Социальная цена и результаты реформ в России в 1990-х - Часть 2

2. Социально-экономические последствия реформ 1990-х гг.

Специфика процессов социальной дифференциации и поляризации в России 90-х годов определяется невиданным для мирного времени системным кризисом, который поставил страну перед угрозой катастрофы. Российское общество отброшено назад на десятилетия, что особенно опасно на фоне быстрого прогресса Китая и стран Юго-Восточной Азии, уверенного экономического роста в США, Японии, Западной Европе. Выпадение России из числа ведущих мировых держав должно рассматриваться на глобальном уровне как признак социальной деградации общества, которая проявляется во всех областях, в том числе и в тенденциях развития социальной структуры.
Рассмотрим признаки деградации социальной структуры в связи с состоянием производства, обращения, распределения и управления, опираясь на приведенные выше цифры и факты и дополняя их только в случае необходимости.
Падение промышленного производства наполовину и сельскохозяйственного на треть сопровождается глубокими структурными сдвигами. Непрерывное на протяжении пяти лет снижение инвестиционной активности (в 1996 г. на 18%, перед этим в 1995 г. на 10% и т.д.) означает физическое и моральное старение оборудования во всех отраслях хозяйства, массовый выход его из строя (участившиеся аварии тому свидетельство), растущее отставание по техническому уровню производства от развитых стран. Деградация производства грозит стать необратимой. Лишенная удобрений земля истощается (14, с. 98).
Одновременно происходит разрушение человеческого потенциала в этой, безусловно самой важной сфере жизни общества. Рабочие, техники, инженеры, научные работники либо работают в неполную силу из-за отсутствия заказов, средств на оборудование и приборы, даже на зарплату, либо вынуждены уходить, становятся безработными или переходить в другие сферы деятельности. Среди ученых ширится постоянная либо временная (по контракту на срок) эмиграция. Производственные и научно-исследовательские коллективы ослабевают, а многие разрушаются. Крестьяне переходят к ручному труду.
Нормальный процесс воспроизводства этих социальных групп оказывается нарушенным, поскольку молодежь не стремится в сферу производительного труда, где и без нее высок уровень открытой и скрытой безработицы. Система начального профтехобразования разрушается - в отличие от подготовки кадров по профессиям, в которых нуждается сфера обслуживания и управления. В средние и высшие технические учебные заведения конкурс мал или его нет вовсе. Получив диплом, 'их выпускники "рассеиваются: промышленности и науке они не нужны, да и зарплата там, кроме нескольких отраслей, как было показано выше, низка. Деградация технической базы и деградация человеческого потенциала в производства и науке идут "рука об руку".
В сфере обращения, на первый взгляд, положение иное. Былой дефицит кадров давно погашен и сменился избытком занятых. Обилие предлагаемых товаров на рынке, создаваемое, в основном, за счет импорта, вошло в противоречие с ограниченной покупательной способностью большинства населения. Одновременно обнищание сельского населения привело к тому, что в деревнях, особенно в северной части страны, развитая в свое время потребкооперацией сеть магазинов и пунктов по оказанию услуг сворачивается из-за трудностей с транспортом и убыточностью, оставляя без обслуживания миллионы селян (5, с. 40).
Мы идем к тому, что удельная численность занятых в торговле превысит нормативы развитых стран. Упоминавшиеся выше "челноки" -прямое свидетельство нерациональной организации торговли и маргинализации миллионов рабочих, служащих, ИТР. В 2000 году 75% закупок промышленных товаров народного потребления по импорту были осуществлены "челноками". Общий объем неорганизованной торговли составил 15,6 млрд. долларов (в т.ч. импорт 14,5 млрд.). Импорт таких товаров, как одежда, обувь, галантерея составил 6 млрд., а по линии организованной торговли всего 2 млрд. долларов, т.е. в три раза меньше. Вместо 10 млн. мешочников с этим объемом импорта могли бы свободно справиться в несколько раз меньшее число работников. Кроме того, надо учитывать и другие минусы. "Дикая" практика мешочничества с использованием чартерных рейсов авиации является петлей, удушающей отечественную легкую, текстильную, парфюмерную и другую промышленность. Затраты миллиардов долларов на рынках Стамбула - средство перекачки инвестиций из России в Турцию. Так же обстоит дело с Китаем, арабскими странами, Польшей и т.д.
