Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формойвоспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
Главное внимание в системе древнерусского воспитания обращено было на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. В древнерусских духовных поучениях его педагогическое назначение определялось следующими правилами: он обязан был беречь чистоту телесную и душевную домашних своих, во всем быть их стражем, заботиться о них как о частях своего духовного существа. Труд воспитания дома он делил с женой, своею непременною спутницей и советницей.
Когда дети подрастали, родители обучали их «промыслу и рукоделию», отец сыновей, мать дочерей. В древнерусской педагогике важнейшим средством воспитания являлся живой пример, наглядный образец. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, сколько той нравственной атмосферой, которой он дышал.
Новые общественные потребности, вызванные развитием капиталистических отношений, усложнение социальных и культурных связей общественной жизни, прогресс науки и техники вызвали рост интереса к знаниям, усилили потребность в новом характере и направлении воспитания.
Несмотря на то что семейное воспитание продолжало еще длительное время оставаться господствующей формой, постепенно создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреждениях, в первую очередь в шкоде.
В XVIII в. в России появляются первые воспитательные общества. В XIX в. осуществляются разнообразные социально-педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.
Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.
С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика.
Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни» в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитываются твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход.
Сущность же единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А. И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.
Первое это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.
Второе недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.
И третье общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг, г
Осознание неразрывной связи воздействия Школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К. Д. Ушинского.
К. Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготавливать человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков.
Революция 1917 г. знаменовала глубокие изменения в характере семьи и школы, в практике их взаимоотношений.
Определенные идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что обернулось значительным ослаблением семейного воспитания и препятствовало реализации задачи всестороннего развития личности на основе самоопределения и» самореализации.
Начиная от Платона и до наших времен не раз высказывалась мысль, что можно и даже должно воспитывать детей вне семьи, но, как показывает педагогический опыт, эта идея не отвечает реальному положению вещей. Ребенок не может жить без семьи.
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка. Огромное значение для его будущего развития имеет прежде всего период кормления грудью матери. Здесь проявляется не столько физическая связь, сколько духовное сближение матери и ребенка, все то, что восстает из глубины материнской души. Мать должна знать и понимать смысл любви к ближнему, чтобы передать ее основные начала ребенку. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.
Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает пониматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос. Как следствие такого положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так называемое «свободное материнство» женщины. Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, «коммунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.
Одна из характерных особенностей современной семьи это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др. В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.
Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.
Одно из главных направлений семейного воспитания воспитание духовное. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Духовно развитый человек тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье это общая духовная жизнь со своими родителями. Отношение детей к семье, к родителям должно стать неисчерпаемым источником духовных, жизненных сил.
Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти вперед к совершенству.