Социальные квазигруппы в теории социологии

Изучение квазигрупп стало активным и регулярным во второй половине 19 века. Большой вклад в разработку данных проблем внесли представитель русской социологической мысли Н.К.Михайловский и французские учёные Г. Лебон и Г.Тард.

Толпа - это временное собрание людей, объединённых в замкнутом физическом пространстве общим интересом. Социальная структура в толпе либо отсутствует вовсе, либо представлена простым делением: «лидеры» - «остальные». Если можно говорить об организации в толпе, в смысле упорядоченности взаимодействия, то она проявляет себя в ориентации интересов и чувств участников в одном направлении.

Толпа является сложным механизмом взаимодействия людей. По замечанию Г.Лебона, это специфическое собрание людей, когда рождается «душа толпы», собрание становится одухотворённой толпой. Фактом своего присутствия индивиды воздействуют друг на друга, осуществляя социальное взаимодействие без межличностного контакта. На участника толпы воздействует информация и впечатления, получаемые от осознания присутствия других людей, шума, речевых фраз, контакта глаз, поз, жестов окружающих, их одежды, походки и т.п.

По разным характерным чертам выделяют различные типы толп. В зависимости от процессов, происходящих в толпе, она может трансформироваться из одного типа в другой.

Основные типы толп:

1. В зависимости от способа формирования - а) случайные (например: прохожие, пассажиры трамвая, собрание по поводу неординарного события и т.п.); б) обусловленные или конвенциальные (пассажиры рейсового автобуса, прихожане в церкви и т.п.).

2. По объединяющей цели - а) экспрессивные (болельщики на стадионе); б) активные или действующие. Наибольшее внимание исследователей привлекают действующие толпы, так как именно они обычно доставляют наибольшие неприятности, как властям, так и обывателям, когда их действия носят деструктивный характер. В 1964 году американский социолог Р. Тернер сформулировал теорию «возникающих» норм. Согласно этой теории, в толпе с большой скоростью возникает организация, и тогда толпа начинает действовать. Эта теория подтверждается новейшими исследованиями. Для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей, возможности воздействия на них. Общие характерные черты толпы.

1. Внушаемость. Люди в толпе принимают чужое мнение, мнение большинства (или мнимого большинства»), подвергаются психологической «заразе».

2. Анонимность. Человек в толпе неузнаваем, безлик, безымянен.

3. Неуязвимость. Социальная бесконтрольность индивидов порождает их безнаказанность, а отсюда - и неуязвимость толпы.

4. Спонтанность поведения. Поведение толпы инстинктивно, что побуждает индивида к действию без особых размышлений.

5. Нивелировка личностей. Трудно указать точно причины и механизм этого явления. Люди, находящиеся в толпе утрачивают свою индивидуальность.

6. Низкий уровень интеллекта. Г. Лебон отмечает: «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума».

7. Эмоциональность. Восприятие логической информации практически отсутствует, воспринимается только образная информация. Основные причины изменения личности индивида в толпе.

1. Многочисленность присутствующих порождает сознание непреодолимой силы.

2. «Заразительность» толпы распространяется на индивидов, опираясь на их эмпатийные качества.

3. Восприимчивость людей к внушению. Публика - представляет собой духовную общность. В основе связи лежит сходство интересов, мнений. Индивиды могут быть физически рассредоточены, но духовно связаны. По мнению Г.Тарда, публика - продукт Нового времени. Ее истоками выступают светские салоны и клубы 18 века. Подлинный «расцвет» публики начинается с появлением газет, радио, телевидения. Общедоступное образование и технические средства информации превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Есть мнение, что если в толпе личность нивелируется, то в публике она имеет возможность для самовыражения. Благодаря СМИ миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать своё мнение. Следует заметить, что данная точка зрения в настоящее время отражает наивный социальный оптимизм по поводу СМИ большой части населения и ряда исследователей. Аудитория - устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Она отражает взаимосвязи людей между собой, с обществом в целом в процессе общения.

Аудитория обладает следующими количественными и качественными характеристиками:

1. Объём, величина (количество людей, единиц). Это показатель значимости и влиятельности источника информации, что является резервом пропагандистской деятельности.

2. Уровень образования (интеллект).

3. Одностороннее взаимодействие (слабая обратная связь).

Аудитория - это динамическая, изменчивая структура. Изучение её качеств - одно из важнейших направлений социологии СМИ и прикладной социологии. В настоящее время наметилось более глубокое различение понятий публики и аудитории. Предполагается, что публика сформирована на основе непосредственного взаимодействия («живого общения») с источником информации, а аудитория - на основе опосредованного взаимодействия. Посредником выступает коммуникатор - лицо, а чаще группа лиц - специалистов по формированию, информационных потоков.

Социальные круги - свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишённых устойчивых отношений между членами. Взаимодействие в социальных кругах направлено почти полностью на обмен информацией. Людей объединяет общая заинтересованность в определённой информации (политика, спорт, культура, наука. наука и т.п.) и принадлежность к определённой субкультуре.

Виды социальных кругов.

1. Контактные круги - социальные общности людей, постоянно встречающихся ( в транспорте, в магазине, на выставках).

2. Профессиональные круги - общности, которые собираются для обмена информацией по профессиональному признаку. Эти общности при определённых условиях могут стать устойчивыми, т.е. превратиться в организацию.

3. Дружеские круги - индивиды, объединённые отношениями дружбы.

4. Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих близкие статусы (аристократические круги, круги бомжей и т.п.). В статусных кругах выделяются свои лидеры, здесь зарождается общественное мнение. Это основа для активных социальных групп.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!