Социальная политика северов
Социальная политика Северов в первую очередь была направлена на увеличение армии и привлечение ее на сторону императора. Ради этого Септимий Север увеличил денежное вознаграждение офицеров и солдат и совершенно устранил из армии римскую аристократию — сенаторов, заменив их новыми людьми из провинциалов.
Коренной реорганизации при Септимии Севере подверглась преторианская гвардия. Старые преторианские когорты, численность которых в конце II в. доходила до 15 тыс. человек, были распущены, а их обязанности переданы корпусу, составленному, главным образом, из солдат иллирийских легионов, расквартированных в предместье Рима. Должность префекта претория сохранилась, но из чисто военной она превратилась в полувоенную. Наряду с военными правами и обязанностями префект претория получал также и высшие судебные права. Этим и объясняется странное, на первый взгляд, обстоятельство, что должность префекта претория в III в. часто занимали не военные, а юристы. С политической точки зрения, расширением функций префекта претория и назначением на эту должность невоенных ослаблялось влияние преторианских командиров и понижалось значение самой преторианской гвардии.
В своей военной политике Север возвращается почти что к домарианскому периоду, превращая профессионального солдата в полукрестьянина и полумилиционера, посаженного на землю. Римский солдат теперь живет уже вне казармы, являясь в нее только в часы занятий, имеет семью, получает от правительства паек и земельный надел. Существовавшие до сих пор ограничения военных в гражданских правах отменялись. До Северов солдаты не могли заключать законных браков и иметь признаваемую законом семью, они могли находиться только в «сожительстве» — конкубинате (concubinatus) — не обеспечивавшем ни за женой, ни за детьми гражданских прав. Септимий Север разрешил солдатам иметь семьи в предлагерных поселках (canabae); рожденные от таких браков дети получали гражданские права при условии поступления их на военную службу. В отдельных же случаях солдатам разрешалось заключать браки на общих основаниях с остальными гражданами (iustum matrimonium). Для содержания семей
(focaria) солдатам разрешалось иметь на лагерной территории, принадлежавшей императору (solum Caesaris), земельные участки на правах арендаторов, близких к правам колонов. При возраставшем падении ценности денег, начавшемся уже при Антонинах, низкопробности монеты, когда серебряный денарий содержал всего 5% серебра, росте цен и дороговизне жизни перевод войска на самоснабжение подсказывался объективным ходом вещей.
Разрешение солдатам иметь семью и арендовать землю способствовало оседанию армии, сокращало расходы государства и создавало в лице самого солдата, его жены и детей новые кадры рабочей силы. Отрицательными сторонами оседания солдат были ослабление боеспособности армии, падение дисциплины, снижение качества командного состава и отрыв армии от центра. Превращение римской армии в пограничную милицию совершалось по мере ослабления завоевательной политики Рима и окончания далеких походов. Таким образом из силы наступательной римская армия все более превращалась в силу оборонительную, разбросанную по границам.
Но в этом была и своя положительная сторона. Поселение солдат по границам способствовало романизации окраин и слиянию римлян с провинциалами. Правовые различия между италиками и провинциалами при Северах почти уже исчезли. Из провинциалов Северы пополняли армию, вербовали чиновников, провинциалов же выводили в сенаторское и всадническое сословия.
Окраины при Северах ожили, приобрели права римского гражданства и приобщились к греко-римской цивилизации, другими словами, романизировались. Особенным расположением Септимия Севера, уроженца африканского города Лептиса, пользовались Африка, Нумидия, Мавретания и Дунайские провинции, о чем свидетельствуют благодарственные надписи и памятники в честь Севера, сохранившиеся в названных провинциях1, прославляющие Севера как создателя чрезвычайно справедливых законов (legum conditor longe aequabilium)2.
Аграрная политика Северов, направленная на воссоздание мелких и средних производителей, была прямым продолжением политики их предшественников Антонинов. Для воссоздания средних прослоек, из которых пополнялись кадры войска, Северы производили дарения и продажи на льготных условиях участков
из государственного фонда, надеясь таким образом разрешить сразу два вопроса — военный и земельный. С другой стороны, для привлечения на свою сторону городского населения Северы не только не сократили, но даже еще больше расширили «политику хлеба и зрелищ». Продовольственное дело (сига аппопае) было заново реорганизовано; для бесперебойного снабжения столицы хлебом была учреждена специальная африканская флотилия, доставлявшая хлеб и масло из Африки. При ежедневной выдаче хлеба, равной 75 тысячам модиев1, Септимий Север сумел еще сделать значительные запасы на случай крайней нужды. Обращено было внимание и на обеспечение столицы водой. Специальные хлебные и водные кураторы (curatores аппопае, curatores aquarum) заведы- вали снабжением водой и хлебом.
