Социально-психологическая и педагогическая помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
В соответствии с действующим «Положением о признании лица инвалидом» лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, лицу в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид». Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек Минобразования и науки России, 29 тыс. человек в домах-интернатах Минтруда России.
Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с проблемами его воспитания, образования, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.
Помощь семьям, имеющим детей инвалидов, это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям.
Набор услуг по оказанию помощи таким семьям значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:
непосредственные услуги детям медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы;
услуги для родителей программы родительских групп самопомощи «родитель дня родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование;
услуги семьям групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка.
услуги в микрорайоне агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.
Не менее важный аспект психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. Наконец, помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.