Социальные процессы в древних цивилизациях 3 - Часть 2

Основное содержание термина «варна» — «вид», «цвет», «разряд» людей. Варновая система явилась результатом исторического развития и могла возникнуть только на определенной его стадии. Все индуистские тексты свидетельствуют, что сначала арии не знали варн, что они возникли в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. В результате разложения первобытнообщинного строя помимо классов оформились сословия. Сословные различия были почти во всех странах древности, но законченный характер они приняли именно в Индии, благодаря стойкости и живучести пережитков родоплеменных отношений и прочности общинной организации. Племенные объединения постепенно включались в классовое общество, но прочно удерживали старые позиции, содействуя консервации общественных явлений. Образование сословий происходило под непосредственным воздействием особенностей родоплеменных отношений, религиозных и этнических различий, а решающим фактором в становлении оформленной иерархической системы варн были процессы, которые происходили в общественно-экономическом развитии — это усиление социального неравенства. Концентрация собственности более или менее точно соответствовала варновому делению.
Сословный принцип определяет сущность системы варн. В ранневедческий период в обществе существовало тройственное деление — брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой — народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В ведический век не было следов наследственных профессий и кастовой эндогамии, народ представлял собой единое целое. Но в поздневедический период стали расти различия между подразделениями в обществе. Появилась доктрина о четырех варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Варна брахманов занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Установлению социального превосходства брахманов над другими членами общества способствовала мифическая теория их происхождения. Так как брахманы были созданы из самой «чистой» части тела Брахмы, то боги общались с людьми устами брахманов.
Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев в которую входила военная знать. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеется много фактов, свидетельствующих о соперничестве между кшатриями и брахманами за притязание на привилегированное положение в обществе. Кшатрии постоянно оспаривали главенствующее положение брахманов, утверждая, что брахман не владыка и что жрец — только слуга царя.
Основная масса общинников образовала третью варну — вайшьев. Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении.
Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах. Шудры не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности, в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд поминовения предков шудрам разрешалось).
Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую как и смешанные браки запрещались. Вместе с тем, источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не были непреодолимыми.

Особенности труда, образа жизни, обычаев людей в восточном и античном обществах.

Поскольку особенности труда, образа жизни, обычаев людей в восточном и античном обществах были различны необходимо охарактеризовать эти стороны древней культуры подробнее.
Индия и Китай. Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стали выращивать рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу.
В Древней Индии были одомашнены местные породы скота (например, горбатый бык зебу, попавший отсюда в Двуречье и Египет). В Индии же впервые были приручены слоны, которые использовались главным образом в военном деле. Со времени походов Александра Македонского и западные народы стали учиться у индийцев применению в сражении могучих боевых слонов. Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлических руд, лесоматериалов). Все это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что, конечно, не исключало проникновения иных племен и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).
В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков, особенно обильных в низовьях Ганга. Особое значение для страны имеют летние муссоны, дующие с юго-запада и приносящие большие количества влаги. Когда они задерживаются или становятся менее интенсивными, наступает засуха.
В Древней Индии сложились различные философские школы, а том числе и материалистические. Древнейшей из них (в VI—V вв. до н. э.) была чарвака. Согласно этому учению единственным источником познания является опыт. Душа признается неотделимой от тела.
Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 60 дней, причем для уравнения с астрономическим годом каждые пять лет добавлялся високосный месяц.
В V в. до н. э. индийским ученым была уже прекрасно известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.
Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи старались выработать определенную систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования.
Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На западный мир Индия оказала воздействие через арабов.
Страну, которую мы называем Китаем, сами китайцы называют то Чжун Го (Срединное царство), то Чжун Хуа (Срединная Цветущая), то по наименованию тех или иных династий (например, Цинь). Государство возникло в Китае первоначально в бассейне Хуанхэ.
Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердце». 0на часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляла целые местности. Только упорный труд в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин и дамб. Почва северного Китая (в основном лессовая) отличается большим плодородием.
Население Китая в глубокой древности было весьма пестрым по своему этническому составу. Сами китайцы на заре своей истории заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ и постепенно распространялись к его истоку и устью.
Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменном веке. Здесь найдено много палеолитических орудий. Судя по сведениям, сохранившимся в древнекитайских источниках (в частности, у Сыма Цяня), в древнейшем Китае господствовал (как и у других народов) матриархат. Счет родства велся по материнской линии. Власть племенного вождя передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.
В качестве основного материала для выработки орудий и оружия употреблялись еще камень и кость. Однако появились уже медные, а затем и бронзовые орудия (ножи, лопаты, топоры, шилья и др.). Возделывались просо, ячмень, пшеница, гаолян. Особое значение имело выращивание тутового дерева, которое ценилось не столько; за плоды (как в Передней Азии), сколько за листья, служившие для откармливания шелковичных червей.
Высокого уровня достигло ремесло. Большого совершенства достигла керамика, в частности обработка белой глины (каолина), был ужё известен гончарный круг.  Широко использовались древесные материалы: дома (и даже дворцы) строились из дерева.
Греция и Рим. На основе находок крито-микенского  периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем  в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура и росписи на стенах.
В искусстве той пора можно встретить придворные сцены с участием женщин. Сохранился даже фрагмент, представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице. Несмотря на то, что между разными греческими городами – государствами существовало немало различий, были явления, общие для всех Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного человека.
Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а её отец о её имени. Если она была сирота, то за от её имени выступал её брат или близкий родственник, если же у неё не было никого из близких, то все её дела вёл назначаемый по закону опекун. Появление ребёнка было для семьи событием торжественным, независимо даже от того, как отнёсся к ребёнку отец.
Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество.
В ранние времен отец обладал  в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушки, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть тестя. Что же касается рабов то над ними отец семейства имел полную и ничем неограниченную власть.
Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбы римлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло состояться в Риме без жертвоприношений богам. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи и иди прочь». Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было ни не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень часты. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл и Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. При этом составлялся письменный акт, подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права. Найденное дитя согласно римскому праву оставалось в полной власти того , кто принял его к себе. Несмотря на то что заботилась о ребёнке в семье его мать, кормила его зачастую не мать а мамка – кормилица. В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.
Намного больше значения, чем греки, римляне придавали фамилии – родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище.
Личных имён в Риме был немного, из часто сокращали несколькими первыми буквами. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. Поэтому кровное родство между людьми в одинаковыми именами не обязательно. Часто эти люди не только относились к разным родам, но и происходили из двух весьма удалённых областей Греции.
И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще из различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, и поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до и. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Список литературы.

1. Васильев Л. С. История Востока. – М., 1998. Т. 1-2.
2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Классическая древность (до IV века). Т. 1. – М., 1998.
3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1998.
4. Виппер Р.Ю. История древнего мира. – М.:, 1994.
5. Всемирная история: В 24 т. Т. 1-4. – Мн., 1998.
6. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.
7. Древние цивилизации / Под ред. Бондгард-Левина Н.Н. – М., 1989.
8. Древний Рим. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых. – М., 1997.
9. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. С.П.Заикина. – СПб., 1995.
10. Радугин А.А. Культурология. – М., 1997.
11. Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1997.

(25.3 KiB, 47 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!