Стоит заметить, что робкие попытки властей упорядочить взимание сборов с "челноков" и тем хоть немного пополнить бюджет (мафия свою долю гребет без стеснения) встретила сильнейшее сопротивление тех сил, которые наживаются на проводимой властями с начала 1992 года политике "открытых дверей", хотя другие страны, даже высокоразвитая Япония, защищают ряд отраслей с помощью высоких пошлин и всемерного поощрения отечественного товаропроизводителя.
В существующем на сегодня виде российская сфера обращения, прежде всего торговля, означает профессиональную и нравственную деградацию, во-первых, миллионов людей, вынужденных под давлением внешних обстоятельств не производить, а спекулировать и, во-вторых, тысяч людей, которые создали хорошо организованные преступные организации, чтобы получать свою "дань" с "неорганизованной" торговли. О сфере распределения было достаточно сказано выше. Физиологическая деградация большинства населения страны, которое стало хуже питаться, находит концентрированное выражение в ухудшении состояния здоровья граждан. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин опустилась ниже возраста выхода на пенсию (60 лет), а в ряде исконно русских областей - до 55-57 лет. Каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья; до 15% призванных имеют дефицит массы тела (6, с. 209). В концентрированном виде бедность и нищета большинства находят выражение в вымирании населения России. Если в 1992 г. так называемая "естественная убыль" составила "всего" 0,2 млн. человек, тогда рождаемость еще подпитывалась условиями предшествующего года. Резкий спад рождаемости, рост смертности обозначились после первого года "реформ": в 1993 году естественная убыль возросла до 0,74 млн. и на протяжении 94 - 96 годов составляла 800 тысяч человек ежегодно. Уменьшение числа детей, и, стало быть, через несколько лет школьников, а потом вступающих в жизнь работников - наиболее тревожное свидетельство деградации социальной структуры.
Наконец, о сфере управления. Она разбухает в центре и в регионах. О чрезвычайно низкой эффективности управления можно судить по растущему несоответствию между целями, которые ставят руководящие органы государства, и конечными результатами их деятельности. Результаты, как правило, оказываются противоположными провозглашенным целям. Так, прекращение спада производства, стабилизация цен через 3-5 месяцев и постепенный подъем экономики были обещаны Гайдаром еще при объявлении "шоковой терапии". С тех пор подобные обещания постоянно повторялись "партией власти" во время предвыборных кампаний, а также в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации. Начало 2001 года не стало исключением. В послании Президента и его выступлении перед Федеральным Собранием 6 февраля было обещано, что в текущем году рост ВВП составит не менее 2%, в будущем году произойдет "оживление экономики", а к 2005 году она будет "динамично растущей". Большинство экспертов выразили сомнение. Они подтверждаются объявленным в марте 2001 г. секвестированием расходной части бюджета, в т. ч. за счет "бюджета развития" (30 трлн. руб.), что приведет к дальнейшему свертыванию инвестиций и затягиванию депрессии (3, с. 29).
Что же касается назревшего требования коренного изменения политики, то послание не оставляет сомнений в том, что прежний курс "на углубление либеральных реформ" будет продолжен в полном соответствии с требованиями МВФ. Первые шаги объявлены. Это реформа жилищно-коммунального хозяйства и реорганизация "естественных монополий". Первая заставит население вследствие роста оплаты жилья и коммунальных услуг еще туже подтянуть пояса, а второе откроет зарубежному капиталу дополнительные каналы для установления полного контроля над стержневыми отраслями экономики России. "Вторая волна" рыночных реформ является продолжением "первой волны", которая завела страну в тупик. Подводя итог сказанному, мы приходим к выводу, что деградация общества определяет деградацию его социальной структуры, и что ведущая роль в этом процессе принадлежит деградации сферы управления.

