Социальная политика

Содержание

Введение           с.3
1. Социальная роль государства в рыночной экономике.  с.4
2. Социальная ситуация в России и основные задачи государственной социальной политики.        с.7
3. Особенности социальной политики в России.    с.11
4. Социальные фонды.        с.17
Заключение          с.25
Список литературы         с.26

Введение

Необходимость осуществления социальной политики обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере. Социальные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсутствия разумной социальной политики, в современных условиях, когда функционируют атомные электростанции, опасные химические производства, накоплено ядерное оружие, могут привести весь мир на грань катастрофы.
На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Все это предопределяет необходимость участия государства в социально-экономических процессах через разработку и реализацию социальной политики.
А социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи.

1. Социальная роль государства в рыночной экономике

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения (8, с. 21).
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель.
Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем, в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами (13, с. 696).
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.
1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).
3. Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу - степени вмешательства государства в социальную сферу - претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменение акцентов в политике, затрагивающей его интересы.
Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60 - 70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% - в США; 24% - в Англии; 30% - во Франции; 31,5% - в Германии; более трети - в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону (13, с. 698).
Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые - это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными расходами.
Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.
В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

2. Социальная ситуация в России и основные задачи государственной социальной политики

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., российское государство определяется как социальное государство. Иными словами Конституцией декларирована ориентация на ту модель социального устройства, которая сложилась в развитых рыночных экономиках стран Запада. Обращение именно к этому типу социально-экономического устройства было вполне естественным, так как оно соответствует особенностям социально-экономического развития России и мировому опыту, который показывает, что успешное функционирование рыночной экономики непосредственно взаимосвязано со степенью социальной защищенности населения. От ориентации на такую перспективу в огромной степени зависит и поддержка реформ со стороны части общества (6, с. 78).
Однако на практике государственная социальная политика стала развиваться в сторону остаточной модели. При разработке концепции и конкретных направлений экономических преобразований не просчитывались или неверно оценивались их социальные последствия, не создавалась своевременно система соответствующих социальных амортизаторов, способных смягчить неблагоприятное воздействие реформ и создать предпосылки для адаптации населения к рыночным условиям.
Такое отношение к социальной составляющей реформ не случайно. Принятая стратегия экономической трансформации предусматривает лишь узкий круг мероприятий по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, а остальные социальные вопросы должен автоматически решать рынок.
Снижение жизненного уровня населения во время реформ неизбежно. Ведь в этот период экономика в целом переживает кризис. В других постсоциалистических странах в ходе реформ тоже наблюдалось усиление бедности и социальной незащищенности населения. Но такой глубокий спад доходов, потребления, качества жизни и других параметров, характеризующих социальные условия жизни людей, имеет место только в России. Он в огромной степени связан не только с объективными трудностями реформирования российской экономики, но и с явно недостаточным вниманием руководства страны к социальной сфере (6, с. 79).
Задачи и направления государственной социальной политики формируются в сегодняшних условиях под воздействием трех основных разных по своему характеру факторов:
1) нарастание и обострение социальных проблем, создающие непосредственную угрозу социальной стабильности и общественной безопасности;
2) жесткие ресурсные ограничения для государственных расходов на социальные цели;
3) необходимость реформирования социальной сферы.
За годы экономических реформ реальный уровень душевых доходов населения сократился вдвое. Несмотря на стабилизацию реально располагаемых денежных доходов в 1996 г. на уровне предыдущего года и рост реальной заработной платы за 1996 г. на 5%, тенденцию к падению реальных доходов населения переломить не удалось, и в 1997 г. она возобновилась. При этом надо иметь в виду, что статистические данные показывают величину начисленной, а не фактически выплаченной заработной платы (13, с. 706).
Дифференциация доходов населения. Другим показателем острого социального кризиса является растущая дифференциация доходов населения. Одним из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов служит децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
В рамках постоянного мониторинга социально-экономического положения семей, проводимого Госкомстатом РФ и Министерством труда и социального развития РФ, были сделаны определенные расчеты. Они показали, что оптимальный (или естественный) уровень дифференциации денежных доходов населения в целом по Российской Федерации в 1,7 раза ниже фактического. Это означает, что при стабилизации социально-экономических процессов, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий, активизации государственной политики на рынке труда и др. естественный фон дифференциации (по децильному коэффициенту) должен составлять на среднероссийском уровне не более 10 раз (13, с. 709).
Что касается факторов, обусловливающих дифференциацию, то, по имеющимся оценкам, она на 40% связана с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 57% - с дифференциацией доходов за счет предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Высокая дифференциация доходов за счет предпринимательской деятельности и собственности, в принципе, является нормальным свойством рыночной экономики. Крайне негативное отношение к ней в России объясняется отсутствием равных и «прозрачных» условий участия в процессах приватизации на всех уровнях в ходе колоссального перераспределения доходов, созданной трудом многих поколений собственности и возможностей для развития среднего и мелкого бизнеса, а также некоторыми особенностями складывающейся дифференциации (12, с. 167).
Особенностями дифференциации доходов населения России, угрожающими социальной стабильности и чреватыми угрозой для будущего нации, сегодня являются:
• резкая и беспрецедентно быстрая концентрация доходов у сравнительно узкой прослойки высокодоходного населения. По данным на ноябрь 1997 г., 20% населения с наиболее высокими доходами располагали 46,5% совокупного объема денежных доходов населения, а 20% с наиболее низкими доходами - лишь 6,3%.
• рост разрыва в доходах высоко- и низкодоходных слоев населения, при этом, главное, основная масса населения сосредоточена в низкодоходных группах. Поэтому проблема преодоления неоправданного неравенства доходов в России в значительной степени сводится к проблеме ликвидации или хотя бы сокращения бедности населения;
• большая доля детей среди низкодоходных групп населения. По материалам выборочного обследования Госкомстата РФ, проведенного в 1996 г., дети составляли 29,5% всех обследуемых, в то же время их доля в низшей 20%-й группе равнялась 43%, в следующей - 33% (то есть 76% детей находились в двух низших доходных группах);
• углубление региональной дифференциации уровня жизни населения, неравномерный (в региональном плане) ход реформ заметно увеличил существовавшие в социалистический период территориальные социальные контрасты (14, с. 92).
Значительное снижение жизненного уровня основной части населения актуализировало проблему бедности. Эта проблема в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле она универсальна и повсеместно является объектом пристального внимания. Бедность - явление многоплановое. Помимо экономических и политических измерений, она является и политическим понятием, которое реализуется и модернизируется в ходе политической борьбы. В условиях массового снижения жизненного уровня, растущей дифференциации, усиливающегося несоответствия реальности потребительским ожиданиям и т.п. бедность в обществе ощущается в большей степени, чем она реально существует.

