Содержание и форма беседы
В разговоре необходимо высказывать мысли красиво, что требует не только выразительного произношения и акцентирования, но и соблюдения правил грамматики и правильного построения предложений, а также соответственного звучания голоса.
Разговор характеризует прежде всего содержание, то, о чем говорят, но также имеет значение и способ ведения беседы. Необходимо обратить внимание на оба эти компонента.
Ведя беседу, мы стараемся говорить выразительно, точно акцентировать отдельные слова и предложения, делать паузы, продиктованные сутью высказывания. Надо говорить не слишком громко, но и не слишком тихо; помнить, что монотонный голос ослабляет интерес слушателей, а слишком громкий — раздражает. Человека узнают не только потому, о чем он говорит, но также и по тому, как он говорит. Владение тембром голоса свидетельствует о культуре человека.
Тембр голоса выражает темперамент, характер, а также личную культуру человека. Стоит воспитать в себе способность использовать определенный тембр голоса. Приятное теплое звучание голоса это не только дар природы, но и результат работы над собой, и имеет немаловажное значение.
Вспомним также еще об одном факторе, влияющем на течение беседы. Им является тон, который, как говорят французы, «делает песню». Он может даже изменить значение высказанных слов. Мы можем говорить тоном шутливым, серьезным, вежливым, резким, официальным, интимным.
Во время деловых бесед мы говорим спокойным, официальным, серьезным тоном, избегая агрессивного, ироничного и приказного тона.
Контактируя с другими людьми, мы не можем только говорить. Стоит вспомнить об арабской пословице: «У нас один рот и два уха». Следовательно, мы должны также и слушать, так как наши собеседники тоже хотят высказать свою точку зрения, поделиться впечатлениями.
Уметь слушать — это важное умение, которому следует учиться. Что же на практике означает «уметь слушать»? Это означает: не прерывать собеседника, позволяя ему высказать свои мысли; слушать так, чтобы у говорящего создалось впечатление, что его высказывания интересны; отмечать высказанные подробности; просить о пояснении возникших неясностей, о расширении некоторых фрагментов высказывания.
Таким образом, рассказывающий и слушающий идут между собой на контакт. Уметь слушать — это значит уметь добывать рациональное зерно высказывания, отличать элементы информационного характера от оценочных, чувствовать эмоциональную заинтересованность собеседника.
Нельзя сказать о человеке, что он умеет слушать, если его лицо выражает скуку и показывает, с каким нетерпением он ждет, когда собеседник закончит речь, и, не дождавшись, прерывает его и высказывает свои взгляды и пожелания.
Прерывание собеседника, мешающее ему высказать все аргументы, не лучшим образом свидетельствует о соблюдении хороших манер.
Стоит вспомнить изречение: «Самый дешевый способ вызвать симпатию у человека — выслушать его».
Суммируя все вышесказанное о культуре речи и речевом этикете, можно привести высказывание швейцарского мыслителя XVIIIв. И. Лафатера, который вывел краткую и точную формулу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».