Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
В стране произошли серьезные изменения. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции СССР.
В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина.
5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции был объявлен всенародным праздником.
Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.
Глава I Конституции рассматривала общественное устройство:
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого.
Статья 10. Право личной собственности граждане на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тог не ест”.
В СССР осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому - по его труду”.
В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы советского социалистического федерализма (ст. 18): Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
Конституция закрепила изменения в развитии национальных отношений в СССР, укрепление дружбы и братства советских народов. Возросло количество союзных республик в составе Союза, больше стало автономных образований. Более четко сформулирована компетенция Союза ССР и каждой республики. К ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного были отнесены такие вопросы как (ст.14):
а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а. также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканского и местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;
н) управление транспортом и связью;
о) руководство денежной и кредитной системой;
п) организация государственного страхования;
р) заключение и предоставление займов;
с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;
т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;
у) организация единой системы народнохозяйственного учета;
ф) установление основ законодательства о труде;
х) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс.
За каждой союзной республикой закреплялось право на свою Конституцию, учитывавшую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР (ст.16). Также за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР (ст.17).
Определялось, что законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик (ст.19). 20. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон.
Отказ от диктатуры пролетариата позволили сделать Конституцию 1936 г. более демократической за счет закрепления в ней более широкого списка прав и свобод советских граждан. Этому была посвящена специальная глава, в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной и общественно-политической жизни. Статья 21 для граждан СССР устанавливала единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.
Конституционно закрепились такие важнейшие права и свободы, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, свободы человека, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки. Вместе с тем определялся механизм гарантий и реализации прав и свобод: материальные и социально-политические.
Одновременно в Конституции определялись и закреплялись основные обязанности советских граждан перед обществом и государством: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Новые подходы определились в порядке формирования Советов трудящихся, которые избирались всеми гражданами СССР, достигшими 18-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав.
Изменения коснулись и структуры системы высших органов власти, чему была посвящена III глава. Верховный Совет СССР – новый законодательный орган - состоящий из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Порядок формирования палат:
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой Автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Верховный Совет СССР избираелся сроком на четыре года. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.
В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Верховный Совет СССР избирал на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР созываел сессии Верховного Совета СССР; издавал указы; давал толкование действующих законов СССР; мог распускаеть Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначать новые выборы; мог отменять постановления и распоряжения СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и т.д.
Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.
В Конституции определяется порядок формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также местных Советов. Обстоятельно были определены системы и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.
После принятия Конституции 1936 г. началась работа по приведению в соответствие с ней всего законодательства. К концу марта 1937 г. были разработаны и утверждены Конституции Союзных республик, а в январе 1938 г. всех автономных республик, входящих в состав Союза ССР. По своему содержанию они полностью соответствовали Конституции СССР, конкретизировали и развивали ряд ее положений, но это были в целом оригинальные акты, учитывавшие исторические условия и национальные традиции каждой республики.
На базе Конституций СССР и союзных республик были перестроены все органы государственной власти, начиная в Верховного Совета СССР и кончая городскими, поселковыми и сельскими Советами.
Таким образом, принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституций союзных и автономных республик завершился процесс конституционного оформления существенных изменений, которые произошли в экономической и социально-политической жизни нашей страны, связанных с построением основ социализма.
Выводы. В 30-е годы существенные изменения происходят в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства. В Конституции СССР 1936 года получили отражение права, свободы и обязанности граждан. Была сформирована новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей: Верховный Совет – высший и единственный законодательный орган власти; правительство – Совет Народных Комиссаров; Верховный Суд СССР – высший судебный орган власти, который подчиняется только закону.