Шум автомобиля

План:

  1. Характеристика шума
  2. Влияние шума автотранспорта на здоровье человека
  3. Нормирование шума
  4. Методики измерения шума
  5. Методы снижения шумового воздействия.

  1. Характеристика шума

Шумом, по Н. Реймерсу, принято называть звуковые колебания, выходящие за рамки звуко­вого комфорта. Чаще всего это неупорядоченные звуковые колебания; но бывают и упорядочен­ные, мешающие восприятию нужных звуков либо вызывающие неприятное ощущение и поврежда­ющие органы слуха. Как и все акустические ко­лебания, шум может восприниматься ухом чело­века в пределах частот от 16 до 20000 Гц (ниже — инфразвук, выше — ультразвук). Шумы принято делить на низкочастотные (до350 Гц), среднечастотные (350 — 800 Гц), высокочастотные (выше 800 Гц). Высокочастотный шум оказывает наи­более неблагоприятное воздействие на организм и субъективно более неприятен.

Источники шумов обладают практически неисчерпаемым разнообразием. Раз­личают источники шума естественного и техногенного происхожде­ния. Автомобили относятся к  источникам шума техногенного происхождения. Транспорт наряду с другими источниками (механизмы, оборудование) создают значительное шумовое загрязнение окружающей среды.

Классификация шумов по физической природе. Техногенные шу­мы по физической природе происхождения могут быть классифици­рованы на следующие группы:

— механические шумы, возникающие при взаимодействии раз­личных деталей в механизмах, (одиночные или периодические уда­ры), а также при вибрациях поверхностей устройств, машин, обору­дования и т.п.;

— электромагнитные шумы, возникающие вследствие колеба­ний деталей и элементов электромеханических устройств под дейст­вием электромагнитных полей (дроссели, трансформаторы, стато­ры, роторы и т. п.);

— аэродинамические шумы, возникающие в результате вихре­вых процессов в газах (адиабатическое расширение сжатого газа или параиз замкнутого объема в атмосферу; возмущения, возникающие при движении тел с большими скоростями в газовой среде, при вращении лопаток турбин и т. п.) и др.

Классификация шумов во спектрально-временным характеристи­кам. Спектрально-временные характеристики шумов обладают большим многообразием. Для технической оценки шумов введена их классификация по спектральным и временным характеристикам

По характеру спектра шумы делятся на широкополосные и то­нальные. Под широкополосными шумами понимаются шумы, име­ющие непрерывный спектр шириной более октавы. В технике приняты октавные полосы со среднегеометрическими частотами, например, 63, 125, 250, 500,1000, 2000,4000, 8000 Гц.

Тональный шум характеризуется тем, что в спектре присутству­ют отдельные слышимые дискретные тона. Тональность шума определяют в процессе измерений уровня звукового давления в третьоктавных полосах частот при превышении уровня в одной полосе над соседними более, чем в 10 дБ.

По временным характеристикам шумы делятся на постоянные и непостоянные. Постоянные шумы в процессе измере­ний на временной характеристике шумомера «медленно» не изменя­ют уровень сигнала более 5 дБА (дБА - величина по шкале А, принятая в технике измерений шума). В случае непостоянных шу­мов это изменение может быть более 5 дБА.

В свою очередь, непостоянные шумы делятся на импульсные, прерывистые и колеблющиеся во времени.

В технике измерений шумов в зависимости от среды распрост­ранение различают воздушный и структурный шумы. Воздушный шум распространяется по воздуху от источника до точки измерения  (регистрации, восприятия). Структурный шум возникает из-за коле­баний упругой среды (стены зданий, перекрытия, перегородки, тру­бопроводы и т. д.) с последующим излучением колеблющихся по­верхностей.

Техногенные шумы. В том числе и шум автомобилей, часто представляют собой смесь случайных и периодических колебаний. Для определения и количественной оценки шумов и описания их источников применяют различные математические модели в соответствии сих временной, спектраль­ной и пространственной структурой. При этом учитывается струк­тура шумов в источнике и свойства среды, в которой они распрост­раняются.

  1. Влияние шума автотранспорта на здоровье человека

Шумы, в особенности техногенного происхождения, вредно воз­действуют на организм человека. Это вредное действие проявляется в специфическом поражении слухового аппарата и неспецифических изменениях других органов и систем человека. В медицине суще­ствует термин «шумовая болезнь», сопровождаемая гипертонией, гипотонией и другими расстройствами.

При воздействии на человека шумов имеют значениеих уровень, характер, спектральный состав, продолжительность действия и ин­дивидуальность чувствительности. При продолжительном воздей­ствии интенсивных шумов могут быть вызваны значительные рас­стройства деятельности нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, прогрессирующая тугоухость, обусловленная невритом преддверноулиткового нерва. При профессиональной тугоухости, как правило, происходит нарушение восприятия частот в диапазоне от 4000 до 8000 Гц. Неспецифическое действие шума иногда проявляется раньше, чем поражение слуха, и характеризуется в форме астении, невратических реакций, наруше­ния функций вегетативной нервной системы.

