Содержание и методы экологического образования дошкольников

1.2. Теория и практика о содержании и методах экологического образования детей дошкольного возраста:

1). Содержание и методы ознакомления дошкольников с биологическими закономерностями в теории и практике дошкольных учреждений.

2). Содержание и методы ознакомления дошкольников с природными зонами и экосистемами.

3). Развитие познавательной деятельности детей в процессе ознакомления их с экологическими закономерностями в программах и практике дошкольного учреждения.

4). Назначение и содержание практической деятельности в экологической работе с дошкольниками.

1). Содержание и методы ознакомления дошкольников с биологическими закономерностями в теории и практике дошкольных учреждений.

1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность проявляется в любых видах растительного и животного мира и во всех сферах жизни каждой особи.

Задача педагога - показать ее на примере тех живых существ, которые имеются рядом с дошкольниками или являются программными. Например, знакомя детей с белкой, воспитатель раскрывает перед ними ее приспособленность в сферах передвижения, питания, защиты от врагов, выращивания потомства, демонстрирует приспособленность образа жизни зверька в разные сезоны. Воспитатель также показывает приспособленность древесных и травянистых растений, произрастающих на участке детского сада, к сезонно меняющимся условиям жизни. Аквариум с водными обитателями, зимующие птицы, комнатные растения - все это объекты, позволяющие продемонстрировать обозначенную закономерность, центром которой является отдельно взятое живое существо.

2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсеместно существующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф.Реймерс дает такое определение конвергенции: «Возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела у акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки)».

Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников, так как опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.

Например, в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, они одновременно могут попасть в поле зрения ребенка. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутое, малорасчлененное тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера.

Познание детьми конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.

3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

В дошкольном учреждении воспитатель вместе с детьми выращивает самые разные растения (цветы, комнатные растения, овощные культуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания. Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счет питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дает сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того как птенец появился на свет (т.е. на следующей стадии онтогенетического развития птицы), основную средообразующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают потомство - являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.

Итак, целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.

Данное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.

Среди методов ознакомления детей с биологическими закономерностями можно назвать такие, как рассказ воспитателя, наблюдение, особенно циклическое, создание экологической среды в группе, моделирование, игры, экологические занятия.

Так, экологические наблюдения имеют цель — сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Для наилучшего усвоения закономерностей жизни природы психологи, занимающиеся проблемами экологического воспитания дошкольников предлагают следующие методы и приемы

Общение с животными. Основные средства формирования мотивационных основ экологического сознания - непосредственное общение с живой природой, в первую очередь с животными. Чем младше ребенок, тем больше доля его прямого контакта с ними и включенность животного в непосредственную деятельность детей. Поэтому в зооуголках желательно содержать таких животных и птиц, которые подходят для этих целей: хомячка, морскую свинку, кролика; различных видов попугаев (их можно брать в руки, общаться с ними), кур, цесарок, куропаток: некоторые виды земноводных и пресмыкающихся, которых можно кормить из рук или даже брать в руки: лягушки, ящерицы, черепахи.

Животное - принципиально новый для малышей объект, обладающий неизвестными свойствами, неожиданными и непредсказуемыми реакциями, а значит - потенциально путающий. Поэтому задача педагога - заранее подготовить детей к встрече, создать положительно-эмоциональный фон с акцентом на возможность получить приятное переживание: мягкая шерстка, теплое тельце, удовольствие от общения.

Первое знакомство - наблюдение ребенка за тем, как обращаются с животным взрослый, другие дети. Это «деловое» общение: его цель, действия и результаты должны быть хорошо понятны. В этом случае ребенок имеет возможность рассмотреть животное, его реакцию, понять свои действия, а главное — воспринять эмоциональный и смысловой фон взаимодействия окружающих его людей с этим животным. В контакт с животным ребенок вступает только по своей инициативе. Это уже показатель «переключения» с ориентировочной реакции на ориентировочно-исследовательскую деятельность, когда полученная информация позволяет оценить ситуацию как «хорошую». Задача взрослого - следить за животным, дабы избежать его активной реакции на ребенка. Тогда первые контакты позволят малышу сосредоточиться на тех простых, в основном тактильных и зрительных, ощущениях, которые сами по себе вызовут в нем положительные эмоции. (Исходя из первых реакций и опыта будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к животному.)