3. Особенности социальной политики в России.

Социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи (4).
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи социальной политики:
• осуществление социальной защиты человека, реализации его основных социально-экономических прав;
• обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в Целом;
• поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
• развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация), объем, качество и характер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;
• формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
• создание условий для всестороннего развития человека, системы его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Существует взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их осуществление, Например, для реализации "шведской" модели, характеризующейся высоким уровнем социальных затрат, необходимо создать экономику, обладающую соответствующей ресурсной базой. С другой стороны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как благодаря именно целенаправленной социальной политике появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.
Основная задача социальной политики - формирование эффективной системы социальной защиты. Выделим основные направления социальной политики в этой области.
Первое направление - поддержка беднейших слоев населения, как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы определить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.
Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.
В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья; функционируют бесплатные государственные школы; студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы; лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения, причем формы и виды соцобеспечения могут быть чрезвычайно разнообразны. Наиболее высокий уровень социальной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Дании (9, с. 18).
Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд)» а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.
Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.
Для того чтобы граждане мощи реализовать эти права, необходима общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования, должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Необходимо отметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осуществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.
Третье направление, которое является логическим продолжением предыдущего, - регулирование занятости населения. Сюда входят разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест.
Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией этих программ на практике обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение того, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим планируются и производятся подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме этого, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать безработных к поиску нового места работы (10, с. 134).
Говоря о социальной политике, нельзя не затронуть проблему ее экономической эффективности. Проблема экономической эффективности социальной политики периодически является предметом оживленных теоретических дискуссий между экономистами. Сторонники либерализма доказывают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. В доказательство этой точки зрения приводятся следующие аргументы.
1. Деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Одновременно они приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие, не даст согласие на любую работу с любым уровнем оплаты труда. Система страхования от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты труда, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безработицы. Во всех социально-ответственных рыночных экономиках растут затраты на здравоохранение, выплаты по болезни, увеличиваются невыходы на работу. В общем и целом это приводит к высокой затратности экономики, в которой реальная заработная плата ниже, чем мота бы быть, если рынок не был бы социализирован.
Кроме того, расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на зарплату, делают фактор труда слишком дорогим, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий на внешнем рынке.
2. Соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом способствует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему экономическому росту.
3. Увеличиваются издержки на управление в связи с ростом организационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.
4. Возможно расширение теневой экономической деятельности, так как растет число желающих уклониться от выплаты чрезмерных налогов являющихся источником финансирования социальных программ.
В качестве контраргументов сторонники социальной экономики указывают на следующие факты.
1. В рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создаются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы.
2. В странах с переходной экономикой без социального обеспечения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в социальной сфере.
3.. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки для экономического роста, особенно этот фактор важен для стран с переходной экономикой.
В целом, подводя баланс негативных и позитивных эффектов социальной политики, следует иметь в виду, что отсутствие социальной политики ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества. Поэтому очевидно, что речь должна идти не о том, нужна ли социальная политика как таковая, а о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно действующим в рыночных условиях и помогающее адаптироваться к новым условиям жизни тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства (8, с. 32).
Социальная политика переходного периода должна предусматривать механизмы социальной защиты тех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направление социальной политики - социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в этом направлении имеет также целью создание среднего класса, который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе, содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса.
Стратегической целью социальной политики России является формирование социально-ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы сами реформы проводились последовательно с заранее просчитанным результатом от реализации каждого этапа реформ.
Опыт развития человеческих ресурсов в наиболее продвинутых в этом направлении странах ориентирует на продолжение начавшегося преодоления отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в субъект своего труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социо-культурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне, стимулирование инвестиций частного бизнеса.
В России должен совершиться поворот к совмещению человеческих ценностей с экономическими, чтобы в XXI в. она не оказалась на задворках цивилизации, а присоединилась к тем странам, где, как предсказывают известные футуролога Д. Нейсбит и П. Абердин, вероятно формирование контуров нового общества. В таком обществе работник будет собственником, "одержит победу" над техникой, заботы о благосостоянии сменятся заботами о самореализации в свободном творческом труде, а уравнительный коллективизм сменится индивидуализацией людей.