Вредное действие шумов проявляется также в нарушении функ­ций вестибулярного аппарата, резком снижении производительно­сти труда.

Установлена прямая зависимость между числом нервных забо­леваний и  возрастающим уровнем городского шума. Вредное дейст­вие на человека оказывает инфразвук, который воспринимается слуховой и тактильной чувствительностью. При уровне звукового давления более 100 дБ на частотах 2 — 5 Гц происходит осязаемое движение барабанных перепонок, головная боль, затрудненное гло­тание. При повышении уровня до 125 — 137 дБ на указанных частотах могут возникать вибрация грудной клетки, летаргия, чув­ство «падения».

При длительном воздействии техногениых шумов возникает бессоница, расстройство органов пищеварения, нарушение вкусовых ощущений и зрения, появление повышенной нервозности, раздра­жительности я т. п. При воздействии интенсивных шумов (взрыв, ударная волна и т.д.) с уровнем звука до 130 дБ возникает болевое ощущение, а при уровнях звука более 140 дБ происходит поражение слухового аппарата. Предел переносимости интенсив­ного шума определяется величиной 154 дБ. При этом появляется удушье, сильная головная боль, нарушение зрительных восприятий, тошнота и т.д.

  1. Нормирование шума

Для оценки степени шумового загрязнения окружающей природ­ной среды необходимо знать как реальный шумовой фон, так и допустимый уровень шумов, установленных санитарными нор­мами № 3077 — 84. В соответствии с этими нормами суммарный, фактический шум, создаваемый различными техногенными источ­никами, не должен превышать допустимых уровней шума.

Для нормирования постоянного шума выбраны следующие па­раметры:

— уровень звукового давления Lp, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63,125,250, 500,1000,2000,4000, 8000Гц;

— уровень интенсивности звука Lj(шкала А, дБ).

В случае непостоянного шума нормируемыми параметрами вы­браны:

— эквивалентный уровень звука Ljэкв (шкала А, дБ);

— максимальный уровень звука Ljmax, дБА.

Под эквивалентным (по звуковой энергии) уровнем звука Ljэкв   непостоянного шума понимается уровень звука постоянного широкополосного шума, у которого среднеквадратичные звуковые давления равны за определенный временной интервал.

За максимальный уровень интенсивности звука Ljmaxпринят уровень интенсивности звука, соответствующий максимальному по­казанию шумомера, в течение 1% времени измерения.

При измерениях уровни звука разбивают на поддиапазоны до 5 дБА. Каждый поддиапазон характеризуется средним значением L1j,. Тогда Ljэкв  определяют по формуле:

где L1j  уровень звука поддиапазона i, дБА; п — число подди-апазонов; ti относительное время действия шума поддиапазона L1j (в процентах от времени измерения).

Нормирование шумов, создаваемых городским транспортом, устанавливает значения уровней звука в соответствии с ГОСТ 27436 — 87 и ОСТ 27.004.022 — 86.

  1. Методики измерения шума

В зависимости от задач исследования или контрольных испытаний и измерений могут быть выбраны те или иные методы измерений. На территории жилой и общественной застроек измерения шума проводят в соответствии с ГОСТ 13337 — 78 (СТ СЭВ 2600 — 80).

Приизмерении в октавных полосах частот уровней звукового давления постоянного во времени шума можно не только сравни­вать шум с допустимыми нормами, но и разработать мероприятия по снижению уровня шумов. Для измерения уровня звука непосто­янного шума проводят регистрацию в течение наиболее шумного получаса. Импульсные шумы измеряют в положении «импульс» через короткие интервалы времени (примерно 5 с) с отсчетом мак­симального показания щумомера.

Очень часто для измерения непостоянного во времени шума применяют магнитофоны.

Выбор локальных мест измерений осуществляется в соответст­вии с ГОСТ 13337-78. «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий». Если территория непосредственно прилегает к жилым домам, измерение приводят на расстоянии 0,3 м от ограждения с обеих сторон.

Для проведения самых различных акустических исследований необходимо иметь весь комплекс оборудования, частично рассмот­ренного выше: реверберапионную и звукомерную камеру, шумоме­ры, микрофоны, анализаторы спектра, магнитофонную технику, радиотехническую аппаратуру, акустические фильтры и т. д.

Результаты измерений  сравнивают с допу­стимыми.

В табл. 1 приводятся данные только по допу­стимым уровням звукового давления (дБА) со­гласно санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8.562 — 96. Для непос­тоянного шума нормируется эквивалентный и мак­симальный уровни одновременно.

Эти уровни по нормам1996 г. вблизи магист­ральных улиц (на расстоянии 2 м. от них) допускается принимать на 10дБА выше приведенных в таблице.

Таблица1.

Данные звукового давления

Зона действия звука

 

Допустимый уровень звука в разное время суток, дбА

 

700-2300

 

2300 - 700

 

Эквив ал.

 

Макси м.

 

Эквив ал.

 

Макси м.

 

Учебные помещения

 

40

 

55

 

-

 

-

 

Жилые комнаты

 

40

 

55

 

30

 

45

 

Номера гостиниц, общежитии, территории больниц и санаториев

 

45

 

60

 

35

 

50

 

Залы столовых, кафе

 

55

 

70

 

-

 

-

 

Залы ожидания вокзалов, аэропортов

 

60

 

75

 

-

 

-

 

Территории, прилегающие к жилым домам, пансионатам, детсадам и т п

 

55

 

70

 

45

 

60

 

Площадки отдыха жилых домов, школ, институтов и т п.

 

45

 

60

 

-

 

-

 

Шум от конкретных единиц согласно стандарту, измеряется на расстоянии 7,5 м от осевой линии движения. На этом расстоянии уровни шума от единичных легковых и грузо­пассажирских автомобилей должны быть не бо­лее 77 дБА, автобусов — 83 дБА, грузовых — 84дБА, самых тяжелых мотоциклов — 85 дБА.

Сравнение действительных эквивалентных уровней звука заканчивается определением уров­ней шумового дискомфорта ΔL как разности Ljэкв  Lэквдоп. Постоянное действие дискомфорта более 30—40 дБА может вызвать необратимые измене­ния в организме. Результаты обследования влия­ния транспортных потоков на шум в комнатах общежитии, гостиниц, расположенных вблизи ма­гистралей, при допускаемом уровне 45 дБА пред­ставлены в табл. 2.

Таблица 2

Влияние транспортных потоков на шум в комнатах

 

 

Тип магистрали

 

 

Интенсив-­

ность движения, час

 

Действие шума

 

 
на рас­стоянии 7,5м, ДВА

 

в помещении

(при открытой форточке)

 

 
расстоя­ние до по­мещения

 

Lэкв,

дБА

 

ΔL,

 дБА

 

Железнодорожная

2-колейная

1-колейная

Скоростная магистраль

или улица городского

значения

Улица районного

значения

Жилая улица

Открытая линия метро

 

 

40

20

2000-6000

 

 

500-2000

 

50-500

40

 

 

89

87

82-85

 

 

76-81

 

60-74

69

 

 

70

70

50

 

 

30

 

10

50

 

 

65

63

56-59

 

 

61-68

 

52-66

53

 

 

20

16

11-14

 

 

16-23

 

7-21

8

 

Следует иметь в виду, что исходный (транспор­тный) уровень шума в значительной степени за­висит от скорости движения, наличия естествен­ных или искусственных экранов и др. И даже если закрыть форточку, шум уменьшится при­мерно на 5 дБА, а при открытом окне — на столько же увеличится в помещении по сравнению с по­казателями, приведенными в табл. 2.

  1. Методы снижения шумового воздействия

Основным методом борьбы с шумом является улучшение конструкции машин, более жесткие технологические требования, особенно:

  • уменьшение дисбаланса роторов;
  • установка глушителей;
  • переход на электротягу;
  • улучшение стыковки рельсов (для рельсово­го транспорта), установка амортизирующих про­кладок, гребнесмазывателей и др.

Очень важно уменьшить мощность шумовых источников за счет оптимального размещения предприятий, создания объездов, развязок — на основе шумовых карт.

Не менее важны градостроительные меропри­ятия: вдоль транспортных магистралей необхо­димо уменьшить остекление домов, применять раз­дельные оконные переплеты, увеличить плотность естественных экранов. Так, посадка кустарника высотой 1,5 м между дорогой и многоэтажным зданием (на расстоянии 10 м от того и другого) в Нью-Йорке позволила уменьшить шум на 10 дБА на верхних этажах. Два ряда среднерослых деревьев, высаженных на расстоянии 50 м от зда­ния, уменьшают шум примерно на 20 дБА. Уста­новлено, что лесопосадки вдоль железной дороги снижают шум на 0,1—0,2 дБ на метр ширины насаждений (а для плотных зеленых изгородей даже на 0,5 дБ на один метр). Вдоль железных дорог практикуются экраны в виде складских и т. п. помещений.

В последнее время в домах, распо­ложенных вблизи мощных шумовых источников, при невозможности отселения жителей, применяют тройное остекление окон с раздельными переплетами. Шум умень­шается в 2,5 раза при закрытых окнах.


Список литературы

 

  1. Гарин В.М., Кленовая И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. – Ростов н/Д:Феникс,2001.
  2. Жарких Л.Шумовой ад // Здоровье. – 1998. - №9. – С.2-3.
  3. Зигуненко О. Колокольная казнь // Новое время. – 1993. – №8. – С.51-53.
  4. Ильичев В.Д. Аудиоэкология, или шум вредящий и помогающий // Экология и жизнь. – 1998. -№7. – С.36-38.
  5. Карагодина И.Л., Солдаткина С.А. Город и шум // Природа. – 1993. - №6. – С.10-15.
  6. Куклев Ю.И. Физическая экология. – М.: Высшая школа, 20012.

 

(16.8 KiB, 89 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!