Социальный контроль

Содержание

Введение           3
1. Норма и отклонения как парные категории     4
2. Сущность социального контроля       12
3. Агенты социального контроля       14
Заключение          19
Список литературы         20

Введение

Если вглядеться в кипучую жизнь большого города, то можно увидеть, что в определенное время десятки тысяч людей занимают свои рабочие места без каких-либо указаний на это, тысячи автобусов, трамваев, троллейбусов разъезжаются по определенным маршрутам без каких-либо наблюдателей и распорядителей, предприятия выпускают продукцию, которая доходит до потребителя.
Сквозь повседневную суету различных взаимодействий людей проглядывается социальный порядок, т.е. упорядоченные взаимосвязи индивидов, основанные на определенных правилах и обеспечивающие нормальное функционирование общества в целом.
Упорядоченность общества основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии с которыми каждая личность принимает на себя определенные обязанности в отношении других и в то же время требует от других выполнения ими своих обязанностей. Такая стабильность общества и поведения личности обеспечивается социальным контролем.
В настоящее время, с развитием идей массового общества, государства всеобщего благоденствия идея социального контроля особенно актуальна.

1. Норма и отклонения как парные категории

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. По степени определенности и характеру санкций условно нормы можно классифицировать на нормы-ожидания и нормы-правила.
Нормы-ожидания - это правила поведения, нарушение которых не влечет за собой сурового наказания. К этим нормам, относятся например, нормы этикета, обычаи, традиции, нравы. Так, употребление вилки вместо ложки или поход в консерваторию на концерт без галстука не всегда вызовут осуждение. Соблюдение норм-ожиданий контролируется общественным мнением, привычкой их выполнения:
Нормы-правила - общеобязательные правила поведения, закрепленные в официальных актах государства и опирающиеся на возможность государственного принуждения. Они являются основными инструментами социального контроля, их нарушение влечет за собой суровое наказание. Эти нормы запрещают или дозволяют конкретные виды поведения. Так, нормы уголовного права запрещают такие поступки, как убийство, похищение людей, поджог и т.д., под страхом наказания [6, c. 197].
Ценности и нормы составляют социальные предписания (дозволения или запреты что-либо делать), выраженные в разной форме
Однако санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению общепринятых стандартов поведения. По этой причине выделяют негативные санкции (наказания, предусмотренные правовыми нормами) и позитивные санкции (публичной Одобрение поведения со стороны органов власти, общественных организаций).
В зависимости от формы санкций - формальные или неформальные - социальный контроль также подразделяют на формальный и неформальный. Отличия их состоят в том, что формальный контроль осуществляют организации, и правила, специально предназначенные для этого: полиция, суды, прокуратура, тюрьмы и система норм административного и уголовного права. Неформальный контроль характерен для малых групп и выражается в форме насмешки, злой шутки, нелестной клички, замечания, порицания, жалобы и т.д.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости оттого, в каком качестве они себя проявляют, - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество [6, c. 198].
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы - стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добропорядочность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев мужчина вызывает презрение. Его статус резко снижается. Поскольку защита семьи - основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый - муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, нестабильность гораздо выше, чем в традиционной.
Итак, социальные нормы - действительно стражники-хранители общественных ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Отношения между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, направленные на защиту ценностей - добра, правильного, должного и т.д., и противостоящие злу, неправильному, недолжному и т.д. [1, c. 539]
Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные его солдатами.
Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое.
Выполняя те или иные обязанности, индивид берет на себя определенную ответственность. Сапожник обязан в срок выдать свою продукцию заказчику. Если срок нарушен или работа сделана некачественно, он подвергается какому-то наказанию - он может лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова была форма проявления ответственности. Эти формы многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени [1, c. 541].
Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.
Право существовало не всегда; право - результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая Мать-3емлю, опасались вбивать в нее колья и не делали весной заборов - берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли на чужбине. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению.
Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой, договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая - правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.
Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух, сторон - со стороны ценностей и со стороны, санкций. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные [2].
Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - псе это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого-либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, се следует разобрать детальнее [2].
Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.
Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями [3, c. 202].
Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм и пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она может применять но отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группового социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создастся субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться действующим бюрократическим культурным нормам [6].

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!