Институт алиментаций был расширен, дети получали вспомоществование, а отцы семей специальные награды и льготы.
Продолжалась также и строительная деятельность. Из построек Северовой эпохи надо отметить арку Севера (arcus Severi), храм Геркулеса, ворота Септимия (porta Septimiana), казармы для преторианцев на свином рынке (forumsuarium), водопроводы, дороги и др. Завсдывание постройками находилось в руках целого штата чиновников, или кураторов общественных работ, храмов, дорог и т. д. (curator operum publicorum, curator aedium sacrarum)2.
В отношении организации государственного аппарата Северы были прямыми предшественниками императоров Поздней империи. Развитие государственного аппарата шло в сторону усиления абсолютизма, превращения римского государства в обширный императорский ойкос, управляемый императорской бюрократией. Главной задачей управления было получение возможно большего количества податей, налогов, военной и рабочей силы. Достигалось это увеличением налогов, расширением императорского патримония и расширением прав фиска, из личной казны принцепса превращавшегося в государственную казну, к этому времени совершенно поглотившую эрарий. Фиск пополнялся экстраординарными и ординарными поступлениями. Наряду с экстраординарными доходами (конфискаций, порча монеты и т. д.) в фиск поступали доходы с торговых пошлин, налоги на предметы роскоши, ввозные и вывозные пошлины и многие другие.
Налоги и повинности взимались деньгами и натурой. Выполнение государственных повинностей (functiones, obsequium) возлагалось на отдельных лиц и на целые корпорации — муниципальные советы (курии) и коллегии, мобилизованные на службу государству и связанные друг с другом круговой порукой (certa forma).
В целях получения возможно большей суммы налогов и обложения, возможно большего числа статей общественного и личного хозяйства в императорских канцеляриях была разработана специальная форма обложения (forma censualis), которой должны были руководствоваться на местах муниципальные курии и императорские чиновники, при производстве переписей и оценок имущества. О характере цензуальной формы достаточно ясное представление дает нижеприводимый отрывок из специальной книги об обложении (De censibus) Ульпиана, содержащий некоторые статьи цензуальной формы.
«При производстве ценза, — пишет юрисконсульт Ульпиан, — должно обращать внимание, чтобы земли заносились в цензуальные списки по следующему строго установленному правилу: имя каждого участка (nomen fundi cuiusque) с обозначением, в какой общине он находится и какие два ближайших участка к чему примыкают. Относительно пахотного поля (arvum) указывать, какими видами культуры будет поле засеяно в ближайшие десять лет и на скольких югерах. Относительно виноградников (vinea) сообщать сколько имеется виноградных лоз, оливковых рощ (olivae) — сколько они занимают югеров и сколько имеют деревьев; лугов (prata) — какие луга будут косить в ближайшие десять лет и сколько они занимают югеров; выгонов (pascua) — сколько предполагается югеров под выгоны и сколько предполагается леса на свод (silvae caeduae)1.
1. Оценщик (censitor) должен проявить такую справедливость, чтобы при его помощи возможно было снять налог с того, кто указанным в цензуаль- ных списках участком по каким-либо причинам не может пользоваться. Поэтому, если часть его поля погибла от провала земли, он будет иметь право при помощи оценщика получить скидку. Если бы у него погибли виноградные лозы или засохли деревья, то неравное (т. е. за вычетом их) число внести в ценз; если же он вырубит деревья или лозы, тем не менее необходимо, чтобы он объявил то число, которое
было во время ценза, если он не объяснит оценщику причину вырубки...
2. Кто владеет землей в другой общине, то в этой общине он и должен сделать свою заявку, где у него земля (in еа civitate profited debet, in qua ager est), a налог с земли он должен заплатить в ту общину, на территории которой он ею владеет.
3. Хотя милость освобождения от податей, данная некоторым лицам, с их смертью уничтожается, но освобождение от налогов, данное местностям и общинам, переходит и к потомкам...
4. При заявках о рабах (in servis deferendis) нужно наблюдать, чтобы были обозначены особо их национальность, возраст, занятия и ремесло.
5. Рыбные озера и заливы владельцы их тоже должны заносить в ценз.
6. Если есть какие-либо соляные копи в имении, то и о них в цензе должно быть упомянуто.
