Социальные движения при антонинах
Отрицательные стороны императорского абсолютизма и бюрократии с наибольшей ощутительностью выступали в периоды хозяйственных и политических кризисов и депрессий, которыми перебивалось относительно спокойное правление Антонинов. Кризисы эпохи Антонинов с вытекавшими из них социальными движениями порождались экономической и политической неудовлетворенностью угнетенных слоев Империи.
По сравнению с предшествующим периодом Клавдиевой династии и последующим кризисом III в. правление Антонинов считается временем относительного внешнего и внутреннего мира. Но это был мир лишь в условном смысле. Развитие внутренних противоречий и нарастание классовой борьбы продолжались также и в «счастливый век», поскольку римское общество оставалось классовым обществом с разделением на рабов и свободных, эксплуататоров и эксплуатируемых. По внешнему блеску муниципальных городов и эпитафиям, говорящим о благосостоянии погребенных, нельзя заключать об общем благосостоянии. Муниципальная плутократия составляла тонкий слой римского общества, масса же рабов, вольноотпущенников и мелких производителей свободного состояния жила в далеко не блестящих условиях, и вследствие этого потенциально всегда была готова примкнуть к любому движению, направленному против существующего порядка, с какой бы стороны оно ни шло и какими бы причинами оно ни вызывалось. Социально-экономический фундамент Римской империи не был достаточно крепок, и потому при первых же ударах государство испытывало серьезные толчки и потрясения, грозившие полным распадом.
Восстания при Антонинах имели место на всем пространстве Римской империи, но, по состоянию материалов, мы всего более осведомлены о восстании в провинции Иудее, известном под именем восстания Бар-Кохбы (132—135 гг.).
Как и в предшествующие царствования, причиной восстаний послужила централистская политика, стремившаяся из боязни политических осложнений стереть все местные особенности и водворить повсюду господство римской администрации и римских обычаев. Поводом к восстанию Бар-Кохбы послужили попытки «нечистых», т. е. римлян, построить римский храм Юпитера Капитолийского на месте разрушенного Титом храма Яхве в Иерусалиме, запретить обрезание и вообще вмешательство римлян во внутренние обрядовые дела иудеев. Духовным главой движения был старый равви Бен Акиба (Ben Akiba) из Ямния, местопребывания главного совета иудеев — синедриона, а военным вождем был Бар-Кохба (Bar-Kochba— сын звезды), которого синедрион признал Мессией.
Воспользовавшись пребыванием Адриана в Египте, иудеи стали заготовлять оружие, строить укрепления, рыть подземные ходы и готовиться к восстанию. Не рискуя вступать в открытую войну, они делали набеги на римлян, частью тайные, частью открытые. Район восстания все более расширялся, со всех сторон подходили партизанские отряды. Число сочувствующих движению было так велико, что, казалось, все «римское государство пришло в движение».
Потерпев поражение в первых стычках, римляне двинули в Иудею большие силы под начальством лучшего полководца Юлия Севера, в спешном порядке вызванного из Британии. Число восставших было очень велико, а их боевой энтузиазм так силен, что Север не рискнул на открытые сражения, предпочтя им мелкие столкновения, осаду, прекращение подвоза провианта, лишение осажденных воды и пр. И лишь после того, как силы осажденных были исчерпаны, Север овладел одним укреплением за другим. Результаты расправы были ужасны: было разрушено 50 крупных и множество мелких крепостей, в общей сложности выбыло из строя, тогибло, сгорело, утонуло, разбежалось и
продано в рабство более 80 тыс. человек. Иудея превратилась в пустыню. Потери римлян неизвестны, но, по-видимому, были тоже весьма значительны. Восстание продолжалось более двух лет. В результате поражения Иудея потеряла свою самостоятельность и была включена в состав соседней провинции Сирии, на месте храма Яхве был выстроен небольшой храм Юпитера. Еврейский синедрион день разрушения иерусалимского храма объявил днем траура иудейского народа. Восстания, начавшиеся при Траяне и Адриане, широкой волной разлились при Марке Аврелии в связи с осложнениями во внешней политике.
С 60-х гг. II в. Рим вновь вступает в полосу войн. С 161 г. начинается парфянская (161 —165 гг.), за которой следует еще более тяжелая маркоманнская война (167—180 гг.). Воспользовавшиеся ослаблением рейнско-дунайского фронта, часть войск которого была переброшена на Евфрат, германские племена — гермундуры, маркоманны, языги, квады и др. — двинулись на Италию. Война велась со страшным упорством и стоила колоссальных жертв.