Эти правила в общем виде действуют для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разумеется, содержание предварительной информации и общение с животным всегда адекватны возрастным особенностям развития мышления и действий ребенка.

Важно создать предпосылки, которые в дальнейшем будут стимулировать детей на самостоятельное желание освоить экологические знания.

Полезны имитации движений, звуков, издаваемых животными, с включением в сюжетно-ролевую игру (с соответствующей атрибутикой), в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по изобразительной деятельности. Атрибуты дети изготавливают под руководством педагога.

Уход за животными и другие формы практической деятельности в уголке природы и на участке. Осуществляются они поэтапно под руководством взрослого. Компоненты — ориентировочно-исследовательские, эмоциональные, игровые — своей новизной как способ самоутверждения («Я сам"). Не отрицая того, что детей необходимо приучать к труду, развивать чувство ответственности, воспитатель, учитывая их возраст, старается показать тесную связь деятельности с результатом. Чем младше дети, тем быстрее должен быть достигнут результат труда.

Дети младшего дошкольного возраста должны видеть связь действий педагога с потребностями животного — имеются в виду кормление, покой, ласка. На фоне такой простой деятельности дети адекватно воспринимают и оценивают состояние, эмоции животного, Тогда они сами (или с кормушки) кормят животных, держат их на руках при уборке клетки и т. п.; ухаживают за теми, кто активно общается и ярко выражает свои эмоции. Дети постарше могут выполнять некоторые самостоятельные действия, но включенные в деятельность, общую со взрослым: раскладывают корм, кормят, убирают клетки, расчесывают, чистят животных и т.д.

Постоянные обязанности, но все еще совместно со взрослым, закрепляются уже за детьми среднего дошкольного возраста; более того, они могут носить постоянный характер для тех, у кого наблюдаются склонности к этой деятельности. Но контроль за выполнением поручений и общая организация по-прежнему сохраняются за взрослым.

Отношение взрослого — модель построения отношения ребенка к миру животных. Его увлеченность, яркие эмоции заражают детей, привлекает их внимание и направляют действия. Кроме того, совместная деятельность открывает детям новые мотивационно значимые впечатления и переживания, что часто невозможно донести до них при обычном объяснении.

Экологическая тематика в других видах деятельности детей. В игре используются полученные знания о животных; изготавливаются для игр (театрализованных и сюжетно-ролевых) детали костюмов. Такая методика помогает детям легче входить в знакомый образ, учит сопереживанию. Что касается художественной деятельности: помимо перечисленных способов идентификации с состоянием животного, полезны занятия рисованием и лепкой с натуры; не забудем и о комплексном приеме: детей разбивают на группы, один изображает знакомое всем животное, остальные рисуют или лепят его. Эту же методику можно использовать в ходе игр, когда разыгрываются шарады, загадки.

2). Содержание и методы ознакомления дошкольников с природными зонами и экосистемами.

Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии - экосистема - определяется как «сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами». Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Подчиненным понятию «экосистема» является понятие цепи питания, которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества). В самом общем виде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередь являются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим круг, являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), которые поступают в почву и усваиваются растениями.

Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушение равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно-климатические колебания, интродукции (появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина - быстрый рост численности населения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно поколебали глобальное равновесие биосферы.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема; все помнят историю с кроликами, завезенными в Австралию с американского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника, который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях ушастых зверьков расплодилось немыслимое количество - они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны.

Любая экосистема - это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Среди методов ознакомления дошкольников с природными зонами и экосистемами важным, на наш взгляд, является создание и содержание уголка природы в группе, в ДОУ, развивающей экологической среды: аквариум с его обитателями, клетки с птицами, наземными мелкими животными.

