Собственные категории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социо-культурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. — в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса. Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Соц.-пед деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Соц.-пед деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Основными направлениями соц.-пед деятельности являются: 1) деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития; 2) деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, соц.-пед деятельность обычно включает две составляющие: 1) непосредственную работу с ребенком; 2) посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
С позиций профилактической работы выделены следующие виды соц.-пед деятельности, имеющие свою специфику: 1) соц.-пед деятельность в образовательных учреждениях; 2) соц.-пед деятельность в детских общественных объединениях и организациях; 3 соц.-пед деятельность в учреждениях творчества и досуга детей; 4) соц.- пед. деятельность в местах летнего отдыха детей; 5) соц.-пед. деятельность в конфессиях. Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов соц.-пед. деятельности: 1) соц.-пед деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии; 2) соц.-пед. деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения; 3) соц.-пед деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей; 4) соц.-пед деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.
В посреднической работе социального педагога особое значение имеет соцо-пед деятельность с семьей.