Социальное государство: от теории к практике действий
Все, кто давно занимается проблемами социальной политики, убеждены, что без поворота к проблемам социальной политики никакого сдвига ни в экономике, ни в других сферах нашей жизни не произойдет.
К сожалению, все наши первичные накопления капиталов, да и последующие реформы пока идут за счет человека, за счет социальной сферы. Они - главные инвесторы - ухудшают свое жизненное положение. Думается, что период этого "реформирования" за счет людей должен завершаться, потому что дальше - просто тупиковая ситуация.
В советские времена при всех тех сильных социальных защитах, которые тогда были, социальная политика строилась по остаточному принципу. Сначала на производстве вводились пусковые объекты, а потом, если остались деньги, - объекты социальной сферы. Поэтому и в бараках люди жили долго, и не хватало всевозможной инфраструктуры. Потом в течение многих лет пытались решить эти проблемы.
Почему многие в свое время поддержали идею перестройки? Потому что были выдвинуты лозунги повернуть экономику лицом к человеку и предприняты попытки спланировать 13-ю пятилетку уже не от достигнутых процентов чугуна, стали, цемента и т. д., а сначала создать социальные стандарты, нормативы и под потребность человека и общества уже планировать экономику. И такой замысел был. Это, собственно, и вдохновило людей на необходимость всех перестроечных дел. Но это был только призыв, а на самом деле все пошло по другому сценарию.
Но сейчас у нас есть возможность спустя 10 лет после того, когда мы в Конституции записали, что будем строить социальное государство, есть возможность, посмотрев результаты наших малоэффективных усилий, создать социальное государство с социальным рыночным хозяйством со всем набором правовых, экономических и организационных механизмов. Но строить государство не как госсобес, как иногда критики пытаются дискредитировать идею социального государства, а так, как это делается во всем мире.
Мы знаем, что послевоенная Европа встала на этот путь, и в конституциях Германии, Франции и других стран записано, что они - социальные государства. Там упор делается на создание условий для развития социального рыночного хозяйства, позволяющего в достатке обеспечить товарами и услугами своего потребителя.
Ведь в самом деле, как мы можем поднять наш жизненный уровень, если у нас по рациональному нормативу должно быть потребление 84 кг мяса на душу населения, а мы сегодня имеем всего 24 кг? Остальное завозится, так как мы стали импортозавозимыми. Десять лет назад у нас было 60 млн крупного рогатого скота, а сейчас осталось 30 млн Мы производили на душу по 50 м ткани, а сегодня - Юм. Мы производили по четыре пары обуви на душу, сегодня 0,25 пары, т. е. на четверых производим одну пару обуви. А все остальное замещается импортом из разных стран.
Поэтому мы должны сделать упор на создание законодательной базы, на создание экономических стимулов и рычагов для развития социального рыночного хозяйства и прежде всего агропрома, перерабатывающей, легкой промышленности, сельхоз- и тракторного машиностроения, жилищного строительства, которое дает 5-6 рабочих мест в сопряженных сферах. Должна быть разработана государственная программа поддержки отечественного производства именно с упором на социальное хозяйство. Это первое.
Второе. Мы должны переходить на систему социальных стандартов. У нас есть минимальные стандарты, которые нас не устраивают. Наряду с ними должны быть и рациональные стандарты как ориентиры для каждого временного периода. Их надо разработать и законодательно утвердить. Они, наверное, будут дифференцироваться по регионам и отраслям. Министерство труда, наука и законодатели должны вместе разработать пакет законов по социальным стандартам, включая в этот пакет закон об основах социальной политики как базовый в условиях становления социального государства. В нем должны быть распределены фунуции между субъектами Федерации, федеральным центром, местным самоуправлением, общественными организациями, всеми субъектами социальной политики
Назрела необходимость принятия ряда законов, в том числе по заработной плате. В этом году исполняется 10 лет Конституции, провозгласившей в ст. 7, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Нам нужна канцепция социального государства. Академия труда и социальных отношений с участием ученых Академии госслужбы при Президенте РФ и других учебных и научных организаций, Государственой Думы, Совета Федерации Министерства труда такую концепцию разработали и 19 ноября рассмотрели ее на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений, приняли и доложили Президенту РФ В. В. Путину с просьбой рассмотреть ее на заседании Государственного совета с последующим поручением Правительству разработать Программу государственных мер, направленных на реализацию конституционнных целей, создание социального государства с социальным рынком. Эта долгосрочная программа будет, наверное, лет на 10, потому что предстоит привести имеющееся законодательство в соответствие с социальным государством. Во всяком случае мы должны поддержать идею разработки и утверждения государственной концепции социального государства и мер ее реализации.
