Социологическое обеспечение предвыборной кампании

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение           3
Глава I. Теоретические аспекты социологического обеспечения предвыборной кампании        6
1.1. Понятие и сущность предвыборной кампании
1.2. Социологические технологии,  используемые  в  предвыборной  кампании           14
Глава II. Анализ практики работы отечественных социологов по обеспечению предвыборных кампаний      24
2.1. Стратегия и тактика использования социологических методов в предвыборной кампании        24
2.2. Методы, используемые социологами при сопровождении предвыборной кампании        29
Заключение           35
Библиография          37

ВВЕДЕНИЕ

Современная политическая, социокультурная и информационная ситуация в России характеризуется сложными, динамическими процессами прохождения и освоения российским обществом процедур демократических выборов, приобщения к опыту развитых демократий, в течение длительного времени вырабатывавших и совершенствовавших социальные технологии управления избирательными кампаниями, а также адаптацией данного опыта к российским реалиям.
Идея выборности, избирательные системы и сложившиеся механизмы и процедуры избирательного процесса являются величайшим достижением цивилизации. В настоящее время стало очевидно, что эффективное решение экономических и социальных проблем, стоящих перед российским обществом и государством невозможно без демократических политических институтов, одним из которых и является институт выборов.
Современный избирательный процесс требует особо пристального изучения, так как он в значительной мере способствует формированию стратегического курса страны, определяет соотношение основных политических сил, формирует состав политической элиты, а избрание депутатов и должностных лиц органов государственной власти порождает ответственность выбранных лиц перед народом.
Выборы, выступая важнейшим показателем демократичности общества, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима.
Именно поэтому анализ избирательного процесса, института выборов с точки зрения их управляемости, определения границ возможного применения социальных технологий представляет собой актуальную познавательную проблему.
Публикации, объектом исследования которых являются избирательные кампании, можно разделить на два основных направления: работы, посвященные непосредственно технологии управления избирательными кампаниями, и исследования, цель которых - зафиксировать, оценить, проанализировать электоральную ситуацию на уровне теоретико-прикладного исследования.
Первые несут на себе печать требований консультационно-практического плана и в основном призваны ответить на вопрос «как победить на выборах?». Они имеют определенную ценность как источник некоего опыта по управлению избирательными кампаниями, прежде всего организационного плана. Это в основном переводная западная литература или ее адаптации к российским реалиям.
Неудовлетворенность низким уровнем их соответствия российским условиям и накопленный опыт на выборах 1993-1999 гг. стали мощным импульсом к появлению отечественных разработок. К ним следует отнести работы В.И. Васильева, И.Н. Гомерова, И.Г.Дубова, З.М. Зотовой, А. И. Ковлера, В.Е. Лызлова, Е.Г. Морозовой, А.Е. Постникова и др. К сожалению, большинство этих работ отличает слабая методологическая и методическая база, односторонность подходов.
Второе направление представлено исследованиями, целью которых является анализ электоральной ситуации во всех ее проявлениях. Сюда можно отнести электоральные социологические исследования, изучение психологических и социальных аспектов участия в избирательном процессе, анализ процессов информатизации в избирательных кампаниях, исследование таких феноменов как имидж, политическая пропаганда и т.д.
Возрастание интереса к изучению региональных особенностей избирательного процесса объясняется как общей тенденцией регионализации общественной жизни, так и тем, что региональные выборы представляют обширный эмпирический материал для научных разработок в области применения социальных технологий.
В последние годы в связи со значительными изменениями в социально-политической жизни российского общества у исследователей вновь возрос интерес к социальным технологиям. Вопросы методологии, практики их применения, внедрения социальных инноваций, а также информационного обеспечения этих процессов рассматриваются в работах Г.И.Тайгачева, В.Михалюка и др.
Анализ и прогнозирование развития социально-политических процессов с применением информационных технологий содержатся в исследованиях И.В. Бестужева-Лады,  Ж.Т. Тощенко.
Объектом данного курсового исследования выступает предвыборная кампания как этап избирательного процесса.
Предметом исследования является анализ возможностей социологического обеспечения предвыборной кампании.
Цель курсового исследования - выявить направления и методы социального обеспечения предвыборной кампании применительно к российским выборам.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие исследовательские задачи:
1. дать определения понятиям и категориям, необходимым для раскрытия темы работы: «избирательный процесс», «избирательная кампания», «предвыборная кампания» и др.;
2. рассмотреть избирательный процесс и социологические технологии в качестве объектов социологического исследования, раскрыть их сущность, вычленить основные этапы;
3. изучить и систематизировать современные теоретические и практические подходы к социальному обеспечению избирательных кампаний;
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

