Система социальных гарантий и механизм их реализации
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Социальные гарантии это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:
1) оплаты труда;
2) пенсионного обеспечения;
3) образования;
4) здравоохранения;
5) культуры;
6) социального обслуживания;
7) жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов,государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
минимальный размер оплаты труда;
Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ETC).
Минимальная заработная плата уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
ТК РФ (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата одна из составных минимальных гарантий государства.
В Законе РФ «О минимальном размере оплаты труда» было установлено соотношение минимальной оплаты труда и стипендий студентам и аспирантам, а также «соответствующие пособия и другие социальные выплаты...»: процентное соотношение между минимальной оплатой труда и минимальной трудовой пенсией, детскими пособиями, пособиями по безработице, минимуме не облагаемой подоходным налогом оплаты труда, штрафами за нарушение правил дорожного движения и т. д.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно, по мере стабилизации экономики. Правительство будет индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.
Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий является гарантия защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка с другой.
По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются Законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).
Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
выплату пособий по безработице;
выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода;
временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.
В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.
Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.
Государственные стандарты в области образования предполагают:
набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;
нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;
норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.
Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.
В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.
Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.
Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.
Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.
В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия прожиточный минимум. Прожиточный минимум понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:
в качестве базы для адресной социальной поддержки;
в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;
для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социштьных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
для обоснования размеров минимальной оплаты труда и' трудовой пенсии по старости;
в качестве одного из критериев малообеспеченное™, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе на субсидирование бедности.
Методика определения бюджета прожиточного минимума к сослав товаров и услуг, которые в него входят, утверждены Министерством труда РФ 10 ноября 1992 г. и рассчитываются по его ведомственной инструкции. В субъектах РФ и ее регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается по методике, основанием которой является трехстороннее соглашение между Правительством (Администрацией) субъекта Федерации (региона), профсоюзами и предпринимателями.
В проекте Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 гг. предусматривается законодательное закрепление порядка определения и использования величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги.
В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона.
Бюджет прожиточного минимума рассчитывается не только в среднем надушу населения, но и отдельно для трудоспособных граждан (мужчин, женщин), пенсионеров, подростков 715 лет, детей до 6 лет. Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых по составу семей: с детьми и без детей, многодетных или неполных семей и т. д.
В практике социальной работы в регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается в такой последовательности:
определяется потребление продуктов питания в среднем на одного члена семьи с учетом половозрастной структуры населения;
рассчитывается общий объем минимально необходимых расходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;
составляется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе. Семьи, имеющие душевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем по региону проживания, относятся к малообеспеченным и могут претендовать на получение адресной социальной помощи.
Количество наборов прожиточного минимума, которое средний человек может купить на свой душевой доход, т. е. покупательная способность дохода, это главный показатель уровня жизни и состояния экономики.
От величины прожиточного минимума в процентном отношении должен устанавливаться размер минимальной заработной платы, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий. Его величина является основой для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и т. п. В этом смысле прожиточный минимум должен выступать в качестве важнейшей социальной гарантии государственно-регулируемого механизма.
Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.