Этого требуют и международные дела. Четверка стран СНГ, создающая единое экономическое пространство, и страны союзного государства в своих конституциях записали, что они строят социальные государства. Значит, у нас есть методологическая платформа и для создания единого экономического социального хозяйства и рынка труда, и образовательного пространства, и для создания достойной жизни всем гражданам наших стран. Кроме того, мы должны присоединиться к Европейской социальной хартии, которая тоже требует, чтобы мы отвечали тем стандартам, которые существуют в Европе.
Если не придерживаться правил Европейской социальной хартии, то растут нищета и отчужденность в обществе, снижается экономический рост, разрушается главная человеческая производительная сила, население болеет, стареет и умирает, падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе, уменьшается человеческий потенциал, уничтожается гражданское общество, расслаивается общество, растут неравенство и почва для экстремизма, теряется легитимность самого государства.
Следует распределить ответственность в рамках концепции социального государства, рапределить ответственность между всеми субъектами, участвующими в осуществлении социальной политики, создании социального рыночного хозяйства. Назовем при обязанности, связанные с социальной ответственностью бизнеса.
Это, во-первых, создание условий для воспроизводства рабочей силы - главная ответственность бизнеса.
Второе - софинансирование объектов социальной сферы.
Третье. Своевременная выплата достойной зарплаты и обязательных платежей на социальные нужды. Мы должны определиться, какая же зарплата должна быть? Какая же цена рабочей силы? Западная система и ее нормативы называют среднюю зарплату, которая должна быть в 2,5 раза выше прожиточного минимума. Если это так, то какой должен быть прожиточный минимум: или те 1600 руб., которые мы тут считаем, или посчитанная социальная потребительской корзина, которая составляет 7 тыс. руб., т. е. там учитываются и ремонт жилья, и различные социальные услуги и т. д., вплоть до покупки лекарств, которые люди все равно потребляют и используют. Тогда зарплата должна быть 17 тыс. руб. Вот она должна быть средняя. Сегодня у нефтяников, газовщиков, энергетиков - 20 тыс. руб. Мы не ставим вопрос, чтобы им понижать, но надо остальных поднимать до этого уровня.
В четвертых. Обеспечение охраны и безопасности условий труда. Выделим следующие ответственности бизнеса: поддержания уровня занятости, участие в программах перекфа-лификации кадров, софинансирование системы профессиональной подготовки кадров и повышение их квалификации, своевременная и в полном объеме уплата налогов, обеспечение нормальных условий труда работников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом производства, отчисление страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования; развитие корпоративного профессионального пенсионного страхования, софинан-сирование добровольного вида страхования работавших, осуществление социальной поддержки наемным работникам, имея в виду льготные кредиты, ссуды, семейные пособия и т. д., благотворительная деятельность.
Мы больше говорим сегодня о корпоративной ответственности перед своим персоналом. Мы должны рассматривать себя в масштабах региона, в масштабах всей страны. Это тоже корпорация. Каждый из нас - часть совокупного работника всего нашего общества, поэтому нам надо думать о том, чтобы не только члены корпорации, которая допущена к высоким доходам, получил высокую зарплату, но и учитель, и врач, которые учат их детей и лечат работников, получали такую же высокую зарплату.