Социология молодежи и политическая социализация

Содержание:

1. Социология молодежи: возрастная стратификация, теории юношеского возраста, классификация социальных проблем.

2. Политическая социализация: сущность, этапы; политическая культура; национальная идея и ее роль в политической социализации.

Список использованной литературы.

1. Социология молодежи: возрастная стратификация, теории юношеского возраста, классификация социальных проблем.

Возрастная стратификация. Каждый знает, что юность - определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами. Возрастная терминология никогда не была однозначной.

Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т. е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее -предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (ср. представления - не всегда осознанные - о «нормальном поведении» и степени ответственности подростка и взрослого, молодого рабочего и ветерана). Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-экономическими процессами.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых. В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными.

В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами разного размера. Отсюда - удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.

Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.

Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости «образа» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж.

Социальное самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом поиске) есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.

Теории юношеского возраста. Неофрейдизм. Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902-1982). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.

Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Работы Эриксона содержат много ценных наблюдений о развитии эмоций и самосознания в юности, а также типичной для этого возраста психопатологии (расстройство временной перспективы, кризис идентичности и т.д.). Однако Эриксон уделяет мало внимания интеллекту, который существенно влияет на содержание всех психических процессов.

Значение альтернативный теорий. Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т. д. Но в известном смысле все они взаимодополнительны. Беда начинается лишь тогда, когда одна точка зрения провозглашается единственно правильной, исключающей все остальные. Именно это произошло в советской психологии.

В 1920 гг. советские психологи уделяли юношескому возрасту очень много внимания, причем собственно психологические вопросы рассматривались на широком социальном фоне, с учетом многообразных социально-экономических факторов и вариантов взросления. Подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Советские ученые прекрасно знали и широко использовали зарубежную психологическую литературу, важнейшие работы иностранных ученых без особой задержки переводились на русский язык.

Лучшей советской работой этого периода является книга В. Е. Смирнова «Психология юношеского возраста» (1929). Но она была не единственной. Большое влияние на ученых оказали также лекции Л. С. Выготского «Педология подростка», выходившие отдельными выпусками в 1929-1931 гг.

Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Согласно его теории развития высших психических функций, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория иитрапсихическая».

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка: воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, в каких ранее возникших психологических свойствах, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Классификация социальных проблем. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу неопределенности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Социологи высказывают тревогу по поводу трагедийного положения значительных слоев молодежи (роста преступности, алгокоголизма, наркомании, массовой безработицы, бессмысленности существования). Во многом «трагедийность» подобных оценок вызвана вечным конфликтом «отцов и детей», конфликтом поколений, который сегодня приобретает особую остроту.

Проблема взаимоотношения поколений состоит в том, какое место занимает молодежь в обществе, какие возможности ей предоставлены. В современных условиях молодежь пользуется гораздо большей автономией, чем когда-либо раньше. Сама взаимосвязь возрастных групп стала значительно сложнее.

С проблемой «конфликта поколений» тесно связана другая не менее важная проблема – проблема эффективной социализации молодежи. В настоящее время институты социализации (семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объединения и т.д.) разобщены, выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях для распространения своего воздействия. Электронные средства массовой информации контролируют значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентации, социальных установок новых поколений. Для трети молодых людей просмотр телепередач - преимущественное занятие в свободное время.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян.

Возникла и определенная напряженность в связи со все большим воздействием на общественную жизнь фактора принадлежности к разным национальностям. Ущемление прав и интересов граждан по национальному признаку находит отражение в различии оценки молодыми людьми - представителями разных наций степени своей правовой и социальной защищенности.

Однако на этом социальные проблемы молодежи не кончаются. В анализе социальных проблем молодежи можно было бы пойти вслед за учеными-социологами, следуя их классификации молодежных проблем, однако мы будем руководствоваться несколько иным критерием. В ходе анкетного опроса, проходившего в 1998 году в московских вузах, студентам был задан открытый вопрос: "Бели бы Вас избрали президентом России, какую социальную проблему молодежи Вы решили бы в первую очередь?". Многие из опрошенных дали развернутые ответы, мотивируя постановку на первое место именно проблемы занятости.

