Семь римских царей
К числу древнейших социальных институтов римской общины принадлежит институт царской власти. Царская власть в Риме, так же как и в Греции, развилась из родового строя и сохраняла черты патриархальности. Разница состояла в том, что в Риме царская власть держалась дольше и была значительно сильнее.
По преданию, первым римским царем был Ромул (Romulus), с которым связаны основание Рима и первые войны с соседними племенами — сабинянами (легенда о похищении сабинянок) — и этрусскими городами — Фиденами и Вейями. Ему же приписывают разделение жителей на три трибы (племени) — тициев, рамнов и луцеров. При втором царе, Нуме Помпилии (Numa Pompilius), в Риме появляются ремесленные союзы и жреческие коллегии салиев, фециалов и понтификов, при третьем царе, Тулле Гостилии (Tullus Hostilius), Рим ведет успешную войну с городом Альба- Лонгой, при его преемнике Анке Марции (Ancus Martius) на Авентин- ском холме, по преданию, появляются плебеи, начинающие с этого времени играть большую роль в истории римской общины.
В истории Лация и Рима решающую роль сыграло этрусское завоевание, отразившееся также и на царской власти в смысле ее усиления. Согласно преданию, в середине VII в. Рим был завоеван царями- лукумонами из города Тарквиний, в течение 150 лет господствовавшими в Риме и Лации. Самый факт утверждения Тарквиниев и завоевания надо представлять как разбойничий налет вооруженной группы людей, дружины, возглавляемой этрусским кондоть- ери. Для этрусских царей обладание Римом как передаточным пунктом между югом и севером имело большое экономическое и военное значение. Но и для самого Рима включение его в этрусскую федерацию имело не меньшее значение. Собственно, история Римского государства и города Рима в том виде, как ее сохранила литературная традиция, начинается со времени этрусской гегемонии, т. е. со второй половины VII в. При Тарквиниях и произошло превращение римской родовой общины в Римское государство, городского поселка (oppidum) на холмах Палатине и Квиринале — в город в собственном смысле (urbs).
При этрусской династии Рим ведет энергичную наступательную политику в отношении своих соседей — латинов, сабинян, и этрусков, захватывая одну территорию за другой. При первом Тарквинии (При- ске) Рим, по словам Тита Ливия, распространил свою гегемонию на все города Лация (omne Latium domuit). Часть покоренных латинских городов была разрушена, а их жители проданы в рабство или переселены в Рим.
При Тарквиниях Рим становится одним из главных портов Тирренского моря по сбыту леса, скота, хлеба и рабов, направлявшихся в греческие республики Южной Италии и Сицилии и в Карфаген. Хозяйственная жизнь развивается, увеличивается количество культивируемых хлебных злаков, улучшается сельскохозяйственная техника, растут стада, появляются ремесла и расширяется применение рабского труда.
По традиции, уже при Нуме Помпилии в Риме существовали ремесленные союзы (collegia) — коллегии медников, плотников, сукновалов, литейни- ков, башмачников, горшечников, золотых дел мастеров, музыкантов и некоторых других видов ремесел и профессийКаждый девятый день (nundinae) сельские жители приходили в город одновременно на базар, религиозные празднества и общие сходы. Об экономическом развитии Рима и соседних с ним городов Лация в VII—VI вв. свидетельствуют остатки оросительных каналов, туннелей (cuniculi), дренажей, погребальных склепов, дорог, зданий и пр., высвобожденных из-под земли археологами. Сохранившиеся части зданий в Риме, Пренесте, Палестрин, Серветрии и т. д. говорят о большом количестве, величине и художественной ценности построек царского Рима.
К числу монументальных памятников Тарквиние- вой династии принадлежит знаменитая клоака максима (cloaca maxima) (в ее древнейших частях), огромный подземный коридор со сводчатым потолком из трех рядов больших камней, находящийся на глубине 47 футов.
При помощи этой клоаки все подпочвенные воды Рима собирались в один канал и отводились в Тибр. Постройка клоаки, стоившая огромных средств, предполагает высокий уровень строительной техники, наличие рабского или иной какой-либо формы подневольного труда. Тому же самому пятому царю Рима, Тарквинию Приску, при котором построена клоака максима, приписывают сооружение форума (Forum), базарной площади (macellum) и цирка (circus maximus), в котором устраивались конные и пешие состязания. Оживление строительной деятельности привлекало в Рим этрусских и греческих мастеров и художников, строивших эти здания. При Тарквинии Гордом на Палатине построен храм Юпитера Капитолийского (Jupiter Optimus Maximus).
