Семейное право по Русской Правде
Семейные отношения восточных славян до принятия христианства регулировались нормами обычного права. Брак заключался как договор с родителями невесты. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере князя Владимира. Летописец-христианин, явно не одобряя славян-язычников, пишет: «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по 2 и по 3 жены, си же творяху обычая кривичи, прочие погане, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе закон». Допускался развод.
С принятием христианства брак приобретает значение церковного таинства и нормы обычного права вытесняются нормами канонического (церковного) права. Православная церковь ограничила возможность расторжения брака, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака — венчание. Однако все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания, встречаются случаи свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.
Вместе с тем под влиянием византийского права на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором» и представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Обручение как обязательная процедура стало непременно предшествовать браку.
Для вступления в брак требовалось достижение брачного возраста. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не всегда соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (Ни 10 лет). Кроме того, требовалось согласие жениха и невесты и их родителей. Вступающие в брак не должны были состоять в предыдущем браке и не быть близкими родственниками.
Церковь требовала обязательной процедуры венчания как обязательного условия законности брака. Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным со всеми вытекающими юридическими последствиями.
По церковному праву брак прекращался только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь и т.п.
Брак носил патриархальный характер. Жена находилась под властью мужа. Обычай позволял ему наказывать жену по своему усмотрению. Вопрос об имущественных правах супругов не совсем ясен. Очевидно, что жена сохраняла определенную имущественную самостоятельность: имела право собственности на приданое и могла передавать его по наследству. С принятием христианства она получает право и на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приобретая выдел наравне с сыновьями. Допускались имущественные споры между супругами.
Отношения между родителями и детьми строились на условиях неукоснительного подчинения последних первым. Отец — глава семьи — пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, не неся за это никакого наказания.
По смерти отца детей опекала мать, а в случае ее повторного выхода замуж назначался опекун. Им мог быть отчим, но предпочтение отдавалось одному из ближайших родственников. Мать же при этом обязывалась вернуть своим детям все семейное имущество (как наличное, так и растраченное). Опека прекращалась с достижением зрелости, когда опекаемые «будут сами собой печаловати». Возраст зрелости источники не указывают. Возможно, он равнялся 15 годам, как в более поздние времена.