Семья – ведущий институт социализации
Семья – ведущий институт социализации
- Проанализируйте определения семьи, имеющие место в социологической и психолого-педагогической литературе.
«Семья - главная ячейка общества», - эту фразу нередко можно услышать в обиходе и встретить на страницах прессы. Действительно, семья, в лоне которой человек проводит большую часть своей жизни, играет исключительно важную роль в обществе. Семья существует повсеместно. Нет такого общественного устройства, в котором бы отсутствовала семья и семейно-родственные отношения.
Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из его подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную систему общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Кроме того, каждое общество, проявляя естественную заинтересованность в сохранении стабильной и прочной семьи, воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так и неформальный контроль над поведением членов семьи.
Общество в лице государственно-правовых учреждений регулирует и контролирует две основные стороны семейной жизни - супружество (взаимные отношения супругов) и родительство (связанное с процессом воспитания детей). Если нарушение норм семейной жизни носят эпизодический характер, не приводят к распаду семьи, отказу от родительства, то подобные отклонения от нормативного образца контролируются общественным мнением, посредством неформальных санкций со стороны близких родственников, друзей, товарищей по работе и др. В случае обострения семейных конфликтов, ставящих под угрозу её существование, государственно-правовые органы (суды) могут санкционировать распад семьи, определяя вместе с тем права и обязанности супругов по воспитанию детей, разделу имущества и т.п.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и поэтому наиболее общих (семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и заканчивая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г.Харчеву.
Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
- Назовите социальные и педагогические проблемы современной семьи.
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества "неполных семей".
Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье. Оказались в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного, школьного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, подростки, юноши, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.
Социально-демографические проблемы семьи. Особенности функционирования семьи и семейная структура населения неразрывно связаны с развитием демографической ситуации. Во многом они детерминируются особенностями воспроизводства населения в прошлом и существенно влияют на тенденции демографических процессов. Анализ материалов переписей населения и демографической статистики позволяет утверждать, что в России эволюция семейной структуры населения характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, снижением рождаемости и числа детей в семьях, ростом разводов и увеличением количества неполных семей.
Долгосрочные изменения в возрастно-половой структуре населения, в частности постепенное сглаживание половых диспропорций (доля мужчин увеличилась с 44,6% в 1951 году - до 46,7% в 1989 году), увеличение доли населения старше трудоспособного возраста (с 11,3% в 1959 году - до 19% в 1992 году), сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста (с 28,8% в 1961 году до 24% в 1992 году), а также снижение рождаемости и рост смертности, увеличение числа разводов являются угрожающими демографическими факторами, определяющими изменением в численности семей разною типа и состава, и семейной структуре, и региональных ее особенностях.
Негативные моменты в демографическом развитии России объясняют переживаемыми ныне трудностями в социально-экономической сфере. В то же время среди ученых продолжаются дискуссии о том, в какой мере нынешняя демографическая динамика объясняется глобальными изменениями характера воспроизводства населения, в какой - особенностями нынешней ситуации в России, в какой - структурными сдвигами.
Попытка четкого выявления характера детерминации демографических процессов важна для оценки сегодняшнего состояния и определения перспектив изменения демографической ситуации, динамики и структуры численности населения, семейного состава.
В последние десятилетия число семей растет быстрее, чем численность населения и людей, проживающих в семьях. Это - результат снижения среднего размера семьи. Особенно быстро снижался он в 70-х годах (с 3,54 в 1970 году до 3,27 в 1979 году). В последнее десятилетие явно наметилась стабилизация среднего размера семьи (1995 год - 3,24; 1999 год - 3,23). Доля людей, проживающих в семьях, и людей, проживающих отдельно от семьи, а также одиночек, за последние 30 лет изменилась незначительно, причем это изменение носило волнообразный характер. В 80-е годы наметилась тенденция к некоторому сокращению числа одиночек (с 12,6% в 1979 году до 11,6% в 1989 году), что было связано с естественным выбытием значительного числа одиноких женщин старших возрастов - поколения, в котором из-за войны были низкие показатели брачности и рождаемости, и соответственно повышенная доля женщин, никогда не состоявших в браке и не имевших детей.
Определяющее значение для развития семьи имеют ее экономическое положение, социальная защита. По мнению специалистов, универсальным инструментом в оценке уровня жизни различных типов семей является минимальный потребительский бюджет (в % от бюджета). Этот бюджет состоит из трех основных частей: минимальный набор необходимых продуктов питания - около 35%; обувь, одежда и другие непродовольственные товары - около 32%; оплата коммунальных и культурно-бытовых услуг, налоги, платежи - около 33%.
Основным показателем благосостояния семьи является соотношение среднедушевого дохода ее членов и прожиточного минимума. По оценкам экспертов, в 1991 году среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума у 40% населения России, а к концу 1998 года в эту группу можно было отнести уже около 86% населения. По официальным данным, 32% семей имели в ноябре 1992 года доходы ниже уровня бедности, при этом бедных среди семей с двумя детьми было 47%, среди трехдетных - 72%.
В результате глубокого снижения уровня жизни резко возросли расходы на питание в общих потребительских расходах семей. В многодетных семьях, семьях матерей-одиночек, у некоторых групп пенсионеров этот показатель доходит до 80%. По принятым в мире стандартам, если расходы на питание составляют 50% и более, то это свидетельствует о чрезвычайно низком уровне жизни.
