Социальная работа с пенсионерами

Содержание

Введение 3

1. Проблемы пожилых людей 4

2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми в России 8

3. Опыт социальной работы с пожилыми людьми в г. Магнитогорске 13

4. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом 18

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира. По прогнозам экспертов ООН в 2001 году возраст каждого десятого жителя планеты составит 60 лет и старше. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому - от 75 до 89 лет, а к долгожителям - 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», и демографы вводят понятие «третьего» (60-75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов.

В развитых странах, где процесс старения граждан проходит как минимум в течение трех десятилетий, доля лиц старших возрастов составит от 15 до 20%. В развивающихся странах предполагается спад рождаемости и начало активного старения населения.

По международным критериям население России считается «старым» уже с конца 60-х гг., когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 11% граждан, или каждый девятый, переступили порог 65-летнего возраста. Доля населения пенсионного возраста достигла 20,6%. В России резкое снижение рождаемости происходит на фоне высокой смертности. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 58,6 лет, у женщин - около 70 лет.

Настоящие и прогнозируемые изменения демографической структуры в планетарном масштабе поставили мировое сообщество перед необходимостью сформировать систему взглядов на старение населения как явление социальное, экономическое и культурное. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций, она стала центральной в системе социального обслуживания.

1. Проблемы пожилых людей

Люди старших возрастов рассматриваются в настоящее время мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. Когда люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют заботу о себе, младшие поколения видят, что их может ждать в будущем.

Стратегия ООН в отношении старения до 2001 года прагматична и нацелена на поиск путей эффективного использования существующих структур, процедур и ресурсов. В документах этой организации подчеркивается приоритетная роль национальных действий в связи с проблемой старения населения, проводимых с учетом особенностей национальных культур и условий.

Стратегия международного сообщества отражена в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), в материалах Всемирной конференции по проблемам старения (1952 г.) и Глобальных целях по проблемам старения до 2001 года, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. Особые интересы пожилых людей нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ):

• о минимальных нормах социального обеспечения и установлении прожиточного минимума (1952 г.);

• об основных целях и нормах социальной политики (1962г.);

• о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.);

• о пожилых трудящихся (1980 г.).

В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, проходившей в Копенгагене 6-12 марта 1995 г. Главы государств и правительств взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей как одной из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям (10, с. 147).

В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Негативные последствия для поддержания благоприятного самочувствия имеют нарушения экологического равновесия, что в первую очередь проявляется в снижении качества питьевой воды и атмосферного воздуха.

Нарушение здоровья пожилых людей не могут в полном объеме компенсироваться социальными мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой качества, структуры и динамики индивидуального здоровья, неудовлетворительное состояние здоровья пожилых людей выступает как дестабилизирующий фактор социальных отношений (10, с. 148).

По России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. По данным выборочных обследований, в контингенте маломобильного населения одинокие и супружеские пары, которые нуждаются в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах населенных пунктов. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствуют о том, что более 78% из них требуется медико-социальная помощь, почти 80% нуждаются в услугах социально-бытового характера.

Старение населения сопровождается процессом снижения уровня жизни. Более 29,1 млн. российских пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия резкого снижения уровня жизни, вызванного последствиями экономических реформ. Данная ситуация способствует развитию у многих россиян неуверенности в завтрашнем дне, что приводит к обострению социальной напряженности. Необеспеченность и особая социальная уязвленность в старости негативно сказываются и на состоянии трудоспособной части населения (10, с. 149).

Наиболее тяжелым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда со смертью одного из супругов резко возрастает доля одиноких пожилых людей.

Сокращается доля работающих пенсионеров. По имеющимся данным, постоянно работают в возрасте 55-60 лет не более 15% мужчин и 12% женщин; трудоустраивается крайне незначительная часть обратившихся в службу занятости пенсионеров, увеличивается численность зарегистрированных безработных предпенсионного возраста.

Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Почти в половине семей пенсионеров на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов.

В большинстве семей пенсионеров урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более одной шестой части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счет использования ранее приобретенных предметов долговременного пользования.

Обострилась потребность пожилых граждан в социально-бытовом обслуживании: на начало 1995 г. в социально-бытовой помощи нуждались 21,4 млн. человек (увеличение численности нуждающихся по сравнению с 1994 г. - 34,2%), в бесплатном питании - 1,9 млн. человек (5,5%).