Экологические экскурсии-экспедиции. Цель - найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в данной зоне. Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву. воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты и т. д.

Экологические выставки и экспозиции. Цель их - ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес - друг человека»; «Водный мир»; «Мир океана»; «Озера и реки»; «Природа Урала» и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей. Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

Экологические тропы. В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

3). Развитие познавательной деятельности детей в процессе ознакомления их с экологическими закономерностями в программах и практике дошкольного учреждения.

Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов.

Связь растительных и животных организмов со средой обитания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. (Например, рыбы приспособились к жизни в водной среде; вод ной средой обусловлены их строение и образ жизни.)

Экологическое образование предусматривает освоение знаний о приспособлении живых организмов к сезонам.

Идея единства живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». В содержании современных программ раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия, человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.

Содержание экологических знаний включает идею многообразия живых организмов, их экологического единства. В различных программах также отражена идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества (системы) организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах - таких как луг, водоем, лес.

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др.

Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе.

Таким образом, в результате усвоения биологических закономерностей, дети получают новые знания, следовательно, идет косвенное развитие познавательной деятельности.

Для развития познавательной деятельности в процессе ознакомления детей с биологическими закономерностями, необходимо весь процесс экологического образования строить на следующих принципах.

1. Принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество признаков.

Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программа содержит более расчлененные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфофункциональные, временные, причинно-следственные.

Программы для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с возросшими познавательными возможностями детей, содержит знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий.

Например, дети осваивают понятие «рыбы». «Рыбы — это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размножаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях растений, животных, человека в них (26, С. 5).

2. Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

3.Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.

Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.

Освоение системы экологических знаний требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.

Таким образом, экологические знания, знакомство с биологическими закономерностями имеют большое значение и для развития познавательной деятельности детей.

4). Назначение и содержание практической деятельности в экологической работе с дошкольниками.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Важным делом, в котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является изготовление книг на экологическую тему.

Рекомендуется: воспитателю вместе с детьми изготовить экземпляры книг. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказывают фрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордостью -ее показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес к природе и наблюдениям.

Конкретная забота о питомцах уголка природы, участие в «Панораме добрых дел» помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Так, для детей младшей группы можно организовать в рамках практической деятельности участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1 -2 недель в разгар зимней подкормки;

• совместную деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

Для детей средней группы - подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре; ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд - за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность.

Для детей старшей группы можно помимо указанных видов деятельности организовать природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (с начала декабря до середины января), «Украсим Землю цветами» (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами).

Задание:

2. Библиография

1. Бобылева Л., Дупленко Д. О программе экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №7. – С.36 – 42.

2. Демина Л. Люблю березку русскую // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7. – С.96 – 19.

3. Зебзеева Н. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С.45-49.

4. Керике Г. Ребенок и природа // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7. – С.3 – 9.

5. Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечной // Дошкольное воспитание. – 1996. - №7. – С.26 – 29.

6. Филипова Г. Экологическое воспитание: психологическая основа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №10. – С.74 – 77.

Аннотация на статью ЗЕБЗЕЕВА В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дв. – 2000. - №7.

В данной статье автор рассматривает как один из путей повышения эффективности экологического образования использование разнообразных форм и методов работы с дошкольниками.

Автор предлагает следующие формы и методы экологической работы, которые можно использовать в дошкольных учреждениях:

• экологические занятия;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• KBН, аукцион, викторина; «Поле чудес»;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зеленый патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение «панорамы добрых дел»;

• ведение календарей природы;

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические музеи;

• день (неделя) экологического творчества;

• экологические праздники и фестивали;

•экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирования экосистем.; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

• экологические сказки;

• экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. д.

Характеризуя формы и методы работы, Зебзеева Н. указывает цель, задачи формы занятий, предлагает тематику.

Так, например, Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»;

Уроки мышления

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?»

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер;

несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Охарактеризовав формы и методы экологической работы, автор статьи выделяет критерии отбора указанных выше фор и методов:

• Программа, по которой работает ДОУ;

• Возможности дошкольного учреждения;

• Уровень подготовленности воспитанников.