Эксперты полагают, что руководители всех звеньев государственного аппарата, ученые, занимающиеся исследованиями проблем уровня жизни, недооценивают отрицательные последствия ухудшения питания населения. Неполноценное питание людей влечет за собой ухудшение здоровья беременных женщин и рост численности рожденных детей с весом ниже принятых медицинских норм; увеличение удельного веса новорожденных с ослабленной иммунной системой; ухудшение всех показателей физического и психического развития и здоровья детей и, как следствие, увеличение заболеваемости и смертности детей всех возрастов. Плохое питание сказывается на трудоспособности работающего населения, на состоянии здоровья пожилых людей, сокращая продолжительность их жизни, создает серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения и чревато серьезными социальными издержками и экономическими потерями.
- Проанализируйте возможности современной семьи в плане воспитания и развития личности.
Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям.
С одной стороны, быстрая ликвидация всеобъемлющего дефицита, постоянного спутника советской экономики, насыщение рынка разнообразньми высококачественными товарами и услугами значительно изменили потребительскую ситуацию и уменьшили трудности родителей в приобретении важных для социализационного процесса вещей и услуг. Родители могут удовлетворить многообразные потребности ребенка, больше времени уделять общению с ним и другим семейным делам. Снижение уровня занятости женщин и увеличение числа семей с неработающей матерью может благоприятно влиять на воспитательный потенциал семьи с высоким уровнем доходов: здесь имеет место добровольный отказ матери от работы, что позволяет ей значительно больше внимания уделять детям, уходу за ними и их воспитанию. Такая семья может безболезненно отказаться от услуг детских дошкольных учреждений и давать ребенку домашнее образование.
С другой стороны, такими возможностями обладает меньшинство семей. Большинство же испытывает значительные трудности при удовлетворении насущных потребностей, что не может не отражаться на характере и направленности воспитательного процесса. Если женщина вынужденно становится безработной, то сразу возникает ряд трудноразрешимых проблем: где найти приличный заработок на ограниченном (особенно для женщин) рынке труда, как обеспечить содержание детей и др. Многие семьи вынужденно избирают стратегию физического выживания.
Появление ребенка в семье может стать основной причиной ее перехода в низшие группы по материальной обеспеченности. Уже появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В результате семьи с детьми в переходный период оказались в наиболее трудных обстоятельствах, не позволяющих обеспечивать детям полноценное воспитание и развитие их физического, интеллектуального и духовного потенциала. Эти явления, приобретая массовый характер, обусловливают дисфункцию семьи как воспитательного института именно в тот момент, когда государство резко сократило инвестиции в детство, переложив задачи социализации главным образом на плечи семьи.
Повышается плата за услуги дошкольных учреждений и детских летних лагерей, происходит частичная коммерциализация школы и внешних учреждений, наблюдается резкий скачок цен на детские товары и др. По данным мониторингового обследования, за некоторые виды занятий даже в обычной общеобразовательной школе (дополнительные занятия, факультативы и др.) платят от 10 (Орловская область, Чувашская Республика) до 60% (Ханты-Мансийский автономный округ) семей с детьми-школьниками. Резко сократилось посещение детьми внешкольных учреждений, в том числе и по причине введения платы за некоторые виды предоставляемых ими услуг.
Многие семьи в силу стесненных жилищных условий не в состоянии выделить и оборудовать ребенку специальное место для занятий и игр дома. По данным мониторинга, доля таких семей довольно значительна: 1/4 - в Ханты-Мансийском автономном округе, 1/3 - в Тверской, Московской, Орловской областях, почти половина - в Чувашской Республике и Астраханской области. Следовательно, утрачивается равенство стартовых возможностей в обучении и развитии для всех детей.
Многие семьи постоянно испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. Растет безнадзорность детей, их социализация все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников. В ряде семей это обусловлено дополнительной занятостью одного или обоих родителей. По данным мониторингового обследования семей в Тверской области, таких родителей было более 15%. По данным исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родителя. Наиболее распространено это в больших городах. Чаще всего дополнительные заработки вынуждены искать родители из многодетных, неполных и молодых семей.
В целом в российских условиях сохраняется широкомасштабностъ социальной депривации - лишения, ограничения либо недостаточности тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
Жизнь многих детей протекает в неполных семьях. Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей.
Весьма остро стоят проблемы воспитания детей в однодетных семьях, которых в России становится все больше. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Кроме того, единственный ребенок в семье — это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т.п.
Большие проблемы в процессе воспитания детей испытывают неполные семьи. По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители более чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из полной семьи. Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, т.е. материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Только 21,7% опрошенных матерей из неполных семей ответили, что у них практически не бывает конфликтов с детьми. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у выросших в обычных.
Многодетная семья также имеет проблемы в воспитании детей, прежде всего материального характера. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности. Так, в IV кв. 1996 г. среди семей с четырьмя и более детьми доля находящихся в крайней бедности составляла 82% (для сравнения: среди всех семей — 24,2%, среди семей с двумя детьми — 39,17%, с тремя — 59,8%).
Не менее, а, скорее, более важными в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой для подростка в освоении социальной жизни, он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального свойства.
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье: биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Среди объективных социально-экономических причин, которые непосредственно сказываются на воспитании детей, наиболее важны следующие:
- падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
- сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
- нерешенная жилищная проблема;
- дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
- резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
- усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичны из них следующие:
- неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
- гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
- непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка;
- непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
- негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот);
- аффекгивность — избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
- тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
- авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей;
- использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;
- постоянный контроль за действиями ребенка;
- гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
Таким образом, в современных семьях возникает множество проблем в процессе воспитания детей. Эти проблемы вызваны комплексом причин, среди которых выделяются: социально-экономические, демографические и т.д.