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в Российской Федерации характеризуется тремя основными особенностями: 1) неудовлетворительным состоянием здоровья данной категории граждан; 2) их малообеспеченностью и 3) одиночеством.

Прогноз демографического развития Российской Федерации до 2015 года, подготовленный Министерством труда РФ, свидетельствует о сохранении до 2005 года тенденции возрастания удельного веса пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения (8, с. 42).

Прогнозные предположения указывают на необходимость принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, в первую очередь — по упрочению их социальной защищенности. Это требует действенного участия государства в решении проблем пожилых людей.

В 1992 г. в Российской Федерации была принята отраслевая концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми. Данная концепция является программным документом по социальной защите граждан.

Социальная защита пожилых людей имеет огромное значение в функционировании всего хозяйственного механизма общества, поэтому Правительство РФ заинтересовано в смягчении последствий нарастающего старения населения.

2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми в России

В нашей стране создана достаточно разветвленная сеть нестационарных учреждений и служб для поддержки малообеспеченных пенсионеров и инвалидов. Кроме традиционных форм социального обслуживания, во многих центрах вводятся новые.

В Самарской области созданы социальные магазины и службы ритуальных услуг, в Саратовской области - санаторно-реабилитационные отделения, в Ставропольском крае. Московской и Челябинской областях - столовые для малоимущих, Костромской и Новосибирской областях - минипекарни, в Курганской области - прачечные. В центре социального обслуживания города Твери большой популярностью у престарелых пользуется студия живописи и лепки. Представляет интерес опыт деятельности центра Октябрьского района Кировской области по созданию социальных фотоателье. В ряде центров престарелые граждане могут заказать для себя автотранспорт, к их услугам швейные и обувные мастерские, пункты проката вещей, комнаты для отправления религиозных обрядов. В центрах стало уделяться больше внимания оказанию психологической помощи престарелым гражданам. Так, в Вологодской, Нижегородской, Пермской областях при центрах действуют «телефоны доверия», а в Кировской, Московской, Ярославской областях организованы службы психологической поддержки (5, с. 51).

На примере г. Новосибирска мы покажем всю разветвленную сеть нестационарных учреждений и служб по оказанию помощи престарелым гражданам.

В г. Новосибирске социальной работой управляет и координирует эту работу комитет по социальной защите населения. Основополагающим документом для деятельности органов социальной защиты служит городская программа социальной поддержки населения.

Денежные средства используются для решения тех социальных проблем, которые руководству города представляются наиболее значимыми. Стоящие на учете в органах социальной защиты г. Новосибирска подразделяются на следующие группы: одинокие пенсионеры, одинокие инвалиды, дети-инвалиды, солдатские вдовы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, беженцы, участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий в Афганистане и Чечне, лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС или подвергшиеся радиоактивному воздействию в других зонах, жители блокадного Ленинграда, реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий, больные сахарным диабетом, другие категории населения.

Несомненным достижением является создание и внедрение в Новосибирске автоматизированной информационной системы учета нуждающихся граждан, которая была разработана специалистами НИИ регионального управления. Эта система действует в каждом районном отделе социальной защиты и предназначена для ведения банка данных малоимущих граждан на компьютерах, получения достоверных статистических и информационных отчетов, осуществления всевозможных выборок из банка данных по заданным признакам. На каждого, обратившегося за помощью, в районном отделе социальной защиты заводится карта учета, сведения из которой передаются в компьютер. Такая информационная система позволяет анализировать и прогнозировать потребности различных категорий населения, проводить распределение выделенных средств по районам пропорционально количеству зарегистрированных в базе данных лиц, относящихся к той или иной категории нуждающихся. Создание информационной системы повысило эффективность управления и улучшило организацию социальной работы в городе.

Другой акцией фонда социальной поддержки населения стало открытие пунктов гуманитарной помощи. Первый из них начал действовать в январе 1995 года, и затем поэтапно такие пункты появились в различных районах города. Здесь принимаются бывшие в употреблении одежда, обувь, белье, предметы домашнего обихода (шторы, одеяла, скатерти, полотенца и т.д.). Вещи приводятся в порядок на месте приема, т.к. пункты организованы на базе действующих предприятий химчистки и крашения одежды. Примечательно, что в гуманитарных пунктах людям оказывают не только материальную помощь, но и моральную поддержку (5, с. 53).