На наш взгляд, автор слишком много места уделила уже давно известным и постоянно используемым методам и формам экологической работы с дошкольниками (наблюдения, экскурсии, коллекционирование, практическая деятельность, составление календарей погоды и т.д.), при этом новые формы и методы, указанные в списке (экологические кружки, аукцион, викторины, «Поле чудес», экологические акции, экологические праздники и фестивали, экологические тренинги не получили подробного освещения.

1.3. Эмоционально-положительное отношение к природе как компонент экологического образования детей

1. Сущность ценностных ориентаций у дошкольников.

2. Содержание и условия формирования у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе в теории и практике ДОУ

3. Методы воспитания эстетического восприятия и чувств в процессе общения с природой.

1. Сущность ценностных ориентаций у дошкольников.

Рассмотрение ценностных ориентации невозможно без определения содержания понятия «ценность»

Содержание понятия «ценность» ученые характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания - значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т.д.

Ценностная ориентация, выступая как личностное образование, органически взаимосвязана с другими компонентами личности: ее интересами, потребностями, способностями, мотивами, с оценочными суждениями, оценочной ориентировочной деятельностью и т.д.

Ценностные ориентации - это сложное социально-психологическое образование, которое, с одной стороны, выступает как важнейший элемент внутренней структуры личности, с другой, как фактор, регулирующий и детерминирующий мотивацию и поведение личности.

Ценностные ориентации определяют цели, интересы, идеалы и убеждения человека, в структуре личности им принадлежит ведущая роль; они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного, незначимого.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, для формирования ценностных ориентаций.

В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Развитие ценностных ориентаций дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Важную роль в формировании ценностных ориентаций у детей играет художественная литература.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной.

В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».

Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Итак, у детей в дошкольном возрасте складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлении; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой, начинают формироваться ценностные ориентации.

2. Содержание и условия формирования у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе в теории и практике ДОУ

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в. доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. Для формирования у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними можно использовать чтение книги, которое перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин.

3. Методы воспитания эстетического восприятия и чувств в процессе общения с природой.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Он oткpывaeт для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, а, знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

Методы, приемы и педагогические ситуации, которые можно использовать для формирования названных качеств.

1. Тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей:

• русская народная сказка раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом;

• рассказы о природе способствуют воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик;

• поэзия. Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляются при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и разучивании их. Стихотворения о природе раскрывают в поэтическом образе то, что остается ребенком не замеченным при наблюдении, на экскурсиях. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребенка.

2. Метод целевых экскурсий в природу поможет научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

3. Ежедневные прогулки, где можно осуществлять наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнце; о приближении грозы свидетельствуют быстро наплывающие тяжелые темные тучи, поднимающийся порывистый ветер, приближающиеся раскаты грома, сверкающая молния. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно-речевых занятиях.

4. Метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Знакомя детей с художественными произведениями о природе, он создает эмоциональную атмосферу восприятия, побуждает к сопереживанию чувств, вызываемых данным произведением, обращает внимание на явления действительности, отраженные в нем. Слушая чтение, дети сопоставляют действительность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и рассматривание иллюстраций к рассказу, беседа по его содержанию, выявляющая умение подметить характерные особенности сюжета, персонажей, умение оценить рассказ.

5. Организация деятельности детей. Эмоциональное восприятие природы и ее поэтического образа закрепляется и совершенствуется в деятельности детей, в обучении их практическим действиям — рассказывание, ответы на вопросы, чтение наизусть.

6.Метод проблемных, поисковых ситуаций. Можно использовать для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности. Предлагать детям словесные игры, отгадать и придумать свои загадки, сочинить сказку, рассказ, стихотворение.

7. Разные виды творческого рассказывания о природе возможны в старшем дошкольном возрасте: по картинкам («Забавные зверюшки»), при непосредственном восприятии природных явлений на прогулке, экскурсиях («Воробьишкина весна»), при обобщении знаний, полученных в результате бесед, чтения книг о природе.

