Скульптура и живопись Киевской Руси
В языческий период наши предки создавали много скульптурных произведений, используя для этого различные материалы. Летописи рассказывают, что боги и идолы могли быть .деревянными, каменными, медными и даже серебряными. Заняв великокняжеский престол в Киеве, князь Владимир поставил целый ряд кумирок, деревянного Перуна с серебряной головой, Хорса и Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Но приняв православие, церковь отказывается от скульптуры как от языческого наследия и, в отличие от архитектуры, которую финансировали церковь и князья, ее развитие не поддерживалось. В результате скульптура Киевской Руси развивалась только как декоративное искусство. И все же мы можем говорить об ее уникальности и исключительном, художественном своеобразии. В декоративной скульптуре XII—XIII вв. прослеживается сложная смесь разнородных элементов: традиций Запада, Византии и самобытных славянских черт, которые нигде, кроме России, больше не встречаются. Среди немногих образцов русской скульптуры этого периода можно упомянуть мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, один из них — саркофаг Ярослава Мудрого — богато украшен. Из каменных барельефных изображений святых можно назвать барельефы св. Георгия и св. Михаила на стене монастыря св. Михаила, датируемые двенадцатым веком, они хотя и грубой работы, однако не лишены определенной выразительности. Наиболее интересными произведениями декоративного ваяния XII—XIII вв. является резьба по камню и декоративные украшения на стенах Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском. Скульптурные украшения Дмитриевского собора во Владимире исключительно разнообразны. Здесь представлена целая вереница образов: святых, кентавров, крокодилов, птиц, львов, грифонов, цветов, смесь реальных и фантастических фигур животных и птиц, людей и растений. Собор Юрьева-Польского (1230—1234 г.) еще более интересен, в декоративном уборе чувствуются затейливая фантастика Востока и причудливость сказки. Грифы, сирены, кентавры, святые. Спас Нерукотворный и херувимы — главные мотивы скульптурных украшений. Общую стилизацию форм, моделировку частей и ритм линий отличают прекрасный замысел и высокая техника исполнения.
Декоративная скульптура Севера носит особый характер. Следует отметить Корсунские врата Новгородской Софии XII в., в исполнении которых чувствуется влияния средневековой Германии. Типы фигур отличаются характерными для германской скульптуры массивными головами, формой тела и немецкими одеждами, вместе с тем улавливается некоторая общность и с произведениями древней Скандинавии. Позднее в Новгороде (XVI—XVII вв.) появляются иконы, резанные рельефом по дереву, но об этом мы расскажем подробнее в следующей главе (13; 193).
Расцвет зодчества стимулировал развитие изобразительного искусства. Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой церкви, и ее развитие не сдерживалось искусственно, как это случилось со скульптурой. Широкое распространение получили в Древней Руси как станковая живопись (иконы), так и монументальная (фрески, мозаики). Сохранилось не так много произведений русской живописи киевского периода, поэтому представление о ней не является достаточно полным, но и то, что осталось, поражает высокой духовностью, лаконичностью и гармонией. К счастью, сохранилась, по крайней мере, часть росписей Софийского обора в Киеве. Эти фрески иллюстрируют житие Богородицы, Христа, св. Георгия — покровителя Ярослава Мудрого. В западной части главного нефа прямо против алтаря на уровне хоров размещались фрески, на которых было изображено семейство Ярослава Мудрого. Особую ценность для нас представляют фресковые композиции, которые дают редкую возможность прикоснуться к светской жизни Византии и древнего Киева. Это изображения состязания на константинопольском ипподроме, охоты, борьбы, изображения живых и выразительных сцен,, представляющих русских скоморохов, музыканта со свирелью и шутов, цирковые сцены с акробатами и жонглерами, выполненные русскими мастерами в середине XI в. Первые живописцы, работавшие на Руси, были «греки», но в работе над фресками двенадцатого века (такими как росписи в церквях двух киевских монастырей — св. Михаила и св. Кирилла, а также в уже упомянутой нами церкви на Нередице, недалеко от Новгорода), безусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы. На Нередице, возможно, работали и армянские художники.
Дорогостоящим и трудоемким, но поразительным по красоте и духовному воздействию видом монументальной живописи, широко применяемым в украшении соборов Киевской Руси, была мозаика. Греческие мастера принесли из Византии секреты производства смальты — главного материала мозаик. Мозаики не случайно назывались «мерцающей живописью», в колеблющемся свете живого огня мозаичные изображения как бы оживали и наполнялись дыханием, их яркое сияние подчеркивало грандиозность и пышность киевских храмов. Русские мастера вскоре овладели этим искусством, и это способствовало широкому распространению мозаик в киевских храмах. Кроме мозаик. Киевской Софии сохранились знаменитые мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря, которые относятся к 1112 г. Особое внимание привлекает фигура святого Дмитрия Солунского. Его образ, сочетающий святость и храбрость воина, воплощает идеал смелых киевских князей, и хотя лицо святого с огромными глазами напоминает византийские иконы, однако богатство одежды в сочетании с властностью позы заставляет видеть в нем героя древнего Киева.
В древнерусских храмах было много икон. Иконы привозились готовыми из Византии или же писались приглашенными греческими мастерами. Позже появились свои русские художники. Первым художником, имя которого нам известно, был мастер Алимпий, инок, упомянутый в «Патерике» Печерского монастыря, который жил в конце XI в. и прославился своим иконописным даром.
Почти все иконописное наследие Киевской Руси погибло. Сохранилась лишь небольшая часть, среди которых икона исключительной красоты, знаменитая «Владимирская Богоматерь», вывезенная в Киев из Константинополя в начале XII в. возможно именно Юрием Долгоруким. Икона написана выдающимся византийским живописцем. Правда, от древнего письма остались только лики Марии и младенца Иисуса, остальные детали переписаны позднее, в XV—XVI вв. В иконе заложена огромная духовная и нравственная сила. Нежный и светлый облик Богоматери, прижавшей Младенца щека к щеке, получил название «Богоматерь Умиление» — это иконографический тип был чрезвычайно почитаем на Руси. В середине XII в. князь Андрей Боголюбский вывез икону во Владимир, откуда и пошло ее название. Позднее «Владимирскую Богоматерь» торжественно перенесли в новую столицу —в Москву и она стала одним из священных оберегов Древней Руси (9).
В древнем Киеве была развита культура миниатюрной книжной живописи. Самая древняя рукопись, дошедшая до нашего времени,— это богато иллюстрированное и украшенное Остромирово Евангелие (1056—1057), написанное дьяконом Григорием по заказу Остромира — подданного князя Изяслава, которое представляет огромную ценность. Переплет книги выполнен как великолепное ювелирное украшение, он украшен золотом и роскошными драгоценными камнями.
Говоря о древнерусской живописи, необходимо отметить ее теснейшую связь с литературой. Известно, что основой живописных образов в Древней Руси были книжные сюжеты и, прежде всего, сюжеты Святого Писания. Зритель должен был как бы прочитать последовательно изложенные на фресках, мозаиках или иконах события разного времени, а от художника требовалось большое мастерство для соединения этих временных этапов в единую пространственную композицию. Создатели икон вчитывались в тексты Ветхого и Нового Заветов, изучали агиографии, исторические повести, сказания, хронографы. Повествовательные образы воплощались в зрительные: образы фресок, икон, книжных иллюстраций. Под влиянием литературы в иконописи сложились приемы изображения, которые носили повествовательный характер. Часто в иконопись вводились сопроводительные надписи, цитаты из Библии. Не случайно Д.С. Лихачев назвал древнерусское изобразительное искусство «зеркальным отражением» литературы (12; 93).