В системе социальной работы важное место занимают и многопрофильные центры социального обслуживания, созданные в структуре районных органов социальной защиты.

Адресная помощь в районных службах предоставляется с учетом нужд людей после изучения фактических доходов обратившегося и поддержки со стороны родственников. Критерием предоставления помощи служит среднедушевой доход семьи. Помощь предоставляется, если доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории г. Новосибирска. Размеры и виды помощи определяются координационным советом при районной службе социальной защиты с учетом финансовых возможностей службы.

Социальное обслуживание организуется в двух формах: 1) в стационарных учреждениях. К их числу относятся как давно существующие (дома-интернаты, детские дома и др.), так и новые: многопрофильные центры социального обслуживания. Как правило, эти центры имеют следующие отделения: срочной социальной помощи; дневного пребывания пенсионеров, инвалидов; 2) обслуживание в нестационарных условиях. Оно является новым и развивается в г. Новосибирске наиболее интенсивно. В настоящее время в городе взято на учет около 9 тысяч одиноких пожилых людей, которые по состоянию здоровья и из-за малообеспеченности нуждаются в постоянном уходе. Более 7 тысяч из них приняты на надомное обслуживание социальными работниками, которые оказывают им необходимую помощь (5, с. 54).

В Новосибирске развита также система льгот. Льготы предоставляются примерно 30 категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке, и охватывают различные стороны жизни: жилищно-коммунальные услуги, телефонную связь, радио; проезд на городском транспорте; обеспечение лекарствами; лечение, оплата специального автотранспорта и т.д.

Более конкретное представление об организации и проведении социальной работы можно дать на примере Первомайского района г. Новосибирска. Социальная работа складывается из постоянных и разовых мероприятий. К числу первых относятся материальная и натуральная помощь, бесплатное питание, диагностирование и лечение. Заметным событием в жизни района стали также единовременные акции: декады инвалидов и пожилых людей, мероприятие «Солдатские вдовы России», день жертв политических репрессий, день матери, праздники, посвященные Дню знаний, Дню защиты детей, рождественские и новогодние утренники.

Особое место в социальной работе принадлежит районному Центру социального обслуживания. Его создание значительно повысило эффективность социальной деятельности и позволило оказывать новые виды услуг нуждающимся. Ежедневно в Центр обращаются от 30 до 50 человек по самым различным вопросам: украдены или потеряны деньги, нет средств на приобретение топлива, необходимо бесплатное питание, лекарства и т.д. В отделении социальной помощи на дому трудятся 70 социальных работников, которые ежедневно посещают 560 одиноких пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе. Помощь состоит в покупке продуктов питания и лекарств, уборке жилья, оказании моральной поддержки.

В системе социальной защиты новым элементом, играющим возрастающую роль, стали специализированные учреждения социального обслуживания. Всего их в городе 11, открылись они сравнительно недавно, преимущественно на средства областного и городского бюджета. Каждое из этих учреждений решает свои специфические задачи, которые относятся к определенному направлению социальной защиты население.

В начале 90-х годов в Новосибирске приобрел известность Фонд культуры и милосердия Сибири. Как общественная организация, фонд был зарегистрирован в 1990 году с правом действия на территории всей Сибири и Дальнего Востока. Уже в первый год на благотворительные цели были выделены средства, которые были израсходованы на ортопедическое обеспечение инвалидов, приобретение лекарств, обследование жертв Чернобыля. Для больниц на дальнем Севере был закуплен картофель, для медицинских учреждений Красноярска, Нижневартовска, Новосибирска - одноразовые шприцы.

В организации благотворительной деятельности в России традиционно большое место принадлежало церкви. Примечательно, что и в Новониколаевске (так первоначально назывался Новосибирск) первым благотворителем был священник. В настоящее время церковь стремится возродить благотворительные традиции, расширить свою помощь обездоленным. Осенью 1994 года в Новосибирске состоялась учредительная конференция благотворительного фонда во имя Святителя Николая. Инициатор его создания - Новосибирская православная епархия. Средства фонда используются для ветеранов, домов престарелых (8, с. 72).