Сегодня проблема обширного криминализированного влияния на молодое поколение уже не может не беспокоить российскую общественность.

В Свердловской и Челябинской областях ежегодно совершаются молодежью и подростками около 25.000 преступлений. Только за пять лет (с 1990 по 1994 год) увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками.

В тесной связи с проблемой криминогенного влияния на молодежь стоит проблема повсеместного распространения отклоняющегося поведения самой молодежи.

Естественно, что социальные проблемы молодежи не заканчиваются на указанных выше – все они тесно переплетены и образуют единый комплекс, во многом характеризующий общий социальный статус молодежи. Полностью охарактеризовать все стоящие пред молодежью проблемы нам не позволяют рамки данной работы, однако, хотелось бы отметить, что молодое поколение не может жить без света "в конце туннеля", без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Но свет может исходить и от идущего навстречу по туннелю поезда.

2. Политическая социализация: сущность, этапы; политическая культура; национальная идея и ее роль в политической

Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов нашего столетия. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не смогли обеспечить добровольное принятие новыми поколениями рекламируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием нараставшего политического отчуждения индивида от системы явились усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм и, наконец» массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, выразившийся в массовых молодежных выступлениях против политической системы западного общества в 60-х годах. В 70-х годах страну потрясли негритянские и другие расовые волнения, а в 80-х - массовые антивоенные, экологические и феминистские движения.

Нарушения в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, к восприятию которых политические институты оказались неподготовленными.

Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в политику очень сложен и опосредован большим числом факторов. В связи с этим развитие концепций политической социализации было тесно связано с потребностями политической практики, с необходимостью создания наиболее эффективных механизмов интериоризации личностью, новыми поколениями целей и ценностей господствующей в обществе культуры. Выбор той или иной модели политической социализации диктовался типом господствовавшей в обществе политической культуры. Она предписывала определенную модель отношений власти и личности.

Высказанные по этому поводу идеи были положены в основу современной концепции политической социализации, которая включает в себя две версии данного процесса в силу сохранения двух классических подходов к трактовке личности в политике.

Первая версия политической социализации исходит из модели "подчинения". К подобной трактовке тяготеют бихевиористы Ч. Мериам и Г. Лассуэл, а также создатели системного подхода к политике Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба, К. Дойч. С работами последних исследователей связан наиболее существенный вклад в концепцию политической социализации в 60-х годах XX века. Они рассматривали политическую социализацию как процесс воздействия политической системы на индивида путем создания у него положительных установок на систему. Данное понимание вытекает из трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством поддержания системного равновесия. Личность рассматривается как пассивный объект воздействия политической системы, как резервуар, содержание которого заполняется предписаниями властных структур.

В этой версии модель политической социализации предельно проста и выглядит как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни: в детстве, юношестве, зрелом возрасте. Политическая социализация описывается в терминах обусловленности, добровольности и доброжелательности в процессе формирования у индивида позитивных установок к власти. Практический эффект подобных разработок состоит в возможности контроля за процессом социализации и формирования политических субъектов с заранее заданными характеристиками, подобных "зомби". В зависимости от потребностей политического режима может осуществляться модификация поведения индивидов.

Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теорий конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), плюрализма (Р.Даль, В. Харт} и гегемонии (Р. Мшибэнд, Р. Даусон, К. Превитт). В этой версии сущность политической социализации трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом воздействия политической системы. Активность индивида во взаимодействии с властью обусловлена его интересами, способностью действовать осознанно благодаря стремлению к самосовершенствованию, поддержке этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.