Найденные при раскопках предметы греческого и восточного производства (вазы, золотые и серебряные украшения) указывают на торговые связи Рима с южноиталийской Грецией, Этрурией и Карфагеном. Предметами торговли были хлеб, скот, рыба, предметы роскоши и оружие.
К VI в. относится первый торговый договор между Римом и Карфагеном, текст которого приводит Полибий. Содержание этого первого договора Рима с Карфагеном в передаче Полибия таково: 1) если карфагеняне возьмут какой-либо латинский город, то они могут воспользоваться захваченным добром, но территорию должны отдать римлянам, 2) римляне могут свободно торговать в Сицилии и даже в Африке, но только не в самом Карфагене.
Далее, к концу VI в. римские историки и археологи относят появление первого сборника сакральных формул, так называемых «царских законов» (leges regiae), составленного юристом Папирием (ius Papirianum), жившим при Тарквинии Гордом.
Площадь города Рима в конце царского периода равнялась 700 кв. акрам. При Тарквиниях, говорит Цицерон, Рим был не малонаселенным местечком, а местом пребывания наук и искусств (non tennis vivulus, sed abundantissimus omnium doctrinarum atque artium).
Социальное развитие Рима при Тарквиниях совершалось в том же направлении, как и в предшествующие века, с той только разницей, что социальная дифференциация пошла быстрее и глубже. Расслоение римской общины началось еще задолго до Тарк- виниев. По преданию, уже при Ромуле римская община распадалась на три неравные группы — патрициев, клиентов и плебеев.
Древнейшая община на Палатине, основавшая «квадратный Рим» (Roma quadrata), из которого впоследствии вышел исторический семихолмный Рим, делилась на патрициев и клиентов, благородных (patricius — сын знатного отца) и «послушных» (cliens — от глагола cluere — быть послушным, зависимым). Разделение на патрициев и клиентов происходило по мере разложения патриархальной общины, разделения груда, усиления имущественного неравенства и появления рабов-военнопленных.
Кроме обедневших членов патрицианских родов, клиентами становились вольноотпущенные, т. е. получившие свободу рабы, и целые завоеванные племена, отдававшиеся на волю покорившего их рода или государства (clientes — qui sese in fidem patro- ciniumque nostrum dediderunt). Понятие «клиент» близко к понятию бедный, зависимый от своего покровителя — патрона (patronus) человек. В таком смысле клиентство сохранялось в течение всей римской истории. Отличие клиентства более позднего времени от клиентства раннего периода заключалось в том, что в царский и в раннереспубликанский период клиенты принадлежали не отдельному лицу или отдельной семье, а целому роду. Отношения между патроном и клиентом регулировались родовыми обычаями, связывавшими как клиента, так и патрона. «Патрон, причинивший обиду клиенту, да будет проклят» (Patrones, si clienti fraudem fecerit, sacer esto) — гласит одна из XII таблиц. Клиент проживал на территории данного рода, имел земельный участок (pars) и пользовался покровительством рода. Римские археологи пытались даже слово patricii — отцы — связать со словом pars (часть), имея в виду участок, даваемый патроном клиенту. Те назывались «патрициями» потому, что они часть своих земель (agrorum partes) отдавали малоимущим (tenuioribus).
Обязанности клиентов в отношении их патронов выражались общим термином почтение (obsequium), включавшим разные виды помощи и почтения во время войны и мира. С течением времени богатые патрицианские роды, число которых вообще было невелико, подобно этрусским лукумонам, обособились в замкнутую военно-жреческую аристократию. Патрицианские роды представляли самостоятельные социальные единицы, жившие на территории данного рода (pagus), имевшие родовые святилища и культы (sacra gen- tilicia), родовые кладбища и родовую собственность на землю, орудия труда, рабочую силу и т. д. Обработка земли производилась собственными силами рода с помощью клиентов и рабов.
Положение рабов в царском Риме немногим отличалось от положения клиентов. Подобно клиенту, раб носил nomen gentilicium, участвовал в домашнем культе (sacrarium), жил под одной крышей со своими господами, членами рода, и вместе с ними погребался в одной общей могиле. Число членов родов бывало различно, иногда весьма значительно. Род Фабиев, например, состоял из 300 членов, род Потитиев имел 30 семей и т. д. Упомянутый Дионисием Аиний Гердоний, пытавшийся в 460 г. захватить Капитолий и произвести государственный переворот, имел друзей, рабов и клиентов в общей сумме более 4000 человек. Род Клавдиев имел 5000 клиентов. Патрицианские роды делились на патриархальные (большие) семьи (familiae), или дома (domus). Римская фамилия представляла своего рода производственный коллектив, в который входили не только члены данной семьи—свободные, но и рабы.