3. Международный статус современной России

Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалось после распада СССР, весьма непрост, отзывается болью в национальном сознании.
Почему социально-экономический и политический кризисы в СССР породили и геополитический кризис? Ведь переживали подобные и даже более тяжелые кризисы другие государства, не разваливаясь как геополитическая целостность?
В настоящее время нет однозначного ответа на этот вопрос. Все зависит от политико-идеологических позиций. Спектр их весьма широк. Одна из них объясняет развал СССР как исторически неизбежный и давно назревающий процесс крушения «империи зла», «тюрьмы народов» и т. д. Суть другой — этот процесс явился результатом козней западных держав, предательства собственными политиками национально-государственных интересов, измены принципам патриотизма, идеалам социализма и т. д. Между этими позициями лежит много промежуточных вариантов.
В этом плане показательна и полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений.
Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая мощным ядерным потенциалом, обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения, оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене (76 % по территории, 60 % — по населению, около 50 % - по ВНП от показателей СССР 1985 г.), низводят Россию лишь до уровня региональной державы (14, с. 122).
Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших условиях.
Во-первых, страна переживает глубокий и всеохватывающий социально-политический и духовный кризис. Идет острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации, средствах и методах ее реализации; общество расколото социально и политически, не способно сформировать сколько-нибудь общепринятое понимание общероссийских национально-государственных интересов, в том числе и реализуемых на международной арене.
Во-вторых, фактом является незавершенность становления России как суверенного государства современного типа. Признание Российской Федерации правопреемницей СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько самоочевидных вещей: что государственность новой России не может выводиться из советской государственности. Ее нынешние лидеры, внеся определенный вклад в ликвидацию Советского Союза, тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью (в том числе периода существования царской империи). Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра, Россия во многом боролась и против себя, так как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.
В-третьих, с разделом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
Специалисты в области международной политики, исходя, из реальностей современного мира, прогнозируют три пути формирования мирового порядка. Согласно первой мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР займет социалистический Китай. Однако этот вариант, по мнению большинства исследователей, маловероятен и умозрителен.
Вторая, однополюсно-авторитарная модель, в которой США по своей воле и вынужденно станут заниматься «устройством мира», исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.
Третья, как неконфронтационная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами - центрами политического влияния и мощи.
И, хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, все же не исключено, что ее реализация будет испытывать на себе давление и влияние двух первых вариантов развития.
Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., базируется на следующих положениях.
Приоритетность отношений со странами СНГ в политике России определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян.
К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки их Россией.
В настоящее время можно говорить о трех уровнях интеграции в рамках СНГ (8, с. 92).
Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997 г. договоре России и Беларуси. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России, положения которого четко определяют основные параметры интеграционного процесса двух государств. Текст договора отвечает требованиям норм международного права.
Главными целями Союза станут дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни народов двух государств, социально-экономический прогресс государств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт гражданства Союза, предусматривает постепенное формирование унифицированной валютной системы. Союз создается на конституционных основах двух государств. В качестве важнейших обязанностей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова и СМИ, гарантии деятельности партий и общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав инвесторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по внешней и оборонной политике сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негативные последствия минимальны.
Второй уровень представлен договором России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Его главная цель — согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполнения всеми участниками совместных программ ведения экономических реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана и Киргизии, Пентральноазиатский Союз и другие органы. Третий уровень — деятельность в рамках всего СНГ. Истекший период жизни СНГ отмечен решительными действиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритеты и закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Сегодня дело миротворчества опирается на прочный правовой фундамент. Это Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.
Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества еще 15 мая 1992 г. приняли решение о создании военно-политического союза, подписав Договор о коллективной безопасности.
С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г. главы стран СНГ подписали меморандум Совета глав государств Содружества "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств". 10 февраля 1995 г. всеми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафиксирована как первоочередная задача, причем формирование такой системы будет идти последовательно и поэтапно. Конкретные мероприятия отражены в плане реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлениях углубления военного сотрудничества.
Вот некоторые из этих мероприятий: завершение создания национальных вооруженных сил; разработка программ военного и военно-технического сотрудничества, разработка правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности; создание совместной (объединенной) системы ПВО и т. д. В активизации процесса военной интеграции сегодня заинтересованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических, экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок договора о коллективной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписали только 6 стран - Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Три других страны - участницы ДКБ - Азербайджан, Грузия, Узбекистан — решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора новым политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран — участниц ДКБ противостоит другой формирующейся военно-политической группировке ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова), делающей ставку на поддержку НАТО.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги.
В начале 80-х гг. СССР вступил в этап комплексного системного кризиса. Были исчерпаны возможности экстенсивного развития, экономический рост практически прекратился. Экономический кризис в совокупности с застоем в духовной сфере, утратой идеологических ориентиров и авторитета КПСС, массовым брожением в обществе, падением трудовой дисциплины, осложнением международной обстановки и наметившимся отставанием СССР в производстве новейших видов вооружения поставили высшее партийное руководство перед необходимостью преобразований в обществе. После завершения пятилетки «торжественных похорон» и прихода к власти М. С. Горбачева в марте 1985 г. новое руководство взяло курс на реформы. Реформы закончились крахом СССР.
Современная история России наглядно показывает, где, каким образом были допущены промахи в реформировании страны и к чему на практике они привели. Разрушительный характер проведенных в стране преобразований сегодня всем очевиден.
Среди важнейших социально-экономических последствий реформ 1990-х годов отметим: резкую и беспрецедентно быструю концентрацию доходов у сравнительно узкой прослойки высокодоходного населения; рост разрыва в доходах высоко- и низкодоходных слоев населения, при этом, главное, основная масса населения сосредоточена в низкодоходных группах; большая доля детей среди низкодоходных групп населения; углубление региональной дифференциации уровня жизни населения, неравномерный (в региональном плане) ход реформ заметно увеличил существовавшие в социалистический период территориальные социальные контрасты; и т.д.

Список литературы

1.   Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999. - №3. – С. 87 – 103.
2. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Таурус, 1994.
3. Вишневский А., Андреева Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. – 2001. - №1. – С. 27 – 45.
4. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. – 1998. – №10. – С. 77 - 85.
5. История России. ХХ век./ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: АСТ, 1998.
6. Кара-Мурза С. Обездоленные в СССР // Наш современник. – 1998. - №4. – С. 205 – 219.
7. Кинсбурский А. В. Социальное недовольство и потенциал протеста // Социс. – 1998. – №10. – С. 92 - 96.
8. Куда идет Россия? / Под ред. В.П. Данилова. - М., 1994. - Вып. 1.
9. Новейшая история России XX века. / Под ред. А. Ф. Киселева. – М.: Владос, 1999.
10. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.
11. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1995. - М.: Владос, 1994.
12. Фурман Д. О будущем постсоветского пространства // Свободная мысль. – 1996. - №6. – С. 36-51.
13. Чешка С.В. Распад Советского Союза: Этнополитический анализ. - М.: Проспект, 1996.
14. Экономические реформы в России: итоги последних лет. 1991-1996. / Отв. ред. В.П. Логинов и др. - М.: Альфа-банк, 1997.

(24.8 KiB, 41 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!