Социологическая теория К. Макса и Ф. Энгельса

В середине XIX века немецкие философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в рамках целостного учения создают социологическую концепцию, которая легла в основу одной из разновидностей структурных парадигм современной социологии.

Основой марксистской социологии выступает материалистическое понимание и объяснение истории (или исторический материализм), которое предполагает, что материально-практическая деятельность (общественное бытие) играет определяющую роль в развитии общества, а духовная сторона (общественное сознание) является вторичным, отражающим социальное бытие. То есть общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

Согласно историческому материализму, содержательное ядро общественного бытия составляет производство материальных благ. Таким образом, способ производства выступает в марксизме материальной основой существования и развития общества, системообразующим началом, связывающим воедино все проявления общественной жизни.

Способ производства представляет собой совокупность двух его основных сторон:

1) производительных сил (это люди с их знаниями, опытом и навыками производственной деятельности, а также средства производства, которые включают в себя орудия труда, предметы труда и средства труда);

2) производственных отношений (это те отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности, и которые определяются собственностью на средства производства).

Марксистская социология утверждает, что именно производительные силы общества непосредственно определяют содержание производственных отношений. Этот постулат лежит в основе закона социальной стабильности: производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил (так называемый «закон соответствия»). В случае нарушения соответствия общество вступает в период социальной нестабильности. «Закон соответствия» кладется в основу понимания исторического процесса, суть которого заключается в смене общественно-экономических формаций, а главная причина коренится в противоречии, конфликте между производительными силами и производственными отношениями, когда первые вырываются вперед, а последние, оставаясь неизменными, отстают.

С точки зрения исторического материализма, общество предстает как система общественных отношений, совокупность связей всех социальных субъектов, своего рода социальный организм. Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятие «общественно-экономическая формация». Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. В основе общественно-экономической формации лежит экономический базис (общественное бытие, материальные отношения или способ производства). Базис предопределяет другой структурный элемент общественно-экономической формации - надстройку (общественное сознание или идеологические отношения).

В зависимости от специфики экономического базиса (различий в способе производства) марксистская социология различает пять типов общественно-экономических формаций, каждая из которых соответствует исторически определенной разновидности общества:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая (буржуазная);

5) коммунистическая.

Первобытнообщинная общественно-экономическая формация характеризуется коллективной собственностью на средства производства, низким уровнем развития производительных сил и кровнородственными связями.

Общими характеристиками для рабовладельческой, феодальной и капиталистической ОЭФ являются:

1) частная собственность на средства производства;

2) антагонистические (непримиримые) противоречия в отношениях между классами эксплуататоров и эксплуатируемых: рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян, капиталистов и наемных рабочих.

Различия же в их характеристиках заключаются:

1) в степени разделения труда;

2) в уровне развитости производительных сил.

Коммунистическая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный футурологический прогноз, проект социального развития. Здесь социальная система опирается на общественную собственность на средства производства, отсутствует эксплуатация и товарно-денежные отношения, наблюдается рост общественного богатства, реализуется принцип социальной справедливости: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям, социальная структура однородна, труд является первейшей потребностью человека, а сам человек - это гармонично развитая личность.

Понятие общественно-экономической формации становится ключевым и в теории исторического процесса. С позиций марксистской социологии, история - это объективный и закономерный процесс, в котором одна общественно-экономическая формация, под воздействием «закона соответствия», сменяется другой, более прогрессивной (где показатель прогресса - уровень развития производительных сил).

С момента своего возникновения марксизм оказался в эпицентре идеологических дискуссий и приобрел как сторонников, так и противников. Но, несмотря на это, нельзя отрицать существенные достижениям исторического материализма, к которым следует отнести такие положения об объективных законах развития общества, как:

1) чакон определяющей роли способа производства в развитии общества;

2) закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

3) закон определяющей роли базиса по отношению к надстройке;

4) закон первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!