Социальная политика - Часть 2

Играя ведущую роль в определении перспектив, формируя стратегические цели развития общества, реалистически оценивая возможности с учётом времени, государство делает свой вклад в создание общих предпосылок для деятельности всех субъектов.
Одна из важнейших социальных функций государства – минимизация социальных рисков. Социальные риски - это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве (7, с. 79).
Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо (или нескольких) важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.
Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки.
Понимая, что данное общественное устройство само из себя постоянно порождает социальные риски, общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков - социальную защиту. Делает это в решающей мере государство. Ни один из других субъектов социальной политики с подобной целообщественной задачей не справится.

3. Социальная политика государства

В гражданском обществе государственная социальная политика осуществляется в многосубъектной среде. Её цели и содержание формируются как результат взаимодействий государства с субъектами гражданского общества и их представителями.
В тоталитарном обществе государство фактически сосредотачивает у себя всю полноту социальной политики, является её единственным субъектом. Все остальные структурные элементы общества оказываются объектами социальной политики, т.е. занимают в ней сугубо пассивное положение. При этом их вынужденная пассивность расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства - как неустанная забота о благе народа (16).
В периоды перехода от тоталитарного к демократическому гражданскому обществу сохраняется традиция сильной роли государства, а формирование субъектов гражданского общества происходит замедленно, отстает от потребностей общества. Социальная политика приобретает вынужденно государственный характер. Ресурс демократизации социальной политики используется слабо. Существует опасность бюрократизации социальной политики.
Государственная социальная политика в федеративном государстве имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения федерации, ведения субъектов федерации и их совместного ведения; договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени неурегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.
Применительно к государственной социальной политике используется понятие «сильная социальная политика», т.е. активная, полноценная социальная политика, при которой демократическое государство в полном объёме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере, а тоталитарное государство в полном объёме проявляет свою недемократическую, антигуманную социальную сущность (16, с. 84). В частности, при сильной социальной политике демократическое государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики, организует их практическое воплощение в жизнь. Тоталитарное государство при сильной социальной политике проводит решительные меры по социальной сегрегации населения, по образованию каст («категорий населения») с разным социальным положением, разными реальными возможностями и функциями, проводит имперскую политику внутри страны, при необходимости - массовые репрессии, депортации, запреты и ограничения гражданских свобод при одновременной массированной демагогии и прославлении заботы государства о народе, о человеке, о его благе.
Антипод сильной социальной политики пассивная социальная политика, при которой демократическое государство не справляется с выполнением своих конституционно обязательных функций, а тоталитарное - загнивает и разрушается.
Бывают времена, когда кажется, что у государства вообще нет никакой социальной политики. Это только так кажется. И, кажется не всем, а только тем, кто ждет от государства исполнения его конституционных обязанностей, а дождаться не может. В это же самое время есть социальные группы и силы, которые понимают: бездействие государства в области социальной политики - это его самое мощное действие, это его предельно односторонняя, предельно сильная и предельно классовая социальная политика. Как, например, социальная политика в составе шоковых реформ.
В 90-е годы в связи с проведением радикальных рыночных реформ в России по модели «шоковой терапии» возникло даже специальное понятие «непопулярные меры». Реформаторы зафиксировали в этом понятии свое ожидание неодобрения реформенных мер со стороны широких слоев населения. Реальной причиной ожидаемого реформаторами неодобрения перемен являлось проведение реформ в основном за счет ухудшения положения трудящихся и их семей (16, с. 90).
Основные компоненты содержания государственной социальной политики - это, конечно же, выработка и проведение в жизнь государственной стратегии социальной политики, определение государственных приоритетов социальной политики и направление всего процесса социальной политики в русло стратегии и приоритетов.
России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.
Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:
1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;
2) поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.
Государство - тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.
Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны. Правда, правительство вынуждено считаться с требованиями и рекомендациями «большой семерки» и международного финансового капитала. Однако это не облегчает, а усугубляет положение: внешние силы действуют не в интересах народа России, а последовательно в своих интересах.
На затянувшемся первом этапе реформ (1992-1998 гг.) государство решало и решило фактически одну-единственную задачу: создание частной собственности как господствующей формы и пусть еще крайне нецивилизованного, но уже капиталистического хозяйственного уклада как доминирующего (16, с. 92). Всецело сосредоточившись на этой исторической задаче, государство на несколько лет вышло из круга своих непременных социально-политических функций как в хозяйстве, так и в социальной сфере. Это не значит, что государство стало на время аполитичным или же стало «над политикой». Напротив, оно сделалось на период первоначального накопления шоковыми методами непозволительно недемократическим, непозволительно политически односторонним. Государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы - претендентов на роль крупных частных собственников.
Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил.
В итоге трудящееся население оказалось раздавленным шоковыми реформами, лишилось многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимися благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате подавляющее большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали массовыми явлениями.
Государству, если оно намерено действовать не во вред, а в интересах России, в создавшейся ситуации не остается ничего иного, кроме как перестать односторонне отстаивать интересы капитала, перестать быть орудием давления капитала на трудящееся население. Государство должно прекратить функционировать как основной источник непосредственных социальных опасностей для населения. Оно должно перестать замышлять и практически осуществлять по преимуществу антинародные меры.

Заключение

Подводя итог данной работе, сделаем общий вывод.
Государственность любого типа обеспечивает включённость человека в общество, социализированность его жизнедеятельности в целом и каждой из важнейших сфер жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).
Благодаря социализированности возникает общенациональное (пусть и классово-дифференцированное) представление о нормальных условиях жизни в обществе.
Государство (особенно демократическое государство) гарантирует возможность взаимодействия социальных групп и других устойчивых элементов социальной структуры как общественно упорядоченного, общественно признаваемого и общественно защищаемого системного процесса, т.е. как социальной политики в масштабах страны.
Социальная политика как механизм общественных взаимодействий невозможна в цивилизованных формах без государственности и государства как гарантах сохранения подходящего для социальной политики единого общественно-организованного пространства.
Говоря о социальной роли государства в России в третьем параграфе данной контрольной работы, мы отметили, что государство должно перейти к сбалансированной социальной политике. При этом речь даже не идет о том, чтобы государство соответствовало своему конституционно установленному характеру - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Перспектива такого государства в современной России даже не просматривается.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. – М.: Юрист, 1995.
2. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. - М., 1994.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 1995.
4. Грязнова А.Г. Политология. – М.: Инфра-М, 2003.
5. Зеркин Д. И. Политология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
6. Козлов А. С. Теория государства и права. – М.: Наука, 1991.
7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Прогресс 1995.
8. Манов Г.Н. Теория права и государства. – М.: Республика, 1995.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Зерцало, 1998.
10. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. - М., 1993.
11. Мельник В. А. Политология. - Минск, 1996.
12. Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. Марченко М.Н. В 2 т. Т.1. – М.: Зерцало, 1999.
13. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1994.
14. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. - М., 1992.
15. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. - СПб., 1996.
16. Социальная политика / Под ред. проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002.

(16.4 KiB, 52 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!