогда, когда является неотъемлемой (действующей и реализуемой) частью правовой системы, когда текущее правотворчество и правоприменение (в том числе судебная практика) развиваются как продолжение (уточнение, развитие), конституционных норм.
В Конституции РФ имеются «оторванные от действительности» нормы, которые до сих пор не реализованы на практике и воплощение которых потребует от власти большой подготовительной, организационной и законодательной работы. Например, норма части 1 ст. 7 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако об отсутствии эффективных механизмов ее реализации свидетельствует, в частности, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения России.
Конституция РФ, принятая в 1993 г. в сложной политической и социальной обстановке, по сути, закрепила волю узкого круга лиц - ее создателей, но не большинства народа России. По мнению В.О. Лучина, именно поэтому Конституция РФ «несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России».
Воздействие Конституции РФ на общественное сознание, при котором ее положения должны сами стать частью общественного сознания населения страны. Иными словами, в обществе должно быть выработано конституционное правосознание, которое сейчас, увы, еще не сформировано. Для его создания, как справедливо отмечает С. А. Авакьян, требуется не столько прокламировать значение Конституции, сколько «обеспечивать претворение в жизнь ее постулатов. Необходимо жить по Конституции».
Общая социальная и правовая дефектность отдельных конституционных положений сдерживает, а порой и блокирует реализацию других конституционных норм, находящихся с ними в неразрывной системной связи. Например, конституционный порядок формирования Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) искажает принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Безусловно, это снижает авторитет как отдельных конституционных норм в частности, так и Основного закона страны в целом. Не следует забывать о том, что авторитет Конституции РФ зависит отнюдь не от нее самой, а от того, насколько целостно и прочно ценности Конституции РФ вошли в сознание граждан вместе с мерами по обеспечению действия Конституции.

Список литературы

1. Кравченко А. И. Социология. – М.: Кнорус, 2004.
2. Смелзер Н. Социология. – М.: Московский рабочий, 1994.
3. Социология: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 2008.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Академия, 2008.
5. Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юнити-Дана, 2007.

(11.5 KiB, 49 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!