4. Социальные фонды.

С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании социальных внебюджетных фондов. Основные причины образования подобных фондов (14, с. 55):
• необходимость социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• необходимость целевого использования средств этих фондов;
• необходимость оперативного решения социальных проблем, которое возможно с помощью внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении исполнительных органов власти;
• необходимость в новых методах перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
• необходимость финансирования территориальных нужд.
Государственные социальные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение - обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание социальных фондов.
Юридическое определение внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе: это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане. К социальным страховым рискам относятся:
• необходимость получения медицинской помощи;
• временная нетрудоспособность;
• трудовое увечье и профессиональное заболевание;
• материнство;
• инвалидность;
• наступление старости;
• потеря кормильца;
• признание безработным;
• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т. п.).
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации и другие средства федерального бюджета и бюджетов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств; иные поступления.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Это значит, что с введением в действие части второй настоящего Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов будут осуществляться не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах.
Денежные средства фондов хранятся на счетах Центрального банка и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.
Социальные внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальным уровнях. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов, представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете (4).
Исполнение государственных социальных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта РФ). Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд формируется на федеральном и региональном уровнях. Основным источником средств фонда являются страховые взносы. В 2000 г. действовали следующие тарифы страховых взносов:
• для работодателей-организаций - 28%, для организаций в сельском хозяйстве - 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям;
• для индивидуальных предпринимателей, включая иностранных граждан, лиц без гражданства, частных детективов, нотариусов, крестьянских фермерских хозяйств - 20,6% дохода от предпринимательской деятельности либо иной деятельности за вычетом расходов;
• для индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, - 28% выплат в денежной и натуральной формах в пользу работников;
• для граждан, работающих по трудовым договорам, - 1% выплат в пользу граждан;
• для адвокатов - 20,6% выплат в пользу адвокатов;
• для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6% доходов, определяемых, исходя из стоимости патента.
Уплата страховых взносов в размере 1 % с заработка работающих возложена на работодателей. За несвоевременную уплату страховых взносов взыскивается пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка на начало финансового года.
Источниками средств фонда являются также средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплаты государственных пенсий и пособий; средства, возмещаемые Государственным фондом занятости РФ на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд; остаток средств на начало конкретного финансового года и др.
Средства Пенсионного фонда РФ используются на следующие цели:
• • выплата трудовых пенсий;
• выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
• выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям;
• выплаты социальных пенсий и пособий;
• осуществление финансово-кредитных операций;
• содержание органов Пенсионного фонда;
• индексация пенсий;
• остаток средств на конец конкретного финансового года;
• другие цели.
В 1997-1998 гг. резко возросла задолженность по выплатам государственных пенсий, увеличился дефицит Пенсионного фонда. Поэтому Правительство РФ своим постановлением от 10 июля 1998 г. разрешило фонду выпустить собственные ценные бумаги (векселя и облигации) на сумму до 15 млрд. руб.
Фонд социального страхования РФ
Основными источниками средств фонда являются:
• страховые взносы работодателей-организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, — 5,4% выплат в денежной и натуральной формах в пользу работников по всем основаниям;
• средства федерального бюджета;
• остаток средств на начало конкретного финансового года;
• прочие поступления.
Средства фонда расходуются на следующие цели:
• выплата пособий по временной нетрудоспособности;
• санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
• оздоровление граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
• выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
• оздоровление детей;
• расходы на содержание самих учреждений фонда;
• остаток средств на конец конкретного финансового года;
• прочие расходы.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Этот фонд образуется в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР», введенным в действие с 1 января 1993 г. Доходы фонда формируются за счет следующих источников:
• страховые взносы организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан (физических лиц) — 3,6% выплат в денежной и натуральной формах в пользу работников, в том числе 0,2% - в федеральный фонд ОМС, а 3,4% — в территориальные фонды ОМС;
• возврат ранее размещенных временно свободных денежных средств и доходы от их использования;
• остаток средств на начало конкретного финансового года;
• иные источники.
Средства фонда расходуются на следующие цели:
• финансирование целевых программ по здравоохранению;
• финансирование профессиональной подготовки кадров;
• финансирование научных исследований в области медицины;
• развитие материально-технической базы здравоохранения;
• выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;
• оплата медикаментов;
• оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;
• содержание самого фонда;
• остаток средств на конец конкретного финансового года;
• прочие расходы.
Фонд занятости населения
Фонд занятости образован в соответствии с Законом РФ «О занятости населения РФ» от 19 апреля 1991 г. Этот фонд не имеет статуса юридического лица. Средства фонда являются государственной собственностью Российской Федерации.
Основные источники доходов фонда:
• страховые взносы работодателей-организаций - 1,5% выплат в денежной и натуральной формах в пользу работников по всем основаниям;
• мобилизация просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости;
• остаток средств на начало конкретного финансового года;
• прочие доходы.
Средства фонда используются на следующие цели:
• финансирование специальных программ занятости;
• финансирование программ обучения лиц, признанных безработными;
• финансирование программ материальной помощи безработным;
• финансирование программ информационного обеспечения государственной политики занятости;
• научно-исследовательская деятельность по проблемам занятости населения;
• предоставление дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда;
• содержание органов службы занятости;
• остаток средств на конец конкретного финансового года;
• прочие расходы.
Основную долю в расходах фонда составляют расходы по выплате пособий по безработице. Пособие выплачивается в процентах к основному заработку за три месяца по последнему месту работы, минимальный размер пособия равен МРОТ, пособие выплачивается в течение 12 месяцев, в том числе в первые три месяца безработицы в размере 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, в следующие четыре месяца — в размере 60%, в дальнейшем - в размере 45%.

Заключение

И в заключении данной работы необходимо сделать следующие выводы.
Основная задача социальной политики - формирование эффективной системы социальной защиты. Выделим основные направления социальной минимальный уровень жизнедеятельности (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи).
Для того чтобы определить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.
Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.
Идеология формирующейся в России государственной социальной политики учитывает стоящие перед страной задачи в социальной сфере и экономические условия их реализации. Предполагается: постепенный отказ от патернализма в социальной сфере и разработка системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечиваемых государством; усиление роли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг; повышение эффективности функционирования социальной сферы и качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкуренции; дифференциация социальной политики по регионам и ее муниципализация.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Линьков С.А. Финансы и кредит. – М.: Логос, 2001.
5. Романовский М.В. Финансы. – М.: Перспектива, 2000.
6. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999.
7. Социальные льготы различным категориям граждан // Вестник образования. – 2000. - № 6. – С. 67 – 70.
8. Сулеманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – Ростов-на-Дону, 1997.
9. Тонких Л. Социальная защита: региональные программы // Социальное обеспечение. – 1996. – 3 4. С. 18 – 25.
10. Финансы: Учебник / В. М. Родионова, Ю. А. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и стати¬стика, 1994.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М.: Проспект, 1999.
12. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - 3-е изд. -М.: Финансы и статистика. 1999.
13. Экономика / Под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект, 1998.
14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2000.

(25.7 KiB, 45 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!