Социальная работа — деятельность, формирующая основы развития личности социального работника
Ломка традиционных для России последних десятилетий механизмов социального регулирования и взаимодействия, поведения людей потребовала пересмотра не только социальной политики, но и теоретических оснований, составляющих фундамент осмысления того, что происходит с человеком, обществом, какова логика смены событий, каков механизм самозащиты и общественно-государственной поддержки людей. Становление и развитие института социальной работы связано также с обострением межнациональных отношений не только с государствами ближнего зарубежья, но и в самой России. В последние годы отмечается рост межнациональных конфликтов и вызванных ими миграционных процессов. Заметно обострилась и экологическая обстановка в стране. Ситуация в значительной мере осложняется тем, что в настоящее время сталкиваются различные концепции и стратегии социального переустройства общества и развития социальной работы. Между тем сегодня требуется наиболее точное и быстрое определение стратегии и тактики социальной защиты населения, создания оптимально-необходимых учреждений социальной работы, а также подготовки и переподготовки социальных работников.
Вместе с тем более очевидным становится влияние на специфику деятельности социального работника массовости и качества изменений в самом человеке: рост грамотности, информированности, социально-бытовой оснащенности. При этом новую роль начинают играть, с одной стороны, социокультурные различия, национально-культурные традиции, усложняющие жизнь современного человека, с другой - унификация социокультурного развития населения под влиянием средств массовой информации.
Переосмысление основного содержания и направления социальной политики привело к необходимости определения места и роли социальной работы в реализации социальной политики. Какую роль и место в реализации этой деятельности занимает личность социального работника? В связи с этим, ориентируясь на системно-целостный и личностно-де-ятельностный подходы, отметим некоторые особенности социальной работы как деятельности.
Сегодня не вызывает сомнения утверждение, что социальная работа является важнейшим инструментом социальной политики. На этом акцентируют внимание многие исследователи, подчеркивая, что социальная политика, определяя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, одновременно является ее методологическим, организационно-практическим основанием, для того чтобы осуществлять эту работу конкретными формами, методами, технологиями (Л. Г. ГуСлякова, С. И. Григорьев, С. Н. Данакин, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, П. Д. Павленок, М. В. Фирсов, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова и др.)
Но социальная работа является не только средством реализации социальной политики. Она, выполняя функцию обратной связи, выступает в качестве социального локатора, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как деятельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материально-финансовую, морально-правовую поддержку, консультирование и обслуживание показывает реальные возможности общества и государства по социальной защите человека.
Каждая профессия характеризуется общими с другими профессиями и специфическими, присущими только ей ценностями. Особенности профессиональных ценностей обусловлены ролью и статусом профессии в жизни общества и отдельного человека.
Социально-философский, антрополого-педагогический подход, признавая множественность связей человека, его разных проявлений, считает принципиально важно "сохранить" именно самого человека. Это относится в первую очередь к студенту, социальному работнику и, безусловно, клиенту. Важно в работе как деятельности, так и образовательного процесса не допустить растворения личности в любой из своих функций, граней, позиций, статуса и т. д. Следует помнить и знать, что человек является не только предметом теоретического осмысления, человек является центральным объектом конкректного исследования и научно-практического осмысления.
Социальная работа в зарубежных странах связывается с идеей защиты интересов личности. Идея ответственности общества за интересы отдельного человека является общепринятой в США, Германии, Великобритании, Швеции, Франции и других промышленно-развитых странах.
В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущности социальной работы как вида профессиональной деятельности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.
В Энциклопедии социальной работы подчеркивается, что цель "социальной работы состоит во взаимодействии между отдельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех".
В Словаре социальной работы доктора Баркера (США) приводится такое определение "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, . группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей".
Американские исследователи М. Саппс и К. Уэллс дают следующее определение: "Социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы"1. Авторы другой монографии А. Пинкус и А. Минахан (США) в определении понятия "социальная работа" выдвигают следующие ее цели:
- совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;
- помогать в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам;
- способствовать повышению эффективности этих источников;
- оказывать помощь в развитии! и совершенствовании социальной политики государства.
В статье "Милосердие и умение: социальный работник как профессия" Ш. Рамон и Т. Шанин (Англия) определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством"3.
В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессиональная деятельность включает в себя: содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе; выявление социальных проблем; предотвращение, устранение и смягчение личных и общественных конфликтов; развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.
В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа - это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практической реализацией и перспективой, предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, а также решение различных проблем личности. Они считают, что социальная работа - деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является "освобождение" индивида-клиента2.
Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания проблем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, переживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории деятельности "социальная работа" они вкладывают как аналитический, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.
Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нуждается в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство3.
Шведские исследователи, как и многие зарубежные исследователи, в понятие социальной работы включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.
Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направлений и подходов в практике зарубежной социальной работы (Мэри Ричмонд, Зигмунд Фрейд, Джон Дьюи, Вирджиния Робинсон, Гордон Гамильтон, Алиса Соломон и др.). Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобретала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внутренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития. Они отмечают значение социального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Вместе с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать "Я" другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка социального работника должна заключаться в "тотальном (полном) вживании", которое способствует саморазвитию, самопознанию.
Подготовка специалиста должна строиться таким образом, чтобы можно было полностью вовлечь в ее процесс личности обучающегося. Данная позиция отражает и наше видение проблемы.
Итак, целью социальной работы зарубежные исследователи считают: "улучшение функционирования клиента и его лучшая адаптация к условиям социального окружения" (Хол-лис и Вудс); "осуществление благоприятных перемен в жизни клиента" (Г. Бендлер); "ограничение, изменение болезненности различных проблем, возникающих в жизни" (X. Сведнер).
В качестве средств достижения указанных целей предлагаются: "освобождение, развитие и изменение" (Г. Бендлер); "различные методы осуществления социальных перемен" (X. Сведнер); "изменение условий жизни и способа жизни человека" (Л. Юнссон) и др.
Таким образом, цель социальной работы - содействие людям в успешном разрешении их проблем. Средства достижения этой цели - высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.
Приведенные примеры концептуальных идей, позиций показывают, что у западных исследователей нет единой точки зрения относительно теоретических и практических аспектов социальной работы, как нет и единого толкования самого понятия - "социальная работа".
В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия "социальная работа". Так, авторы Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе определяют социальную работу как разновидность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности.
Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как социальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является прежде всего технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки "слабых" слоев населения, их социальной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения социальной защиты.
Т. Е. Демидова определяют социальную работу как "многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий".
В публикациях начала 90-х гг.''социальная работа отечественными учеными. (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванни-ков, А. М. Панов и др.) рассматривае^я как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности к социальному функционированию и созданию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель социальной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта.
По определению Н. С. Данакина, "социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения". И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается "в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы".
А. М. Панов, интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, включает в это понятие три аспекта:
1) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; ,
2) актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
3) целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях - от муниципального до федерального - с целью обеспечить социально здоровую среду жизнеобитания и жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Первые два предложенных аспекта составляют микроуровень, третий - макроуровень социальной работы.
А. И. Ляшенко предлагает две трактовки. В широком смысле слова: "социальная работа - это влияние профессионалов и общественности на социальное обустройство общества через формирование и реализацию государственной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого человека и его семьи". В более узком понимании: "социальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную или финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом"1.
Широкую трактовку социальной работы предлагают и авторы учебного пособия, которые рассматривают ее как "управленческую деятельность, направленную на изменение совокупности условий функционирования и развития социальных процессов с целью достижения оптимального их соответствия интересам и потребностям общества, социальных групп и личности". Такое расширительное толкование позволяет рассматривать социальную работу как феномен, имеющий своей целью коррекцию социальных отношений, социальных процессов и т. д.
М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие "социальная работа" в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.
Изменение содержания понятия - явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи. Смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность можно наблюдать как в отечественной, так и в мировой практике3.
В связи с этим можно предположить, что содержание понятия "социальная работа" также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеологии помощи к другим и сегодняшняя форма (модель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия "социальная работа".
Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида профессиональной деятельности, мы, с одной стороны, исходим из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой - учитываем специфические особенности и факторы, характеризующие изучаемый нами объект.
Разработка проблем деятельности как условия и способа развития личности базируется на философском положении о деятельностной сущности человека. Отличительной особенностью человеческой деятельности является социальная форма ее организации, способствующая активной интериоризации каждым участником общественных норм и ценностей.
Различные стороны деятельности разрабатывались и представлены в работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.
С. Л. Рубинштейн вычленяет в деятельности такие ее виды, как теоретическую (социально-познавательную) и практическую (социально-трудовую)1. Каждый вид деятельности представляет собой систему со своими структурными и функциональными компонентами. В общей структуре системы деятельности В. Д. Шадриков, например, выделяет такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы, решения, подсистема профессионально важных качеств.
Существующие различные подходы в рассматриваемом аспекте правомерны при анализе и характеристике профессиональной деятельности социального работника, направленной на чрезвычайно сложный объект: человека или группу людей, нуждающихся в социальной помощи, поддержке, коррекции, реабилитации. Мы полагаем, что социальная работа представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения, коммуникацию.
Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.
Цели социальной работы имеют объективный и субъективный характер. Процесс достижения целей социальной работы направлен на выработку такого поведения, действия человека (группы), в которых проявляется социальная активность самой личности. Известно, что действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою струк-ТУРУ> тактику, стиль. Категория действия рассматривается в исследованиях социологии, психологии. В частности, в социологию понятие "социальное действие" ввел М. Вебер.
