Социология в МГТУ вариант 22

1. Что означает феномен «бегства от свободы»? Как он проявляется в России?

Сущность бегства от свободы в том, что люди готовы пожертвовать частью прав и свобод ради материального достатка.

Общество, обеспечивая свободу личности, не может допустить анархии, беззакония, ущемле­ния прав и законных интересов других граждан. Поэтому в обществе должна устанавливаться оп­ределенная мера свободы человека, достаточная для его полного самовыражения и в то же время препятствующая всяким попыткам личности использовать предоставленную ей свободу в ущерб обществу государству, согражданам.

В России, по мнению автора, в условиях социализма материальный достаток людей был невелик, но они в некоторых отношениях чувствовали себя за­щищенными (бесплатное здравоохранение, образо­вание, профсоюзные путевки в санатории и т.д.). В годы перестройки и реформ (с 1985 г. по насто­ящее время) народ получил высокую степень сво­боды. Свобода предпринимательской деятельно­сти, свободный труд, возможность получить об­разование как в России, так и за рубежом - существенно расширили созидательные возмож­ности людей. Политический плюрализм, глас­ность, демократические   выборы,   свободные (в большей или меньшей мере) средства массовой информации, возможность подвергать критике действия и решения любых должностных лиц, от­каз от преследований по политическим мотивам – все это несомненное достояние происходящих в России реформ. Но экономические реформы за­стопорились и в сущности завершились провалом. Под влиянием экономи­ческих процессов значительно выросло число несчастных, обездоленных, одиноких, брошен­ных на произвол судьбы людей, разочаровавших­ся в реформах и видящих выход из положения в сильной политической власти - диктатуре. Для них сытость, достаток, рутинная работа, приносящая хотя и небольшой, но стабильный заработок, дороже экономических и политических свобод, гласности и других атрибутов демократии.

Здесь автор усматривает "бегство от сво­боды", то есть соединение усилий, направленных на уста­новление в стране "прочной власти", "твердого порядка", авторитарного и гаже тоталитарного режима, использование человека в качестве сред­ства достижения определенных политических це­лей.

2. Какие проблемы возникают при реализации принципа «человек – цель, а не средство»?

Когда мы говорим "человек - цель, а не сред­ство", то имеем в виду заботу общества и государ­ства об охране прав и свобод каждого человека. В иерархии целей общества интересы человека должны быть поставлены на первое место. Разу­меется, возможны государственные мероприя­тия, в какой-то мере ущемляющие интересы кон­кретного человека, если это делается во благо общества, при этом разумные ограничения прав человека должны соответствовать международ­но-правовым критериям таких ограничений, быть закрепленными в национальном законода­тельстве, проводиться в строго дозированных масштабах, когда другими методами невозможно решить ту или иную социальную задачу.

Сами цели, которые ставит перед собой обще­ство и государство, должны отвечать принципу гуманизма. Постановка целей должна произво­диться на основе взвешивания ценностей и выбоpa адекватно гуманных средств их достижения. Мы подошли здесь к извечно актуальной пробле­ме соотношения целей и средств их достижения. Известка формула Макиавелли: "Цель оправдывает средства". Здесь не место рассматривать ее с философских позиций. Достаточно указать на ее - несоответствие постулату "человек - цель, а не средство", превратившемуся в основополагаю­щий принцип международного гуманитарного права так, как он закреплен во Всеобщей Декла­рации прав человека, ООН, 1948 г.; Международ­ном пакте о гражданских и политически:: правах, 1966 г.. Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод, 1950 г., и других актах.

Международные пакты и декларации способ­ствуют тому, чтобы принцип "человек - цель, а не средство" стал достоянием национального за­конодательства. Однако история и современ­ность изобилуют примерами отрицания этого принципа, а в некоторых государствах такое от­рицание стало краеугольным камнем внешней и внутренней политики. Оно основано на утверж­дении, что общественный, общенациональный интерес важнее личного.

Государству не безразлична судьба своих граждан, и оно долж­но всячески содействовать их благополучию, в частности, оказывать материальную помощь и под­держку малоимущим, заботиться о здравоохране­нии, социальном обеспечении граждан, трудоуст­ройстве безработных и т.д. Иными словами госу­дарство должно быть социальным (ст. 7 Конституции РФ), хотя понятие "социального го­сударства" неоднозначно.

3. Насколько актуальной является концепция естественных прав человека в современных условиях?

Все люди как самоценные личности равны, пользуются правом на неприкосновенность лич­ности, частной жизни, на индивидуальную свобо­ду, свободу совести и т.д. Поэтому достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества. Это не мешает при­знанию больших заслуг одного индивида по срав­нению с другим.

Концепция естественных прав человека актуальна в России потому, что в наше время человек обесценивается и при­носится в жертву чьим-то политическим интере­сам. Бесславная война в Чечне (1994-1996 гг.). за­кончившаяся полным поражением российской армии, войск МВД и ФСБ, унесла жизни около 2 тыс. российских солдат (по данным руководства Чечни - более 50 тыс. солдат) и несколько тысяч оставила калеками. Погибло около 100 тыс. мир­ных жителей. Грозный и вся республика - в руинах.

Ценность человеческой личности снижается в связи с культом денег, богатством на одной стороне с обнищанием - на другой. В числе обнищавших - и деятели науки, искусства и культуры.

Тем не менее, автор совершенно верно отметил, что общество стало бо­лее открытым для внедрения зарубежных техно­логий в производстве и в быту. Люди постепенно усваивают мысль, что не государство, а они сами, собственным трудом, должны увеличивать свой до­статок, обеспечить ceбе и близким безбедную сча­стливую жизнь.

Проблема естественных прав актуальна потому, что в настоящее время государство вправе ограничить то или иное право человека в конкретном право­отношении, если это допускается Конституцией и основанным на ней законодательством. Право на жизнь отрицается смертным приговором в стра­нах, где еще не отменена смертная казнь. Право на неприкосновенность личности и частной жиз­ни может быть ограничено на законных основа­ниях при производстве задержаний, арестов, обы­сков, прослушивания телефонных и иных перего­воров и т.д.

Социально-правовая ценность личности должна стать, по мнению автора, ак­сиомой современного права.

(6.8 KiB, 52 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!