В Грачевском районе Ставропольского края в 1993 году был создан муниципальный Центр социального обслуживания населения, и одновременно стал функционировать медико-социальные отделения.

Муниципальный Центр социального обслуживания заключил договор с территориальным медицинским объединением о создании в ряде сельских районов на базе больниц медико-социальных палат по 10 койко-мест в каждой больнице. В конце каждого месяца территориальное медицинское объединение отчитывается перед муниципальным Центром социального обслуживания населения и выставляет счет за пребывание там пациентов. В оплату входит заработная плата медицинского персонала, хозяйственные расходы и питание.

Таким образом, сегодня можно утверждать, что деятельность служб социальной помощи стала действенным фактором в смягчении социальной напряженности в регионах. Несомненно, деятельность социальных служб требует своего дальнейшего совершенствования.

3. Опыт социальной работы с пожилыми людьми в г. Магнитогорске

Принимаемые администрацией города Магнитогорска в течение ряда лет меры по социальной поддержке пенсионеров и инвалидов позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему социальной защиты населения на городском и муниципальном уровне, имеющую целенаправленный, адресный характер (5, с. 39).

В системе социальной защиты города положительно зарекомендовали себя Центры социальной помощи населению трех районов: Орджвникидзевского, Правобережного и Ленинского.

Центры социальной помощи являются основными государственными учреждениями в сфере социальной защиты и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об основах социального обслуживания населения» от 15.11.1995. Свою работу центры социальной помощи строят в соответствии с Примерным положением о Центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно постановлению № 36 от 08.07.1997.

Основным направлением работы центров является оказание помощи пожилым людям и инвалидам. Это направление получило большое распространение и первоначально в задачи центров входила организация социального обслуживания и оказания социальных услуг только пенсионерам и инвалидам. Новые положения о социальном обслуживании позволили предусмотреть в структуре Центров создание различных, ранее не существовавших подразделений, позволяющих обеспечить оказание помощи не только пенсионерам и инвалидам, но и другим категориям граждан. В структуры Центров сегодня входят отделения:

• социальной помощи на дому;

• срочной социальной помощи;

• социальной реабилитации;

• по работе с ветеранами;

• по работе с семьей и детьми;

• натуральной помощи;

• дневного пребывания.

Все три Центра социальной помощи осуществляют на территории города организационную и практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальных услуг пенсионерам, инвалидам, малоимущим и обездоленным гражданам. Основными задачами Центров являются:

• выявление совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, советами ветеранов, обществами инвалидов) лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

• определение конкретных видов форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

• дифференцированный учет всех нуждающихся в социальной помощи, в зависимости от категории населения;

• взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов социальной поддержки населения;

• обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;

• осуществление принципов преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

• внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и социально-экономических условий региона.

На январь 2001 года в Центрах состояло на учёте более 2700 тысяч человек, остронуждающихся в социальной помощи и поддержке, в том числе около 2000 пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании. На всех остронуждающихся составлены картотеки, разработаны программы по принципу сосредоточенного целевого планирования для каждой категории граждан.

Отделение срочной социальной помощи в центрах предназначено для оказания неотложной адресной помощи разового или временного характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, попавших в экстремальные ситуации. Специалисты срочной помощи оформляют документы для помещения нуждающихся в дома-интернаты, ставят на очередь граждан с минимальной пенсией на бесплатное протезирование, выдачу слуховых аппаратов. Малообеспеченным пожилым людям выдаются бесплатные талоны в баню, оказываются бесплатные услуги парикмахера (он выезжает на дом по необходимости) (5, с. 41).

Отделение социальной реабилитации осуществляет деятельность по социальной реабилитации льготных категорий граждан, установленных действующим законодательством РФ, оформляет документы по вопросам определений права на льготы и преимущества, осуществляет контроль за обоснованностью предоставления льгот предприятиями, организациями, учреждениями.

