Социология в МГТУ вариант 16

1. С какой целью автор предлагает использовать категорию «способ производства общественной жизни»?

 

Использование категории способа производства общественной жизни позволяет, по мнению автора статьи, создать единую концепцию исторического прогресса, включив в нее цивилизационную теорию Тойнби, формационную теорию Маркса, а также положительные исследования Мальтуса и сторонников географического направления, устранив тем самым их односторон­ность и ограниченность. Ибо общественная жизнь представляет собой нечто единое и целостное, включающее в себя человека, социальные и природные условия его жизни.

Автор подчеркивает, что каждая из составляющих способа производства общественной жизни может послужить основанием для построения теории - формационной, демографической, географической и др. Но лишь в своей совокупности они могут дать более или менее целостную картину развития природно-социального организма, определяемого как человеческая цивилизация». Но, по мнению автора, цивилизация – более глобальное понятие: «цивилизация включает в себя общее, особенное и единичное, взятые как в горизонтальном, так и в вертикальном плане.

Концепция способа производства общественной жизни дает, по мнению исследователя:

1) теоретическое обоснование различия цивилизаций как разновидностей человече­ского потенциала, обладающих некоторыми общими признаками, которые могут существовать как в «вертикальном» (преемственном), так и в «горизонтальном» (наличествующем) плане;

2) концепция позволяет рассмотреть пробле­му разлома цивилизаций с более фундаментальных позиций, не сводя ее к религиозным или иным, менее существенным, признакам и причинам;

3) концепция позволяет наметить пути разрешения глобального кризиса современной цивилизации.

Из концепции способа производства общественной жизни вытекают как фор-мационный подход Маркса, так и цивилизационный Тойнби в качестве частных случаев.

 

2. Как автор предлагает соотносить понятия «цивилизация» и «формация»?

 

Автор анализируемой статьи приводит мнение современных исследователей, которые утверждают, что формационный подход устарел, а ссылки на цивилизационный не дают ничего содержательного в методологичес­ком отношении.

С данным мнением автор не согласен, поскольку считает, что в результате изменения орудий труда рано или поздно происходит изменение эко­номических, социальных и духовных отношений в обществе, т. е. того, что состав­ляет структуру общественно-экономической формации.

Точно так же по мнению автора статьи, не стоит отказываться от категории цивилизации на том лишь основании, что Тойнби и другие авторы в качестве ее основного критерия выдвинули религиозные верования. Автор предлагает найти новый, ма­териалистический, критерии категории «цивилизация».

По мнению автора статьи, цивилизационные и формационные изменения общества представляют собой формы адаптации социально-природного организма к условиям среды. Различные цивилизации представляют собой разновидности способа производства общественной жизни, взятые в горизонтальном плане: формационные различия - разновидности способа производства общественной жизни, взятые в вертикальном плане. При этом своеобразие цивилизации оказывает влияние на формационную структуру общества, а формационные особенности, в свою очередь, модифицируют его цнвилизационную структуру.

Человечество развивается по принципу «куста»: отдельные ветви прорастают, развиваются и затем отмирают, им на смену приходят новые. Каждый стебель всемирного человеческого веера, обладая родовыми признаками, в то же время отличается специфическими особенностями, которые требуют самого присталь­ного внимания современных исследований.

 

3. Каковы причины обострения противоречий между цивилизациями?

 

По мнению исследователя, чаще всего разломы имеют место на стыке человеческих популяций, составляющих основу тех или иных государственных образований, по могут происходить и в рамках одной и той же популяции, между разными социальными группами, что ведет к обострению борьбы и революционным потрясениям внутри государств, внутри популяций

Автор статьи указывает три причины возникновения противоречий: возросшее количество населения может испытывать недостаток природных ресурсов для своего существования; различие способов производства материальных благ, порождающих разную социальную структуру, приводит к идеологическим разногласиям; религиозные различия как концентрированная форма выражения способов производства общественной жизни, приобретая относительную самостоятельность, могут порождать конкретную конфликтную ситуацию.

Как указывает исследователь, такие авторы как Э. Демолен, Г. Дж. Узле считают основной причиной различий между народами и расами, населяющими нашу планету, внешние ус­ловия существования или, по выражению Тойнби, те условия и пути, которые позволили им выжить и развиться.

(6.3 KiB, 55 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!