8. Комплексные занятия в детском саду рекомендуется проводить, чтобы сформировать у дошкольников нравственно-эстетическое отношение к природе. На комплексных занятиях обобщаются знания, представления детей о природе, отраженные в художественных образах. Дети занимаются разными видами деятельности: читают стихи, потешки, рисуют, слушают музыку, поют, танцуют. Необычные по своему содержанию и форме комплексные занятия вызывают большой интерес у детей, побуждают их к творческой деятельности. При проведении комплексных занятий педагог прежде всего создает эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия художественных образов природы, воспитания у детей эмоциональной отзывчивости на прекрасное. На комплексных занятиях присутствуют также элементы обучения. Активизировать знания детей о природе, полученные на занятиях, развивать умение сопоставлять жизненные явления с художественными образами поэтических, музыкальных произведений и изобразительного искусства помогают развлечения. Отношение детей к окружающему выражается в разных формах: через поэтические образы стихотворений, потешек, загадок, драматизации, исполнение знакомых песен, танцевальных движений. Развлечения доставляют радость детям, закрепляют у них знания о природе, развивают любовь, бережное отношение к растениям, животным.

Итак, интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими ее отражения в художественных произведениях развивают нравственно-эстетические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратится в активную деятельность.

Практическое задание

1. Составить план статьи Фокиной В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта // Дв. – 1995. - №7.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

1. Актуальность темы статьи. Катастрофичность сложившейся обстановки.

2. Компоненты комплексного подхода к экологическому воспитанию:

а) воспитание гуманного отношения к Природе (нравственное воспитание);

б) формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

в) развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

г) участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

3. Взаимосвязь указанных компонентов.

4. Создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности как важнейшее условие успешной реализации комплексного подхода.

5. Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

6. Экологическое воспитание как нравственное воспитание.

7. Формирование у детей гуманного отношения к природе посредством эмоциональной отзывчивости.

8. Воспитание гуманного отношения в единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

9. Компоненты системы экологических знаний:

• представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

• понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

• осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.

10. Роль практической деятельности в воспитании гуманного отношения к природе.

11. Осознание эстетической ценности объектов природы как средство укрепления активного гуманного отношения к природе.

12. Многозначная роль экскурсий и прогулок в формировании навыков культурного поведения в природной среде, знакомстве с типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания, обучении детей пониманию ответственности человека за деятельность, влияющую на состояние природы.

2. Выделить сущность подхода к экологическому образованию детей, описанному в ст. Вересова Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // ДВ. – 1993. - №7.

В статье Вересова Н.Н. представлен анализ новой программы для дошкольников по экологическому образованию «Мы — земляне».

Программа исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к Культуре.

Экологические проблемы не есть проблемы окружающей среды. В своей основе это проблемы личности, сознания, воспитания, проблемы человека и его внутреннего мира. В этом суть гуманистического подхода к экологии, к экологическому образованию дошкольников.

Задача программы — формирование основ экологического сознания у старших дошкольников, становление ценностного отношения к собственному дому — Земле, совпадающего с таким же отношением, выраженным и закрепленным в высоких образцах, явлениях материальной и духовной Культуры.

Наша программа гуманитарная в том смысле, что личность ребенка, ее рост в «поле» Культуры есть цель, а все остальное — учебное содержание, методика и т. д.— лишь средство для достижения этой цели.

Структура учебного содержания должна соответствовать внутренней логике (внутренней структуре) явлений Культуры.

Охарактеризуем основные этапы работы с учебным содержанием, лежащие в основе этой методики.

1. Наполнение, насыщение, обогащение учебного содержания специально подобранными явлениями Культуры (сказками, притчами, стихами, музыкальными и иными художественными произведениями). Они используются не как фон, не как вспомогательные средства, а как предмет анализа, диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания. Явления культуры несут в своем смысловом содержании экологическую направленность. Дом — родной дом ребенка — улица — город (деревня) — страна — родина — Земля — Дом — на этих смысловых понятиях строится логика учебного содержания программы. Происходят формирование важнейшего основного понятия (Дом), насыщение его культурным содержанием. И как результат, осознание того, что Земля — это наш общий Дом и то, каким он будет, да и будет ли вообще, зависит от нас.

