Системный подход в менеджменте

Содержание

 Введение с.3

1. Менеджмент как сложная система. с.4

2. Сущность системного подхода с.7

3. Системный подход в решении управленческих задач. с.11

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение

 Системный подход - это довольно новый подход, до сих пор исследователи еще не могут полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.

В данном реферате мы рассмотрим сущность системного подхода в решении управленческих задач.

1. Менеджмент как сложная система

Сложной системой называется такая система, которую можно представить иерархической совокупностью неоднородных подсистем. Неоднородность подсистем означает, что каждая из входящих в систему подсистем имеет собственный язык описания (4).

Признаком сложности системы является возможность разделения ее на подсистемы по разным основаниям. Например, если за основание принять ресурсы, то предприятие можно рассматривать как сложную систему, состоящую из материально-вещественной, финансовой и кадровой подсистем; содержание направлений менеджмента - производственной, финансовой, маркетинговой подсистем и подсистемы управления персоналом; элементы структуры управления - службы, цехи, участки, бригады, рабочее место.

Сложная система обладает иерархической структурой, то есть может быть представлена совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в сложной системе базовые элементарные функции. Процесс представления системы в таком виде называется декомпозицией. Примером может служить представление управления экономикой страны как совокупностей подсистем, отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков, бригад, рабочих мест.

Характерным свойством сложных систем является целостность. Она отражает специфику их функционирования и сложность анализа систем. Целостность показывает, что изменения, возникшие в элементе какой-либо подсистемы, вызовут изменения в функционировании всей системы. Изучение таких систем затрудняется тем, что в них действует большое количество разнородных факторов, приводящих к разным по природе процессам. В литературе можно также встретить такие определения как «диффузная система», «плохо организованная система», «слабострукту-рированная система». Все они относятся к сложным системам.

Управление и менеджмент, как его составная часть, является сложной открытой системой, для каждой из подсистем которой характерным является наличие собственных механизмов функционирования. В разных подсистемах эти механизмы не одинаковы, но связаны между собой и взаимообусловлены. В решении вопросов управления очень важным является четкое определение границ между подсистемами для каждого уровня управления. Эти границы определяются целями и задачами подсистем, содержанием производственной деятельности, кадровым составом и особенностями структуры управления.

Технология управления как средство достижения целей не может быть общей для всех подсистем сложной системы. В рамках решения общей цели системы механизмы управления подсистем не одинаковы. Они зависят от структуры подсистем, особенностей проявления их переменных, влияния факторов внешней среды на элементы подсистемы. Это означает, что рассмотрение технологии менеджмента станет объективно отражать сущность процессов управления только тогда, когда эти технологии имеют конкретный адресат, обозначенный границами анализируемой подсистемы (4, с. 89).

В иерархическую структуру централизованного управления отраслями производства входят разные органы управления: министерства, управление объединением, управление предприятием, управление службами, участками и т. д. Несмотря на то, что организационная система этих Органов имеет одну и ту же структуру (см. рис.), содержание компонентов систем и механизмов реализации управления существенно различаются.

Например, руководители в каждой из них (организационной системе министерства, оргсистеме объединения, предприятия и т. д.) имеют разные полномочия и в соответствии с ними выполняют разные должностные функции (министр, управляющий, начальник участка и др.). Состав подчиненных, глубина и масштабность решения технологических вопросов, формы, методы и средства управления, используемые этими руководителями в своей работе также у них не одинаковы.

Как вся сложная организационная система, так и каждая из организационных подсистем ее пирамиды являются открытыми. С одной стороны, функционирование каждой из подсистем детерминировано директивными воздействиями вышестоящей, с другой - действием многочисленного числа внутренних и внешних факторов. Это многообразие условий и факторов, особенности технологии, структуры управления, кадрового состава, средств коммуникации, профессиональной культуры руководителя в большинстве своем определяют специфику деятельности управленческих органов, уникальность и неповторимость даже, казалось бы, родственных предприятий.

То есть, с позиций системного подхода менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности для руководителей всех уровней управления одновременно. Анализ и проектирование технологий имеет многофакторный характер. По сути своей, каждой конкретной управленческой ситуации могут соответствовать одна или несколько технологий, использование которых, позволит получить тот или иной результат. Количество вариантов решения задач всегда больше числа этих задач. Руководитель должен уметь ориентироваться в них, правильно распределить прерогативы, найти из множества решений то, которое в данной ситуации окажется наиболее эффективным.

2. Сущность системного подхода

Системный подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (13, с. 67).

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Как мы уже говорили в первом параграфе данной работы, система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Основные системные принципы: 1) целостности (принципиальная несводимость) свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого; 2) структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимости структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичности (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественности описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода (см. рис.)

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам (13, с. 71).

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования,

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами — должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; 2) "вход" системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к "выходу" системы, затем - к "входу" и внешней среде и только потом — к процессу. Другими словами - прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса (16, с. 119).

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде.

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности и его построение представляет огромную трудность. Вместе с тем, построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Таким образом, системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!