Социально-экономические ресурсы туризма
Туризм - специфический вид деятельности, охватывающий множество отраслей экономики начиная со строительства и заканчивая транспортными перевозками. Все это не позволяет дать точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Кроме того, туризм поддерживает многообразные связи с предприятиями других секторов экономики: сельскохозяйственными предприятиями, заводами по производству транспортных средств, мебельными фабриками и др.
Рост объемов туризма оказывает благотворное влияние на экономику стран, создавая многочисленные рабочие места, способствуя развитию малого предпринимательства. Доказано, что воздействие туризма на занятость становится определяющим для многих стран, которые главным образом зависят от данного сектора экономики. В настоящее время страдает экономика Израиля, сотни рабочих мест высвобождаются из-за того, что туристский поток значительно сократился. Безработными оказались сотни высококвалифицированных гидов-переводчиков, закрываются кафе, парикмахерские, стоят полупустыми гостиницы. Не лучшим образом обстоят дела и в Египте, там тоже сохраняется угроза совершения терактов, поэтому владельцы пятизвездочных отелей с горечью шутят, что одна звезда - один доллар, так как они предлагают ночевку в своем отеле именно по такой цене. В таких странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом. В отличие от небольших государств крупные индустриальные страны имеют только 5% трудоспособного населения, занятого в туристской сфере. Однако с ростом значения туризма, увеличением туристского потока, ростом строительства гостиниц и других объектов инфраструктуры туризма эта цифра изменяется в сторону увеличения. Так дело обстоит в Германии - стране, которая еще несколько десятилетий назад не была столь популярной у туристов, теперь же она по посещаемости входит в первую десятку. Именно поэтому все крупные города Германии - Берлин, Мюнхен, Гамбург - буквально перекопаны и стоят в строительных лесах.
Во время туристского сезона число занятых также увеличивается. Среди них много молодежи и студентов, желающих кроме получения заработка попрактиковаться в иностранном языке.
Кроме количественного анализа воздействия на занятость проводится качественный анализ, при котором оценивается уровень квалификации работников, занятых в туризме. Известно, что в туризме большей частью используется низкоквалифицированный труд: швейцары, подносчики багажа, горничные, курьеры и др. Но наряду с этим существуют специальности, требующие высокой квалификации: гид-переводчик, шеф-повар, менеджер.
Интересен результат анализа полового состава работников в туризме. Так, статистика занятости демонстрирует, что доля женщин в гостиничном хозяйстве составляет более 50%.
В странах Северной Европы - во Франции, в Германии, Австрии - в гостиничной индустрии заняты главным образом иностранцы, особенно на работах, не требующих высокой квалификации. В основном это выходцы из стран Юго-Восточной Азии.