Этапы политической социализации. Д. Истон и Дж. Деннис опросили 12 тысяч американских детей с целью определения их отношения к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственному флагу и гимну. Характер реакций детей на эти символы власти позволил авторам теории "политической поддержки" выявить четыре фазы социализации, охватывающие период с 3 до 13 лет. Первая фаза - политизация, в процессе которой у ребенка формируется осознание того, что политическая власть более важна, чем власть родителей. Вторая фаза - персонализация, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает осязаемые черты через символизирующие ее фигуры президента и полицейского. Третья фаза - идеализация, в рамках которой ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертая фаза - институциализация, характеризующаяся тем, что ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т. е. восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армия и т. д.).

Политическая культура. Активная разработка идеи политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах XX века. Авторы этой идеи надеялись на то, что она станет той универсалией, которая объяснит природу стремительных политических изменений в мире и поможет предотвратить их негативные последствия. Глобальным фактором мирового развития того времени было массовое вовлечение широких слоев ранее пассивного населения в активную политическую деятельность. Однако политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень их политической культуры, что порождало политическую напряженность почти во всех западных странах.

В целом политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, критерием ее зрелости. Введение термина "политическая культура" в свое время было вызвано потребностью определения направленности политической деятельности (конструктивная или негативная, созидательная или разрушительная). Определяя характер и содержание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагающим объяснительным принципом.

Наибольшие споры в процессе становления концепции политической культуры вызывала проблема ее содержания. В дискуссии были высказаны две точки зрения. Согласно первой из них, политическая культура есть совокупность политических позиций. Сторонники второй точки зрения рассматривали политическую культуру через поведение. Но обе точки страдают некоторой односторонностью.

Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему достаточно оригинальную концепцию. В ее разработке принимали активное участие члены возглавляемого Г. Алмондом Комитета по сравнительной политике

при Исследовательском совете по социальным наукам Л. Пай, С. Верба и Дж. Пауэлл.

Впервые же термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Национальная идея и ее роль в политической социализации. Важной составной частью любого общества являются национальные общности. К ним традиционно относят нации, народности, племена, национальные меньшинства. Нации, народности, племена именуют также народами, хотя к числу последних относятся и многонациональные общности, например, россияне, югославы, испанцы, бельгийцы. Национальные меньшинства иногда именуют национальными группами.

Результатом многопоколенной (надгрупповой) деятельности людей оказываются национальные культуры и национальное самосознание (в рамках которых функционирует и развивается национальная идея): язык, обычаи, символы, герои, материальные ценности, идеалы, нормы и другие подобные феномены, надстраивающиеся над индивидуальными (групповыми) культурными формами, индивидуальным (групповым) самосознанием. Э. Дюркгейм писал, что в каждом из нас есть два сознания: одно общее, которое представляет не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида. Эти два сознания всесторонне проникают друг в друга. Данную характеристику с полным правом можно распространить и на национальное самосознание.

Национальная идея превращается для ее носителей в объект ценностного восприятия, освоения, воспроизводства, в средство отличения своих общностей от иных субъектов. В национальной среде формируется этноцентризм, т. е. стремление людей воспринимать и оценивать жизненные явления, культуры других народов сквозь призму традиций и ценностей своей национальной общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона, оптимума. Национальная идея организует национальное сознание, превращает его в активный, направленный процесс, в подлинное самосознание, когда разные члены национальной общности начинают ощущать свое единство и закрепляют его в понятии "мы", своеобразном коллективном "я", индивидуализирующем общность (мы - русские; мы - немцы; мы - китайцы и т. д.). В итоге национальные общности не только формируются, но и формируют себя, превращаются из культурной среды в социальных субъектов, из творимого начала в начало творящее, из "общностеи в себе" в "общности для себя", осознающие свои национальные интересы и стремящиеся к их реализации.

Список использованной литературы.

1. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

2. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

4. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

5. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

6. Бро Ф. Политология. М., 1982.

7. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992

8. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

9. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.8 KiB, 40 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!