Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ : анализ статьи

АНАЛИЗ СТАТЬИ

Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин Н. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994-200 годах // Вопросы экономики. – 2002. - №8. – С. 31-51.

В данной работе были проанализированы различ­ные подходы к оценке воздействия национальной финансовой помо­щи на политику субнациональных властей, в том числе: типа финан­совой помощи, бюджетного устройства государства, структуры распре­деления налоговых полномочий между уровнями власти и т.д. По мнению авторов статьи, перечисленные факторы определяют наличие и интенсивность стимулов к наращиванию налоговых поступлений в региональные бюджеты, а также оказывают влияние на структуру и эффективность расходов субнациональных властей на предоставление общественных благ.

Основная идея предложенной авторами модели финансового поведения субнациональных властей заключается в моделировании процесса принятия решения региональными властями об уровне на­логообложения в регионе и объеме предоставления обществен­ных благ при помощи решения задачи максимизации полезности от потребления частных и общественных благ в регионе. При этом, как указывают авторы, для региональных властей должно существовать ограничение на объем расхо­дов регионального бюджета в виде суммы налогов, поступающих в бюджет, и на объем получаемой финансовой помощи, выделяемой по определенным формализованным правилам.

Предложенная авторами статьи модель позволяет получить ряд выводов о возмож­ном воздействии различных правил на выбор величины осуществляемых регионом расходов бюджета и объема со­бираемых налогов.

В анализируемой статье на основе анализа российской региональной бюджетной статистики за 1994-2000 гг. проверяется ряд гипотез.

Статья распадается примерно на две части. В первой ча­сти проверяется соответствие статистическим данным модели распре­деления федеральными властями финансовой помощи субъектам Федерации, использованной при формализации бюджетного ограни­чения региональных властей. Во второй части статьи рассматриваются гипотезы о воздействии выделяемой центром финансовой помощи регионам на принятие ими решений об уровне налогообложения и объеме финансирования пре­доставления общественных благ. Основное внимание при этом обра­щается на возможное отрицательное воздействие величины получае­мой регионами финансовой помощи на объем собираемых налого­вых доходов (уровень налогообложения) в регионе, то есть утечку части финансовой помощи в частный сектор. При оценке фискаль­ных стимулов авторы особенное внимание уделяют следующему вопросу:  как изменение финансовой помощи вли­яет на величину доходов и расходов регионального бюджета.

Анализ, проведенный в статье показал, что в рассматриваемые в статье годы, распределение финансовой помо­щи из федерального бюджета основывалось на погашении некоторой доли разрыва между оценками доходов и расходов региональных бюджетов. Полученные авторами работы оценки указывают на то, что при выделении фи­нансовой помощи федеральные власти в большей степени ориенти­руются на фактические налоговые доходы, чем на фактические расхо­ды, по сравнению с оценками их нормативных (потенциальных) зна­чений.

Как совершенно верно показывают авторы статьи, в российской системе меж­бюджетных отношений могут существовать негативные фискальные стимулы, обусловливающие снижение собственных налоговых дохо­дов при получении федеральной финансовой помощи.

Исследователи формулируют вполне конкретные предложению по улучшению фискальной политики регионов: «…не следует создавать стимулов у региональных властей к ис­пользованию федеральной финансовой помощи не для финансирова­ния производства общественных благ и социальных трансфертов на­селению в регионе, а для снижения уровня налогообложения в субъекте Федерации, то есть субсидирования потребления частных благ».

Анализ, проведенный в статье отличается комплексным характером, тем не менее, в статье, на мой взгляд, есть один недостаток: авторы не смогли выявить никаких устойчивых негативных фискальных сти­мулов, поэтому не прослеживается достаточно четко участие федеральных властей в распределении налоговых полномочий региональных властей.

Отсутствие выявленных негативных фискальных стимулов, на которое ука­зывают результаты авторского анализа, является недостатком методики использованной авторами статьи. В завершении статьи, исследователи предложили ряд мер по улучшению своей методики для получения более объективных и комплексных показателей: «методика распределения трансфертов может быть построена таким образом, что­бы до определенной степени компенсировать колебания доходов ре­гиональных бюджетов (стабилизировать доходы регионов во време­ни) без опасения сформировать негативные фискальные стимулы».

(5.0 KiB, 33 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!