2. Создание детьми собственных маленьких «произведений» (песен, сказок, стихов, рисунков и т. д.), в которых они пытаются выразить свое постоянно изменяющееся отношение к миру как общечеловеческой ценности.

3. Анализ деятельности детей в их реальной жизни — своеобразный третий этап освоения учебного содержания — дает богатый материал, показывающий, в какой степени отношения стали внутренними ценностями, регуляторами поведения, т. е. стали ли они фактом сознания.

Таковы вкратце философские и психолого-педагогические основы программы «Мы — земляне».

3. Выделить рекомендации педагогам и родителям для развития опыта общения с животными в ст. Ибрагимовой М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным.

Рекомендации педагогам и родителям для развития у детей опыта общения с животными

1. Так как интересные впечатления приобретают дошкольники во время ухода за животными, в процессе общения с ними, то во время дежурства в уголке природы ребенку следует предоставлять беспрепятственный доступ к животным, давать возможность наладить с ними контакт.

2. Чтобы дети могли по-настоящему выразить свою заботу о животных, нужно поддерживать общение ребенка с ними, продлевать время для таких контактов.

3. Ребенку необходимо подсказать и показать способы обращений с живыми существами, сообщить о том, что не все формы обращения с животными допустимы.

4. Нужно объяснить ребенку, что животные пугаются незнакомой обстановки, поэтому не могут делать того, что хочется детям. Их нельзя дергать, толкать, побуждать к нехарактерным для них действиям. И если оно начинает беспокойно себя вести, лучше подождать, пока успокоится.

5. Необходимо научить детей кормить животных правильно, в определенный период.

6. Так как дети часто пытаются вовлечь животных в свои игры. Чтобы отвлечь детей от таких занятий, целесообразнее в педагогическом отношении учесть биологическую особенность животных — их двигательную активность и использовать их потребность в движении, в игре - чтобы дети увидели живое существо в его неповторимых движениях, нужно создать специфические условия.

7. Детей, испытывающих страх перед животными, надо привлекать к систематическому наблюдению за их поведением, показать, насколько оно индивидуально и неповторимо. Пример доброжелательного отношения к животному со стороны педагога должен вызвать у ребенка ласку и нежность к нему.

Но если ребенок не хочет приласкать его, не надо принуждать к этому. Старайтесь достичь желаемого постепенно. Играйте с животным в присутствии ребенка, приласкайте его сами, и ребенок скоро привыкнет к животному и будет подражать взрослому.

8. Так как общение с животными вызывает у ребенка большие эмоциональные переживания. Те или иные их действия озадачивают ребенка. Педагогу нужно уметь внимательно выслушать воспитанника, постараться заметить, какие стороны поведения животного заинтересовали ребенка, и поддержать его положительные эмоциональные переживания. Взрослому нужно также эмоционального отреагировал на рассказ ребенка, удивился, порадовался, вступил в разговор. Если ребенок найдет со стороны педагога понимание, содействие, сочувствие, он непременно захочет через некоторое время вернуться к животному, вновь погладить его, понаблюдать за ним.

9. Чтобы суметь понять, что переживают дети при общении с животными, педагог сам должен проникнуться интересом к животному. Взрослому важно быть наблюдательным, проявлять эмоциональность.

10. Разъяснить и показать детям отдельные стороны поведения живых существ, в некоторой степени сходных с человеческими, но все-таки отличных. Следует объяснить, что у животных есть свой «язык», с помощью которого они общаются, понимают друг друга.

11. Интерес ребенка к особенностям поведения животного надо удовлетворять, но под наблюдением взрослого. Педагог должен направлять действия ребенка в соответствии с нормами обращения с животными.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(33.6 KiB, 60 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!