Социальный паспорт города и методика организационно-административной работы в центрах социальной работы
Социальный паспорт система важнейших показателей (региона, города, района), документально отражающий состояние и перспективы социального развития, социальный потенциал. Управление социальным развитием на любом уровне осуществляется службами социального развития.
При переходе к рыночным отношениям усложняется процесс управления социальным развитием. Основными объектами управления являются средства, ресурсы и их взаимосвязь. Необходимо знать их состояние и перспективу роста.
Научно обосновать, учесть все это и систематизировать помогает социальный паспорт.
Показатели социального паспорта позволяют оперативно осуществлять контроль, анализ и корректировку плановых показателей. Информация, содержащаяся в социальном паспорте, может быть использована при разработке целевых федеральных и региональных социальных программ. Тем самым социальный паспорт способствует повышению уровня экономического и социального планирования, выступает инструментом управления социальными процессами в трудовых коллективах. Актуальность и важность социального паспорта в деле совершенствования планирования, прогнозирования и управления социальными процессами определяются еще и тем, что благодаря ему компенсируется недостаток необходимой информации, которая отсутствует в существующих формах отчетности.
Поэтому разработка и внедрение комплексного социального паспорта на любом уровне необходимы.
Центр социального обслуживания населения (ЦСОН) является государственным учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. ЦСОН представляет собой юридическоедицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счет (в том числе благотворительный), бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.
Основные задачи деятельности центра:
оказание социальной поддержки гражданам;
выявление семей и граждан, нуждающихся в социальной помощи, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями;
осуществление дифференцированного учета семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, определение форм, методов и периодичности ее предоставления;
содействие в обеспечении нуждающихся в социальной поддержке граждан их правами и преимуществами, установленными действующим законодательством;
оказание адресной социальной помощи и бытовых, торговых, медицинских, юридических, психолого-социальных, социально-педагогических, консультативных и иных услуг на постоянной, временной или разовой основе семьям и отдельным гражданам;
оказание помощи женщинам и детям жертвам насилия в семье;
социальная реабилитация детей-инвалидов;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав;
внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы;
осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников центра.
ЦСОН имеет определенную структуру, которая состоит из конкретных подразделений. В структуру центра включены отделения, предназначенные для решения проблем, свойственных всем категориям населения; оказания помощи семье, женщинам и детям, а также гражданам пожилого возраста и инвалидам. Это:
отделение социального обслуживания на дому (10 отделений);
отделение срочной социальной помощи (1 отделение);
отделение социальной помощи семье и детям (1 отделение). Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство
его деятельностью на основе единоначалия. Директор центра назначается и увольняется вышестоящим руководством района, города.
В должностные обязанности директора центра входят:
обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;
организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников.
Деятельность ЦСОН включает два важнейших направления:
1) укрепление материально-технической базы самого центра, улучшение условий труда работников, заработная плата;
2) деятельность по обслуживанию граждан.
Вся финансово-экономическая документация центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.
ЦСОН имеет два счета: бюджетный и внебюджетный.
Бюджетный счет это финансирование плановой деятельности центра.
Внебюджетный счет существует для спонсорской помощи и деятельности центра, предусмотренной муниципалитетом или префектурой.
Заместитель директора по социальной работе отвечает за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями центра.
Функция заместителя директора по хозяйственным вопросам заключается в обеспечении центра всем необходимым для производственной деятельности.
Отдел кадров играет важную роль при составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор ЦСОН.
Таким образом, в управлении данным объектом можно выделить три основных направления:
1) управление технологическое, которое регулирует совокупность действий, операций членов учреждения по выполнению ее основных функций;
2) управление экономическое, регулирующее экономические системы деятельности учреждения и его связей с окружающей общественной средой;
3) третьим направлением, требующим особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, а также отношение кусловия'м своей жизнедеятельности, характер человеческих взаимоотношений и т. п. Такое целенаправленное воздействие на соответствующие явления и процессы как раз и представляет собой третье направление управленческой деятельности, которое обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом.