Сетевые организационные структуры-2

Содержание

Введение с.3

1. Понятие, особенности и виды сетевых организаций. с.4

2. Основные виды сетевых организаций. с.9

Заключение с.14

Список литературы с.15

 

Введение

Развитие сетевых организаций началось в 1980-х годах, когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами.

Сетевые структуры, как совершенно новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

В данной работе мы рассмотрим особенности сетевых структур, их строение, признаки, формы и т.д.

 

1. Понятие и особенности сетевых организаций.

Сетевая организация представляет собой средоточие самостоятельных фирм или специализированных единиц, координируемых с помощью рыночных механизмов и взаимосвязанных цепочкой заказов и договорных отношений.

Можно представить определенные характеристики основных типов сетевых организаций. Сетевые организации имеют несколько типов:

а) внутренние сети;

б) стабильные сети;

в) динамичные сети.

В стабильных сетях значительная часть работ передается подрядчикам, которые могут не принадлежать основной компании. Примером стабильной сети является компания ВМW, у которой более 50% суммарных производственных затрат приходится на оплату услуг подрядчиков. Такая форма позволяет получать конкурентные преимущества за счет узкой специализации подрядчиков.

В некоторых сферах бизнеса, например в производстве одежды, издательском деле, биотехнологии, электронике и т.д., все большее распространение получает такая форма организации бизнеса, как динамическая сеть. Головная организация управляет капиталами и другими организациями в рамках достижения своих целей, фактически являясь ядром или «системным интегратором». Она привлекает внешних независимых разработчиков, производителей, поставщиков, дистрибьюторов. Как правило, ее главные активы — уникальные воплощенные идеи, имидж, способность оперативно реагировать на внешние изменения и исключительно профессиональное управление.

Конкурентные преимущества при такой форме достигаются за счет специализации и гибкости. Основная проблема такой формы организации - высокий риск несанкционированного использования ее знаний и технологий третьими лицами.

Характеристика всех трех типов сетей представлена мною в табл. 1.

Таблица 1.

Основные характеристики сетевых организаций

Особенностью сетевых организаций является то, что четко определенные, нацеленные и структурированные контракты управляют взаимосвязями вместо заранее установленных внутренних правил, процедур и рутинных инструкций.

Рыночные отношения внутри организаций, основанные на добровольности, нацеливают каждого партнера на определенные, точно измеренные результаты. Однако это не означает, что требуются сложные, юридически оформленные или слишком формальные контракты. Контракт может быть очень простым, предусматривая время и стоимость. В начале каждого крупного проекта определяются и разделяются обязанности, создается механизм эффективных рабочих отношений и разрешения споров.

Сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы - в состоянии корректировки в соответствии с изменениями в рыночных условиях, технологиях и других факторах окружающей среды. Этот последовательный процесс адаптации, ориентированный на результаты, помогает руководителям углубить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке.

Основные отличия сетевых организаций от организаций других типов. Вместо того чтобы содержать в своей организации все ресурсы, необходимые для производства определенной продукции или услуг, сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенных в различных точках производственной и технологической цепи.

Сетевые организации используют в основном рыночные механизмы. При этом различные компоненты сети осознают свою независимость, делятся информацией, кооперируются друг с другом, предоставляют продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место во всей производственной цепи.

Сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

В большом числе отраслей, включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др., сети представляют собой объединения организаций, основанные на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы - производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями.

В некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения побуждают организацию переходить от ди-визиональных организационных структур к более динамичной многоструктурной сети, отличающей проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, владеющих активами.

В таблице 2 представлены характеристики иерархической сетевой модели организации.

Таблица 2.

Две модели организации

 

2. Основные виды сетевых организаций

1. Сетевая организация в индустрии народных промыслов

В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и вовлекает временные квалифицированные коллективы рабочих разнообразных профилей, например строительные и художественные проекты, такие, как издательское дело или создание фильмов.

2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами

Эти формы связей охватывают северные итальянские промышленные районы, включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон», и фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3. Ведущие производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему

Они включают хорошо известные азиатские (коммерческие объединения) и связи, созданные между главными монтажными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками, например в Швеции.

4. Стратегические союзы

Союзы этого вида все больше возникают среди всех типов фирм, но особенно среди крупных, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

5. Новые типы организаций (виртуальные сетевые организации).

Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустриального к информационному обществу существенным образом изменяет деловую среду организации. У любой организации через информационные сети появляется определенная виртуальная сеть.

Отличительными чертами виртуальной сетевой организации являются:

• непостоянный характер функционирования;

• осуществление связей управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

• взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение;

• образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

• частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

• договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная сетевая корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих организаций.

Базовая цель виртуальной корпорации — объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить возникший спрос на потребительском рынке.

Принципы виртуальной сетевой организации изображены на рис. 4.

Жизненные циклы продуктов сокращаются. Это означает, что компании должны работать не только быстрее, но и более эффективно, чтобы отвечать меняющимся требованиям. Такую возможность предоставляет не традиционная жесткая иерархия, а виртуальная сетевая организация.

 

 

Рис.4. Принципы сетевой виртуальной организации

 

Новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организаций в такой мере, что часто трудно видеть, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в крупномасштабных способностях и возможностях альянсов партнерских организаций.

В информационном бизнесе компании широко используют виртуальную организацию. Например, известная американская компания АТТ использовала японскую фирму «Мура-бени трейдинг компани», с тем чтобы через нее быть связанной с «Мацушита электрик индастриал компани» для ускорения производства электронных записных книжек, которые проектировались компанией «Генри Дрейфус ассошиэйтс» - крупнейшим разработчиком новых технологий в мировом масштабе.

Виртуальные организации все чаще и чаще заключают субконтракты с внешними структурами, с тем чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и определяет ее основное качество — широкую распределенность в пространстве и во времени.

Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распределена по всему миру. Это создает условия для работы в реальном масштабе времени, позволяет проводить совещания с изображением на экране компьютера всех участников.

Система пейджеров, радио- и телевизионных переговорных систем, современная оргтехника сближают расстояния, устанавливая связь с нужными работниками в нужное время, в любом месте их нахождения. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства, резкого сокращения налогооблагаемой базы.

Виртуальная корпорация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем передачи другим) и концентрироваться на том, что отвечает их основной компетенции, например на проектировании продукта или его продаже. Такие конкурентные преимущества можно использовать, комбинируя способности рабочих групп, интеллектуальных потенциалов тех или иных команд.

Всемирный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет «варьировать возможностями», отказываться от неэффективных производственных процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных местах происходит сосредоточение на тех функциях и фазах процесса производства, которые именно там могут осуществляться наилучшим образом.

Виртуальные сетевые организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, преодоления пережитков иерархического управления.

 

Заключение

Сетевая организация представляет собой средоточие самостоятельных фирм или специализированных единиц, координируемых с помощью рыночных механизмов и взаимосвязанных цепочкой заказов и договорных отношений. Сетевые организации имеют несколько типов: внутренние сети; стабильные сети; динамичные сети.

В стабильных сетях значительная часть работ передается подрядчикам, которые могут не принадлежать основной компании.

В некоторых сферах бизнеса, например в производстве одежды, издательском деле, биотехнологии, электронике и т.д., все большее распространение получает такая форма организации бизнеса, как динамическая сеть. Особенностью сетевых организаций является то, что четко определенные, нацеленные и структурированные контракты управляют взаимосвязями вместо заранее установленных внутренних правил, процедур и рутинных инструкций.

Рыночные отношения внутри организаций, основанные на добровольности, нацеливают каждого партнера на определенные, точно измеренные результаты. Однако это не означает, что требуются сложные, юридически оформленные или слишком формальные контракты. Контракт может быть очень простым, предусматривая время и стоимость. В начале каждого крупного проекта определяются и разделяются обязанности, создается механизм эффективных рабочих отношений и разрешения споров.

Сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы - в состоянии корректировки в соответствии с изменениями в рыночных условиях, технологиях и других факторах окружающей среды.

 

Список литературы

1. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. - СПб.: Технолог. Школа бизнеса, 1992.

2. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 1997.

3. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 1997.

4. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.

5. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 1999.

6. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995.

7. Румянцева 3. П. Менеджмент организации. - М: ИНФРА-М, 1995.

 

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по менеджменту

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(63.2 KiB, 69 downloads)
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!