7. Если кто из инквилинов или колонов не будет упомянут, подлежит аресту на основании постановлений о цензе. Что родится после проведения описи или после будет найдено, то по окончании начатого дела может быть выправлено последующим заявлением.
8. Если кто будет просить разрешения, чтобы ему можно было бы исправить списки налога, а затем после этой просьбы узнает, что он не должен был просить об исправлении, так как это дело не требовало исправления, то, — как не раз это уже разъяснялось, — да будет ведомо, что ему не будет никакого ущерба или упрека из-за того, что он просил об исправлении списков»1. Ответственность за точное выполнение коллегиями своих обязанностей, за исправное поступление налогов и выполнение повинностей возлагалась на председателей коллегий. муниципальные советы (decaprotia) и провинциальную администрацию.
Уклонение от несения государственных обязанностей (munera publica) рассматривалось как тягчайшее государственное преступление. «Нет ничего более позорного, мало того, более жестокого, чем если кто-либо наносит вред государству, не споспешествуя его благу своим трудом (immo crudelius, quam si rem publicam is adroderet, qui nihil ineam suo labore eonferret)»2. Важнейшей посредствующей единицей в системе Римского государства служили муниципии, чем и объясняется большое внимание, уделяемое в императорском законодательстве орга
низации муниципий, муниципальных советов (курий) и всякого рода коллегий и корпораций. Муниципальные обязанности были двоякого рода: имущественные и личные (munerum civilium quaedaem sunt patrimonii alia personarum). К первой категории относилось все, что было связано с имущественными тратами, как то: поставка перевозочных средств, сухопутных и речных, устройство представлений, празднеств, доставка лошадей для конных ристалищ и т. п. К категории же личных повинностей — все связанное с «физическим трудом, душевным волнением и бодрствованием», как то: защита города (defensio civitatis), представительство от имени города в качестве городского уполномоченного (syndicus), отправление обязанности по производству ценза и оценки имуществ, забота об общественных зданиях, водопроводах и о снабжении города провиантом (аппопа) и затем всякого рода мелкие повинности — охрана хлебохранилищ, доставка дров для топки бань и т. п.1
От несения повинностей освобождались: чиновники, римские сенаторы, арендаторы фиска, дети, больные, увечные и прочие, отцы больших семей, солдаты, осужденные и некоторые другие категории. Малоимущие (inopes, deficientes facultatibus) освобождались от несения имущественных повинностей, но несли личные повинности. С улучшением материального положения они немедленно же привлекались также и к несению имущественных повинностей и соответственно к получению соответствующих почетных должностей2.
«Наместник провинции следит, чтобы повинности и почетные должности в городах распределялись в определенном порядке сообразно с возрастом и положением (secundum aetates et dignitates), чтобы без всякого разбора не обременялись одни и те же лица и чтобы благодаря этому не ослаблялись ни люди, ни силы государства»3.
В поисках плательщиков Северы прибегали к самым различным методам. В значительной степени фискальными расчетами объяснялось распространение городского строя на те страны, как, например, Египет, где его раньше не существовало, превращение многих деревень и лагерей в города и, наконец, основание новых городов.
Чрезмерно интенсивная фискальная политика имела своим последствием частые отказы населения от налогов и повинностей, с одной стороны, и истощение остальной части плательщиков — с другой. Все, кто только мог, каким-либо путем уклонялся от несения налогов, приобретали иммунитет (освобождение) поступлением в войско, на государственную службу и пр.1 Из предшествующего обзора социально-экономической политики Антонинов и Северов видно, что уже в это время наметились основные линии перехода рабовладельческого Рима в крепостной, каковым он представляется нам в последние века Римской империи.
При Септимии Севере произошли некоторые изменения и в системе уголовных наказаний. Сословные разграничения никогда не переставали существовать в римском обществе; юристы делили людей на две основные категории — на людей свободных и несвободных. При определении различных правовых норм, касающихся свободного населения, юристы различали римских граждан и лиц, не обладавших правами полного римского гражданства. При установлении меры наказаний различались honestiores — почетные — и humiliores — мелкие люди. К первой категории относились сенаторы, всадники, представители высших офицерских чинов, декурионы. Остальные все относились ко второй категории. Людей, низких по своему социальному положению, можно было предать мучительной смерти; вместо ссылки полагалось превращение их в рабов. Что же касается лиц привилегированных, то они были освобождены от пыток и могли апеллировать непосредственно к императору. Разграничение свободного населения на honestiores и humiliores проводится в последующие периоды и особенно характерно для Поздней империи.