Для понимания сущности действия социального работника необходимо начинать с определения целей: чем определяются цели социального работника в конкретной практической ситуации в данное время и как эти цели (а затем и действия) меняются. Затем в действие включается задача, которая может решиться социальным работником; при этом возможно планирование действий (выдвинутой задачи) с клиентом и привлечение его собственных ресурсов и возможностей. Действие, помимо целей и задач, включает операционно-прак-тические акты (позвонить по телефону, подготовить направление на консультацию и т. д.). При этом они'могут носить как материально-предметную, так и морально-словесную основу. И завершается действие анализом результативности.
Система мотивов - движущая сила человеческого поведения. Система доминирующих мотивов, побуждающих к действию, получила название направленности личности. Объединение мотива и способа его реализации проявляется в альтруистической, деловой или личностной направленности. Так, мотивационным основанием при оказании поддержки, помощи (материальной, моральной и др.) человеку можно считать то, что субъект руководствуется отношением к нему как к ценности.
Мотивация выражает себя и в таком компоненте личности, как отношения. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных и профессиональных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, осуществляемых социальным работником; при этом следует отметить общие признаки профессиональных отношений в отличие от межличностных.
Первый. Формирование отношений социального работника обусловлено профессиональными целями. В повседневной же жизни формирование отношений может быть самоцелью, отношения ради отношений. В деятельности социального работника отношения формируются ради достижения определенных целей, задач и результатов.
Второй. В профессиональных отношениях социальный работник на первое место ставит не собственные интересы, а потребности, интересы и ожидания других людей в решений их проблем.
Третий. Социальный работник строит отношения на базе объективности и сознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься от собственных эмоциональных состояний для того, чтобы "войти" в потребности, заботы и трудности других.
Безусловно, социальный работник не просто воспринимает и отражает различного рода отношения, а вписывает их в свои действия, превращая и модифицируя их в собственные отношения и соответствующие переживания. Некоторые социальные работники в конфликтных ситуациях чувствуют себя как "рыба в воде", другие - нет. Однако если социальный работник в своей деятельности придерживается только одного стиля отношений, то он ограничивает и сужает свои возможности помощи человеку, группе лиц; ибо часто цели и задачи этой/ помощи требуют использования различных типов отношений. Важно обладать достаточно развитой объективностью для использования своих личностных качеств и особенностей как инструмента влияния на людей и оказания им помощи.
Категория общения отражает связи между человеком и социальной средой, группами и сообществами. Общение - процесс многогранный. Оно реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и управленческое общение и др.).
В социальной работе приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: застенчивыми и бурно, порой агрессивно выражающими свои чувства, замкнутыми, недоверчивыми, словоохотливыми, ищущими справедливость, поддержку, "вымогателями". Важно к каждому найти подход, устанавливая контакт, располагая человека к диалогу и т. д. Компетентность в общении - один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Знания закономерностей сознательного поведения личности (мировоззрение, убеждения, интересы, стремления, идеалы) и неосознаваемого (установки, стереотипы, влечения, уровни притязаний, конформность, внушаемость и др.), понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций (аффекты, стрессы, фрустрации и др.) помогут адекватно оценить и понять человека, оказать именно ту помощь, в которой он нуждается. Более того, мимика, пантомимика, экспрессия (язык тела) дополняют это понимание и нахождение оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц - необходимое звено в компетентности социального работника. При этом важно помнить: не оценивать человека и его возможности в общении без учета актуального или потенциального окружения, перспектив развития личности.
Задача социального работника - помочь человеку (клиенту) обрести себя, найти свое место в сложно меняющемся мире, ориентироваться в социальных и межличностных отношениях. И общение - ведущий инструмент, но не конечный продукт деятельности социального работника.
Вместе с тем мы подчеркиваем мысль о том, что человек, личность значительно разностороннее, сложнее и богаче, чем деятельность, и его сущность не исчерпывается ею. Но сутью акмеологического подхода в профессионально-личностном развитии специалиста является то, что невозможно рассматривать личность вне деятельности, так же как деятельность без учета личности, ее направленности развития, саморегуляции, самореализации и т. д.
Безусловно, рассматриваемые компоненты деятельности социального работника не являются исчерпывающе полными. Их содержание связано с целями и задачами конкретных форм и видов деятельности, зависят от специализации и основных функций деятельности. Они могут быть различны и в зависимости от оценки потребностей, ситуаций, действующих сил и т. д. Известно, что социальному работнику необходимо выполнять различные профессиональные функции, обладать широким спектром профессиональных знаний, умений, навыков, личностно обусловленных качеств и способностей.
По аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, координации, обеспечения, поддержки (психологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др. Это специалист, который может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства - уровне управления, материально-технического и правового обеспечения, образования, здравоохранения и непосредственной практики социальной работы.