1.1. Понятие и сущность предвыборной кампании

Непосредственные, свободные, равные и тайные выборы - основа устройства современного демократического государства, признанная в большинстве стран мира, в том числе и в России, наиболее соответствующей принципам справедливости и естественного состояния общества.
Эффективное решение экономических и социальных проблем невозможно без демократических политических институтов, одним из которых является институт выборов. Не авторитарная, а сильная государственная власть, опирающаяся на волю народа и несущая перед ним реальную политическую и юридическую ответственность, - сегодня является одним из главных условий успешного развития страны. Одновременно это и главная цель продолжающегося процесса становления российского политического института выборов [23, c. 5].
Институт выборов в современной России, являясь одним из самых значимых элементов новой для страны политической системы, выступают н качестве наиболее активно исследуемого явления в отечественной политической социологии. Институт выборов мы рассматриваем в данной курсовой работе как совокупность правовых норм, избирательных систем, организационных структур, политических технологий, политических традиций и иных факторов, определяющих функционирование этого института в обществе.
В определенной мере можно говорить об институте выборов как универсальном общественном институте, выполняющем интегративную функцию в различных сферах жизни. В таком понимании мы рассматриваем выборы как социальный механизм, посредством которого:
• рождается власть;
• реализуется сущность гражданского общества;
• формируются политические элиты;
• идет процесс социализации личности;
• осуществляются контроль и регулирование власти со стороны граждан;
• фиксируются общественные настроения;
• реализуются отношения представительства избирателей в органах власти [28, c. 21].
Рассмотрим процесс выборов и элементы, его составляющие, подробнее. Прежде всего, отметим, что выборы как общественно-политическое явление предполагают разноплановый подход к его изучению.
Как объект изучения политологии, они представляют собой взаимодействие политических институтов, вариант взаимоотношений между государством, гражданским обществом и его членами. Хотя критерии отнесения выборов к политическим институтам еще находятся в стадии активного обсуждения научной общественностью.
С позиций социологии, как науки о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом и ее отдельных звеньев, социальных отношений и общностей, процесс выборов также представляет научный интерес в качестве явления, затрагивающего практически все компоненты общества и общественной жизни в тот период, когда они проходит через точку своей наивысшей активности. Своеобразие социологического подхода состоит в выяснении природы, характера и особенностей реальных практик избирателей, действующих в определенном пространстве. В среде российских исследователей и политиков и, как следствие этого, в общественном мнении, господствует традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти [28, c. 154].
Выборы - это форма непосредственной демократии, которая представляет собой процедуру «формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования уполномоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата» [28, c. 155].
В этом смысле они представляют собой комплекс мероприятий, в том числе и не урегулированных правом, где целью и результатом становится выявление и избрание лиц, которым на определенный срок поручаются функции управления и принятия решений. Предназначение выборов заключается в том, что они дают возможность сознательно выбрать между несколькими, по крайней мере, между двумя, кандидатами, избирательными объединениями или партиями. Такой подход, но нашему мнению, является ограниченным и неполным, деформирующим общественное самосознание.
Во-первых, выборы нельзя рассматривать вне контекста с формой государственного устройства и типом политическою режима в стране.
Во-вторых, не затрагивающий базовых общественных и личностных ценностей подход к выборам исключительно с технологической меркой является питательной средой для манипулирования общественным сознанием и общественным поведением.
В-третьих, выборы нельзя сводить только лишь к процедурным вопросам из-за сложности и неоднородности состава субъектов избирательного процесса.
В-четвертых, подобный подход не способствует утверждению демократических представлений и демократических норм и способов поведения граждан [7].
Таким образом, на наш взгляд, политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
«Избирательная система» - один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов, Известно, что избрание лиц, наделяемых властными полномочиями, нуждается в справедливой процедуре, предоставляющей кандидатам изначально равные шансы, регулирующей порядок организации и проведения выборов с помощью соответствующих юридических норм. Эта процедура выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется исследователями как синоним понятия «институт выборов» [4, c. 49].
С помощью другого элемента выборного процесса - «избирательного права» - регулируется деятельность субъектов, устанавливаются их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Наряду с «избирательной системой» и «избирательным правом» важнейшим среди терминов, обозначающих ход выборов, является «избирательный процесс», в котором избирательная система и избирательное права являются его составляющими [43, c. 65].
«Избирательный процесс» - сравнительно новое понятие в российском научном словаре. Согласно широко распространенной среди правоведов точке зрения, избирательный процесс - это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах. Иными словами речь идет лишь об организации и проведении выборов.

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!