Содержание курса литературы в 5 – 9 классах
Программа по литературе для средних школ под ред. Т.Ф.Курдюмовой. Цели: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации ее творческих возможностей. 5 класс – 102 часа, 6 класс – 102 часа, 7 класс – 68 часов, 9 класс – 102 часа. Три круга чтения: 1) сказки, мифы, устное народное творчество; 2) русская литература с древнейшего времени до наших дней; 3) зарубежная литература. Обширный пласт детской литературы: рассказы, сказки, мифы, предания, легенды. Теория литературы: даны основные теоретически понятия, большая часть по стихосложению, лирике и драматургии; основные термины, теория дана отдельно и вместе. Зарубежной литературы довольно много, позволяет изучать русскую литературу в контексте мировой. Выводы: ступенчатость, вариативность, нарушена хронология, много детской зарубежной литературы.
Программа для лицеев и гимназий А.Кутузова. Цели: систематическое изучение мирового литературного процесса, воспитание эстетического вкуса, гражданского и нравственного идеала как общественной ценности, формирование творческого чтения, самостоятельности, грамотной устной и письменной речи. 5-8 классы – элементарный этап. 5 класс – фольклор и литература. 6 класс – произведения мировой литературы. 7 класс – мир и человек. 8 – 9 класс – литературный процесс. В 5-8 классах жанрово-родовой принцип. Детская литература: сказки, мифы, предания, легенды, рассказы. Детской литературы как таковой нет, намного меньше пласт чем у Курдюмовой. Теория литературы: в контексте изучения произведения, органично включена в изучение литературного произведения, на конкретных примерах показан большой теоретический материал, изучение критических статей, системность. Зарубежная литература – больше чем у Курдюмовой. Вывод: достаточно хорошо, но нет ТСО на уроках.
Курс народной словесности Н.Костаняна. Цели: ввести учеников в мир народной культуры, познакомить со складом мышления русского народа, сопоставить с культурой других народов. 5 класс – славяне – 10 часов, язычество – 7 часов, мифы – 7 часов, русская классическая литература (внеклассное чтение) – 20 часов, современная литература (на домашнее чтение). 6 класс – древнерусская письменность – 100 часов, литература 19 века – 20 часов (внеклассное чтение). Историко-культурный принцип. Детской литературы нет. Есть раздел – словарь. Дети теорию почти не читают. Зарубежная литература: библия и мифы. Выводы: как отдельный предмет – хорошо, но не как замена русской литературы.
Учебники
Учебник Кутузова для 5 класса. Соответственно его программе. Теория в сказочной форме. Нет иллюстраций. Учебник хороший, жанрово-родовой принцип, оптимальная подача материала и теории, взаимосвязь разделов. Нет критических статей и не предусмотрена работа с ними, нет домашнего круга чтения.
Учебник Коровиной В.Я. красивая обложка, цветные иллюстрации, желательно бы добавить цикл стихотворений серебряного века и древнерусскую литературу. Тексты адаптированы. Есть тексты для домашнего и внеклассного чтения.
Учебник Курдюмовой (и ее же методичка) – рекомендации для учителей, разделы на основе историко-лингвистического принципа, практические рекомендации. Фактаж сплошной даже слово учителя разработано. Использование нестандартных методов работы. Нет иллюстраций. Не предусмотрено внеклассное чтение, рекомендации только на урок. Убивает творческий подход.
Хрестоматия Ладыгиной и Тренина для 6 класса. По программе Кутузова. Краткий словарь разделы с вопросами. Творческие задания.
Литература Коровкиной для 7 класса. По программе Кутузова. Лучше чем курдюмовский: УНТ, древнерусская литература, литература 18 – 19, современная литература. Теория в конце. Самостоятельная работа. Литература на лето. Творческие задания.
Литература для 8 класса Беленького. Вступительная статья, русская старина, литература 19 – 20 века, литература 20 века, советская поэзия, зарубежная литература. Вопросы и задания. Зарубежная литература – Шекспир. Комментарии и словарь. Красочное оформление и репродукции.
Литература учит для 9 класса Фогельсона. Очень хороший. Чисто русская литература. Вступительная статья, древнерусская литература, литература 18 века, первой половины 19 века. Рекомендации к сочинениям и изложению. Разделы для любопытных, упор на творчество.