Такой специалист в процессе подготовки должен освоить большой и разнообразный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений координации, управления, организации, диагностирования, анализа, коммуникации, коррекции и реабилитации. В этом значении важно учитывать позиционно-ролевой подход в формировании и развитии личности социального работника как профессионала.
В процессе реализации различных функций социальные работники выполняют самые разнообразные роли: по информации, стимулированию, консультированию, посредничеству, организации, координации и т. д. Успех их профессиональной деятельности зависит от того, как им удается исполнить эти роли: информатора, консультанта, посредника, организатора, координатора, адвоката и др.
Л. Д. Демина, исследуя проблему социальные роли", выделяет ряд общих моментов в понимании сущности социальных ролей:
- роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степенью определенности;
- роль как стратегия поведения, направленная на овладение ситуацией определенного типа;
- роль как система ожиданий к людям определенного статуса;
- роль как действие, как выполнение определенных требований человеком, "назначенным" на эту роль.
Мы полагаем, что данные позиции характеризуют и профессиональные роли социального работника через призму его должностных функций. Отсюда ролевое поведение социального работника предопределено, в первую очередь самой должностью. Вместе с тем когда мы рассматриваем работника как специалиста - исполнителя профессиональной деятельности, то личностный фактор (индивидуальность, творческие способности в воплощении технологии, личностные качества и свойства и, несомненно, профессиональная компетентность) в практике очень значителен. Специалист, получивший профессию, выполняет свои профессиональные роли. Вхождение личности выпускника, молодого специалиста в общество, общественные отношения опосредовано приобретением своей профессиональной роли. Причем вхождение в "пространство отношений" каждой личностью специфично и весьма динамично, отмечает Б. Ф. Ломов. Профессиональная роль формируется и обуславливается не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупностью осуществляемых функций в деятельности, отмечает И. А. Зимняя. Она выделяет шесть уровней профессиональной деятельности социального работника: практическая работа с клиентом; организация; управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов и т. д. ; наставничество; супервизорство в социальной работе; исследование в социальной работе.
Соответственно этому И. А. Зимняя называет шесть групп профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь.
Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности и, во-вторых, определенные ценности личности, развиваемые в процессе профессиональной подготовки и в будущей профессиональной среде, что учитывалось нами в исследовании. Например, для преподавателя обязательными являются дидактические способности ("способности преподавать учащимся учебный материал, делая его доступным... преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль"), но они не обязательны для практического социального работника2. Умения обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами обязательны для организатора и управленца, но не столь важны исследователю.
Каждая профессиональная роль имеет набор конкретных рабочих функций: организаторскую, управленческую, коммуникативную, диагностическую, прогностическую, социально-терапевтическую, воспитательную, посредническую и др. Эффективность выполнения этих функций, соотносясь с определенными способностями человека и его личностными особенностями, в разной мере определяется целенаправленной тренировкой реализующих их действий. Так, для практического социального работника одной из основных функций является активное слушание клиента. Но в то же время эта функция является менее существенной для супервизора.
Но вместе с тем ролевой репертуар дополняют несколько групп умений, которыми должен обладать работник социальной службы (функциональный подход - А. И. Ляшенко).
Когнитивные умения. Квалифицированный работник должен уметь: анализировать и оценивать опыт как свой, так и других; изучать и выявлять проблемы и концепции; применять на практике свои знания и понимание проблем, а также исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Работник должен быть в состоянии: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют ьа людей и на него самого; определять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и других: содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми: общаться вер-бально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах; действовать в коллективе с другими работниками социальной службы; представлять себя в роли адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный работник должен вырабатывать решения, выделять решения, требующие предварительного согласования с другими работниками, действовать в алгоритме выработки решения, принимать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами.
Организаторские умения. Квалифицированный работник должен уметь вести четкие и лаконичные записи, проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу, организовывать, планировать и контролировать работу, добывать информацию с помощью доступной технологии.
Безусловно, работник специальных социальных служб должен владеть целым комплексом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области психологии, экономики, геронтологии, социологии, педагогики, юриспруденции. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами, свойствами и способностью к творчеству и самореализации могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.
Каждая профессия предъявляет свои требования к личности и деятельности. Это относится и к новому феномену в нашем обществе - к становлению и развитию профессиональной деятельности - социальная работа. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте "личность и окружающая среда". Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблема человека. В самом общем виде социальный работник выступает в своей деятельности посредником между клиентом и социумом.
Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от социального окружения и действительности.
Итак, социальная работа как профессиональная деятельность требует в настоящее время уточнения своей инвариантной структуры, выявления системообразующих компонентов и характеристик. Как подтвердило наше исследование, она является одновременно и базовым основанием, условием становления и развития личности специалиста социальной сферы, а также определяет специфику его профессиональной подготовки, развития и саморазвития как профессионала.