Основным направлением отделения дневного пребывания является социально-бытовое, культурное, медицинское обслуживание граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организация их питания и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. В отделении дневного пребывания на основании личного заявления и медицинского заключения могут отдыхать пенсионеры и инвалиды, независимо от их семейного положения, но сохранившие способность к самообслуживанию и передвижению. Правильно организовать досуг, отвлечь отдыхающих от мрачных мыслей и одиночества, согреть душу добрым словом - вот главная задача специалистов этого отделения. День в отделении расписан по минутам. К услугам отдыхающих - парикмахерская, стоматологический и физиотерапевтический кабинеты, опытный врач, который проводит прием отдыхающих, читает лекции о здоровье, проводит гимнастику и массаж. В кабинете трудотерапии под руководством трудотерапевта отдыхающие занимаются рукоделием.

Большой популярностью у пенсионеров пользуются экскурсии и поездки по городу, посещение памятных мест. Культорганизатор отделения организует мероприятия: устраивает встречу с разными творческими коллективами, артистами театра, композиторами и писателями, организует в каждом заезде клубы по интересам, проводит КВН, концерты, чаепитие, устраивает дни именинников. Всё это создаёт хорошее настроение, поднимает жизненный тонус пожилых людей и тёплую дружескую атмосферу. Кроме этого, сотрудники отделения приглашают на встречу с отдыхающими врачей узких специализаций, и пенсионеры имеют возможность получить индивидуальную консультацию и прослушать лекции на различные темы.

14 февраля 1962 года приказом отдела социального обеспечения облисполкома Челябинской области по г. Магнитогорску было открыто социальное учреждение стационарного типа, которое первоначально называлось «Магнитогорский дом-интернат для престарелых металлургов». Открытие дома-интерната было продиктовано тем, что одинокие люди, выйдя на пенсию или получив инвалидность, не имели нормальных бытовых условий, а также родственников, способных позаботиться о них.

Магнитогорский дом-интернат - это двухэтажное здание больничного типа по улице Санаторной с плановым количеством 252 койко-мест. В день открытия в феврале 1962 года сюда поступило 46 человек, а к концу года количество проживающих увеличилось до 350 человек.

В настоящее время в доме-интернате проживает около 250 человек. Пожилые и инвалиды расселены по 3 человека в комнатах площадью 15 кв. метров каждая. Контингент жильцов составляют инвалиды старше 18 лет, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, не имеющие родственников и опекунов. Из проживающих в доме-интернате инвалидность имеют 104 человека.

В здании интерната, кроме жилых комнат и администрации, находятся: медпункт, процедурный кабинет, кабинет физиотерапии, кухня, столовая, библиотека, домашняя церковь, парикмахерская, актовый зал, комната отдыха, швейная мастерская.

Вокруг дома-интерната находится яблоневый сад, который был заложен еще в первую весну, позднее здесь поставили теплицы, где до сих пор выращивают огурцы и помидоры. Некоторое время интернат держал подсобное хозяйство (5, с. 44).

Дом-интернат - многопрофильное учреждение, способное предоставлять престарелым и инвалидам различные услуги. Здесь организовано полноценное трехразовое питание, медицинская помощь, всевозможные культурные мероприятия, услуги парикмахера, прачечной.

В перспективе администрация и сотрудники дома-интерната считают необходимым: решение юридических вопросов с реорганизацией дома-интерната в дом «Милосердие»; развитие отделений милосердия (их сейчас в доме-интернате 7 по 25 человек в каждом); улучшение качества обслуживания инвалидов и престарелых за счет уменьшения количества койко-мест; создание более комфортных условий в жилых комнатах; приобретение средств массовой механизации у конверсионных заводов области; ремонт, благоустройство, реконструкция зданий.

4. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом

История социальной работы в России не насчитывает и десятилетия, тогда как в цивилизованных странах она существует сто и более лет. В то же время российская забота о ближнем имеет свою многовековую предысторию. Общественная благотворительность в России получила свое развитие еще в домонгольский период. Русская культура буквально пронизана идеей милосердия: от Владимира Красного Солнышка, от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства - до самоотреченности, страстной зашиты прав человека Андреем Сахаровым. Благотворительность и милосердие - генетически определенные черты русского национального характера (9).

В любой стране люди стареют, уходят от дел, переживают из-за связанного с этим снижения доходов, сужения круга общения, старческих болезней и т. д. Пожилые американцы, из тех, кто не утратил чувство юмора, любят майки с надписью: «Когда-то было вино, женщины и песни. Теперь - пиво, старухи и телевизор». В разрекламированную идею о том, что выход на пенсию - это приятное погружение в «золотые годы», бесконечный «уик-энд» свободы и радости (больше верят молодые люди, которые об этом пишут, чем те, кто переступает черту между работой и пенсией, переходит от заработной платы к пенсионной системе.