Во главе всего рода стоял родовой старшина — «вождь рода» (princeps или dux generis),—бывший одновременно военным вождем, жрецом и судьей. В важных случаях родовой старшина совещался с советом отцов семей, или с сенатом (senex — старик; senatus—совет старейшин), и собранием всех полноправных родичей. На крепкой родовой организации, постепенно затмившей более старинную организацию по куриям и оттеснившей царскую власть, покоилось могущество римского патрициата, в течение нескольких столетий стоявшего во главе римской общины.
К двум названным категориям зависимых людей, рабам и клиентам, с течением времени присоединилась еще третья категория зависимых людей — плебеев (plebs, или plebes). Первоначальное ядро плебса составляли завоеванные патрициями народности, по преимуществу латины, и добровольные переселенцы (incolae), оседавшие в плодородной долине между холмами Авентином и Велабром. Большая часть плебеев (plebs — масса, народ, от глагола plere—наполнять, заполнять) составляла независимую общину, будучи земледельцами, меньшая занималась торговлей и ремеслами. Плебеи появились еще в доэтрусский период, но быстрый рост плебса начинается со времени Тарквиниев и находится в связи с осушением болотистых малярийных стран в окрестностях Рима, завоеванием новых территорий и переселением жителей завоеванных местностей на территорию Рима.
Согласно преданию, плебейские общины с самого начала находились в зависимости от патрицианской общины, плебеи не имели политических прав и территориально были отделены от патрициев. Палатинский и Квиринальский холмы, где жили патриции, возвышаясь, как бы господствовали над равниной, где жили плебеи.
Не имея политических прав в господствующей общине, плебеи в пределах данной общины могли иметь собственность, занимались земледелием, торговлей и ремеслами, другими словами, были полноправны в частно-правовом отношении (ms com- mercii) и неполноправны в государственно-правовом отношении (ius honorum). Зависимость плебса ~ в отношении патрицианской общины выражалась в несении некоторых обязанностей, самой существенной из которых была служба во вспомогательных отрядах. Положение плебеев, относительно сносное вначале, ухудшалось по мере расслоения римской общины вследствие недостатка земель и численного роста населения. Часть плебса утрачивала экономическую самостоятельность, попадая в долговую кабалу к богатым патрициям (nexum inibat). И в силу своей экономической маломощности и задолженности плебеи постепенно опускались до положения клиентов, и слово «плебей» становилось синонимом слову «бедный», «малоимущий» и «бесправный» человек. Римские писатели (Ливии, Дионисий, Цицерон, Тацит) безоговорочно отождествляют плебеев с клиентами. Самое же разделение римского населения на патрициев и плебеев античные историки приписывали мифическому основателю города Рима — Ромулу.
«Ромул, — читаем в «Истории римских древностей» («Археологии») Дионисия Галикарнасского, — передал плебеев патрициям в качестве заложников (клиентов), предоставив каждому плебею право выбирать себе патрона из патрициев. Это дело Ромул украсил благородным названием патроната, что значит заступничество за бедных и простых людей». «Патроцинии появляются с того времени,—говорится в другом источнике,—когда плебс был распределен между патрициями (cum plebs distributa inter patres)». Аналогичные суждения о плебеях и клиентах имеются также и у Цицерона. Вопрос о плебеях принадлежит к числу наиболее сложных и спорных вопросов древнеримской истории. Интересной работой по истории плебса и римского рода является «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Работы академика Н. Я. Марра решают вопросы ранней римской истории в свете яфетической теории. Теории по вопросу о происхождении плебса изложены в работах Виндера, Эдуарда Мейера, Оберцинера и др.
Социальное содержание термина «плебс» не оставалось неизменным. В царский и раннереспубликанский период под плебеями понимали пеструю массу людей, не входивших в патрициат и не бывших рабами. Во вторую половину Республики понятие «плебс» равносильно понятию свободных мелких землевладельцев и ремесленников, в Поздней империи плебеев отождествляли с крепостными колонами и вообще с низшими слоями города и деревни.
Изменялось также и содержание слова «патриций». Борьба патрициев с плебеями составляет движущую силу римской истории раннего периода. В центре этого столкновения стояла борьба за землю и неотделимая от нее борьба за политические права, за включение плебеев в патрицианскую общину. Уравнение плебеев с патрициями в государственно-правовом отношении совершалось по мере социально-экономического роста римской общины, учащения военных походов, расширения рабства.