Римское государство было потрясено в самых своих основах, получив смертельный удар, от которого оно никогда вполне уже не излечилось. Особенно много бедствий причинила чума (lues, pestis), занесенная с Востока1. Куда бы ни приходил император с войском, тотчас же начиналась эпидемия, возникало недовольство и сыпались проклятия на голову императора. Охватившая все провинции и Италию чума страшно опустошила государство. Виллы, поля и города были заброшены, обезлюдели и превратились в руины и леса3.
Одним из симптомов кризиса и неустойчивости римской государственности в эпоху Империи было появление в различных местах узурпаторов, претендовавших на верховную власть. В 175 г. против Марка Аврелия восстал наместник Сирии Авидий Кассий (Avidius Cassius), увлекший за собой почти все восточные провинции и называвший себя Каталиной. В конце концов победителем из внутренней и внешней войны вышел Марк Аврелий, но эти войны, стоившие огромных жертв, подорвали материальные и идеологические устои Римской империи. За 20 лет войны наполовину уменьшившееся население Римской империи обнищало, огрубело, выбилось из нормальной колеи и массами бежало к варварам, спасаясь от налогов и военной службы. По степени принесенных ею бедствий римские историки сравнивают маркоманн- скую войну со второй Пунической войной1. Так же как и во вторую Пуническую войну, были призваны на военную службу поголовно все граждане: италики и провинциалы, гладиаторы, рабы, вольноотпущенники и даже разбойники (et servos, quern ad modum bello Punico factum fuerat, ad militiam paravit... armavit etiam gladiatores, quod obsequentes apellavit; latrones etiam Dalmatiae atque Dardaniae milites fecit)2.
На эпоху маркоманнской войны приходится движение буколов (пастухов) в Египте и подготовка аграрного восстания в Галлии. Движение буколов, как и одновременные с ним восстания в Галлии и Испании, не были кратковременной вспышкой протеста, но представляли целую серию движений, тянувшихся в течение нескольких столетий, то потухая, то вновь разгораясь.
На примере буколов можно видеть отношение массы населения к существующему строю и ее главе — римскому императору. «Египтяне — народ мятежный, тщеславный и склонный к насилию» — так характеризует их историк Аммиан. «Они стыдятся, когда на своем коричневом сухом теле не могут показать много рубцов, полученных ими за отказ от уплаты налогов. До сих пор еще не изобретено средство, которое заставило бы закаленного египетского разбойника назвать свое имя»3. Во главе движения буколов стоял жрец Исидор, выделявшийся среди соплеменников храбростью, организаторскими способностями и фанатизмом. Для большей прочности союза буколы приносили торжественные клятвы над внутренностями убитых врагов и после этого вступали в отчаянное сражение. В сражениях с карательными отрядами римлян буколы проявляли отчаянную храбрость. Восставшие уже намеревались взять Александрию, когда в Египет в спешном порядке был вызван из Сирии Авидий Кассий, считавшийся лучшим полководцем своего времени. Но даже Кассий, устрашенный «отчаянной отвагой и великим множеством восставших», не рискнул на открытое сражение и для борьбы с мятежниками использовал внутренние противоречия в повстанческом лагере; только таким путем ему удалось ликвидировать восстание.
Неудачные войны и внутренние потрясения, имевшие место при последних Антонинах, неблагоприятно отразились на римской государственности и на положении императора. Миролюбивые отношения между императором и аристократией стали расстраиваться, теневые стороны абсолютизма выступали резче, а вследствие этого увеличивалось недовольство самодержавной политикой императоров, которым теперь приходилось крепче держаться за войско, напрягать государственный аппарат и искать расположения среди деклассированных элементов города. Конечным следствием этого процесса было превращение «республиканской монархии» в императорский абсолютизм, или доминат.
Новая фаза в истории императорской власти проявилась уже при последнем представителе дома Антонинов Ко.ммоде, сыне Марка Аврелия (180—192 гг.). Коммод порвал с конституционными приемами своих предшественников, объявил себя «божественным, счастливым победителем германцев и британцев», преследовал сенаторов, конфисковывал их имущество, покровительствовал войску и искан популярности у народа устройством гладиаторских игр и представлений. Таким путем Коммод сумел продержаться на троне около 12 лет, после чего был убит заговорщиками во время возникшего на почве голода восстания в Риме в 192 г.