Еще один контраргумент к мифу о «золотом времени» пенсионеров-американцев: по данным официальной американской статистики, 15% пенсионеров живут за чертой бедности и вынуждены искать работу. В поисках работы пенсионерам оказывают помощь государственные и общественные организации, биржи труда. Для пенсионеров специально резервируются места с полной или частичной занятостью, но обычно это малопривлекательная и низкооплачиваемая работа, кроме того, требуется изрядная доля терпения и настойчивости, чтобы в пожилом возрасте освоить новую специальность, адаптироваться на новом месте работы (1, с. 261).

Предприниматели организуют специальные семинары для своих работников, находящихся в предпенсионном возрасте, где рассказывается, как применять правила социального обеспечения и пользоваться системой медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Службы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми берут на себя юридические, финансовые и психологические консультации. Но, несмотря на советы геронтологов заранее готовиться к выходу на пенсию и вопреки закрепившейся за американцами репутации прагматичных людей, они неохотно участвуют в работе таких семинаров. В некоторых случаях администрация требует обязательного присутствия. Нежелание становиться «семинаристом», возможно, объясняется тем, что принять участие в таких занятиях - значит подтвердить свое намерение о скором уходе на пенсию.

В домах для нетрудоспособных живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст - 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Американцы не бросают своих стариков на произвол судьбы, хотя такой миф все еще имеет хождение. Они стараются ухаживать за ними сами. Значительная часть обитателей домов для нетрудоспособных страдает старческим слабоумием.

Большинство домов для нетрудоспособных (80%) в США приносят прибыль концернам, которые ими владеют, но финансируются государством. Государства выдает лицензии и контролирует соответствие условий содержания в них принятым нормативам. Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такого типа. Часть домов имеет вневедомственный характер и принадлежит различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные - протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых, но клиентами являются не только единоверцы, а и люди, принадлежащие другим религиозным общинам. В штате организаций много добровольцев-мирян (1, с. 263).

Частные пансионаты отличаются тем, что в них пенсионерам предоставляются услуги различного класса, в зависимости от размеров вносимой платы. Для состоятельных постояльцев это роскошные апартаменты с обилием обслуживающего персонала, для малообеспеченных - дешевые заведения с несколькими жильцами в одной комнате и минимумом услуг. И все-таки даже те, кто живет в суперкомфортабельных домах престарелых, называют их «мягкими, дорогими, но тюрьмами».

С начала 70-х гг. рост числа людей 85 лет и старше, не способных обходиться без посторонней помощи, стал настолько значительным, а расходы по их содержанию столь большими, что американцы решили перенять британский опыт организации центров дневного ухода за престарелыми - разделить медицинские и социальные услуги. Дневной уход предназначен для тех, кто не может быть оставлен без присмотра в дневное время, но не нуждается в стационаре. Центры помогают и одиноким старикам, выводя их из изоляции, и семейным, помогая семье обрести их нормальный режим жизни.

Заключение

Итак, люди старших возрастов рассматриваются в настоящее время мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. Когда люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют заботу о себе, младшие поколения видят, что их может ждать в будущем.

В многочисленных центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь.

Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания, численность которых достигла в настоящее время 999. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи (сеть таких служб в целом по стране составляет 1366 тыс.) воспользовались в 2001 г. около 3,9 млн. человек.

Список литературы

1. Альперович В.Д. Геронтология: старость. Социокультурный портрет. – М., 1998.

2. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. - М., 1993.

3. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 1995.

4. Жуков В. И. Социальное образование в России: опыт и проблемы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. - М., 1997.

5. Основы социальной работы с пожилыми людьми / Под ред. Ф.А.Мустаевой. – Магнитогорск, 2001.

6. Проблемы медико-социальной помощи инвалидам и престарелым в домах-интернатах. - М., 1986.

7. Проблемы социальной работы в России / Материалы Первой Национальной конференции. - М., 1995.

8. Социальная работа с пожилыми. - М., 1995.

9. Социальное обеспечение в странах Запада. - М., 1994.

10. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000.

11. Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. М, 1992.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(21.3 KiB, 53 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!