Рынок совершенной конкуренции и безработица

ПЛАН
1. Рынок совершенной конкуренции
2. Безработица и ее типы. Социально-экономические последствия безработицы.
Список литературы

1. Рынок совершенной конкуренции

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:
а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. Примером может служить рынок промышленных товаров, где продавцов очень много, каждый из них продает свой товар и изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменения цены другим продавцом, точно так же, как увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других, а следовательно, на общую равновесную цену на рынке;
б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различий качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена. Примером таких однородных, стандартизированных продуктов выступает хлеб, пшеница, определенные виды одежды, обуви;
в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);
г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;
д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.
Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой, «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен».
Если вдуматься в перечисленные выше признаки, то станет понятно, что рынок совершенной конкуренции - это в значительной мере теоретическая абстракция, модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало (на практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). В самом деле, затруднительно представить себе рынок, в котором товары абсолютно однородны, где всем доступна полная информация о конъюнктуре рынка. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы свободного. Поэтому рассмотрение рынка совершенной конкуренции необходимо для уяснения общих принципов действия рыночного механизма.
Следует различать понятия «конкурентный рынок» и «конкурентная борьба». Последняя означает способ активного поведения производителя или потребителя на рынке. Конкурентная борьба ведется с целью воздействия на условия продаж. А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.
Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или ее качественного совершенствования, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.
Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.
Поэтому в условиях рынка совершенной конкуренции объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка.
Один из наиболее важных политических аргументов в пользу свободной конкуренции состоит в том, что множественность покупателей и продавцов на рынке, делающая структуру рынка атомистической, децентрализует и распыляет силы.
Другое преимущество конкурентного рыночного процесса, выделяемое исследователями, состоит в том, что он решает экономические проблемы обезличенно, не путем личного участия предпринимателей и государственных чиновников. Действительно, нет ничего более раздражающего, чем невозможность достичь желаемой цели из-за решений конкретных лиц или организаций.
Напротив, никто не станет возмущаться препятствиям, создаваемым игрой конкурентных  рыночных сил.
Наконец, третьим политическим достоинством конкурентного рынка, по мнению Ф. Шерера и Д. Росса, является свобода выбора. Любой участник рынка волен свободно выбирать любое занятие или профессию, делать любые закупки, принимать другие решения без каких-либо ограничений, кроме личных талантов и умений и способности   собрать   требуемую сумму капитала.
Наряду с политическими выгодами конкурентная система отличается высокой экономической эффективностью.
Прежде всего отметим, что рынок свободной конкуренции - это регулятор общественного производства, поскольку позволяет решать ряд специфических экономических задач.
Рынок свободной конкуренции дает возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш («излишек») тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок дает механизм равновесной цены.
Рынок свободной конкуренции ориентирует всю экономику на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система работает на одну цель - на конечные потребности человека.
Исторический опыт показывает, что рыночная система решает эту задачу лучше других систем. Почему? Потому что, во-первых, расширение закупок товаров потребителями сопровождается увеличением их предложения и снижением цен; во-вторых, рынок выявляет вкусы и предпочтения потребителей и реагирует на них; в-третьих, при наличии свободного рынка явления дефицита носят временный характер;
Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены.
Это значит, во-первых, что рынок позволяет находить нужное, соответствующее спросу, количество производителей; во-вторых, задает производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей; в-третьих, заставляет производителя поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок.
Наконец, у рынка свободной конкуренции есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном (международном) масштабе.
Однако в своей жизнедеятельности общество встречается с множеством других проблем, решать которые рынок не может. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании. Речь, скорее, идет о том, что рынку не принадлежит по самой его природе. Поэтому в экономической литературе такого рода явления выражаются понятием «фиаско» («провалы») рынка.
Первая проблема заключается в том, что механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег. Следовательно, первая и ведущая функция государства - организация денежного обращения в стране. Это естественная монополия государства. Однако это особая монополия - монополия на выпуск денег и регулирование денежной массы в строгом соответствии с другими параметрами экономики, а не на контроль за денежным обращением.
Следующая проблема заключается в том, что механизм рынка не обеспечивает удовлетворения потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. Дело в том, что люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но платежеспособного спроса на них они не предъявляют. По этой причине производители, занятые в рыночных секторах экономики, не могут их производить. Такие товары и услуги получили название «общественных благ». Это блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. В этом их отличие от «частных благ», для которых потребление одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими. Следовательно, для общественных благ характерно неконкурентное потребление, то есть потребление блага одним индивидом не снижает его доступности для других.
Еще одной проблемой рыночного механизма является то, что он порождает «внешние эффекты». Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они связаны с взаимосвязью функции полезности и производственной функции. Например, сброс в Байкал стоков Братского целлюлозно-бумажного комбината загрязняет уникальный водоем и уменьшает количество рыбы в озере, то есть создает внешний эффект для рыбаков и исследователей местной флоры и фауны. Аналогичный эффект возникает от шума аэропорта, нарушающего покой жителей близлежащих поселков. Такого рода эффекты называются отрицательными, поскольку они навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых ими благ и ресурсов.
Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию и характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют их растения.
Проблему в экономике и обществе создают именно отрицательные внешние эффекты, поскольку порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счет других.

2. Безработица и ее типы. Социально-экономические последствия безработицы

Понятия «безработица» и «безработные» трактуются неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в документах Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.
Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или структурная) безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.
В конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.
Второй классической формой безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы.
Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.
Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.
Итак, застойная безработица - это третья форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.
Последствия безработицы неисчислимы. Особенно опасно, когда безработица охватывает города и поселки, где рабочие места сосредоточены на одном-двух предприятиях. На них остановлено производство, здесь люди не работают многие месяцы. Предпринятые Правительством Российской Федерации искусственные методы сдерживания роста безработицы, такой, например, как ограничение роста средств, направляемых на оплату труда, не дали положительных результатов в сфере занятости. Угроза безработицы стала основным фактором, морально угнетающим работников. Она вынуждает их соглашаться с недопустимо низкой оплатой труда, мириться с фактами беззакония: длительными задержками выплаты заработной платы, отпусками без содержания. Массовая незанятость влечет за собой застойную безработицу, которая расширяет свою сферу. У нас 25% безработных из общей их численности не могут найти работу 8 и более месяцев, а каждый десятый - более года. Все это говорит за то, что в стране налицо массовая безработица.
Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда утвердила рекомендации по механизму действий органов исполнительной власти различных уровней в территориях с критической ситуацией на рынке труда, паспорт региона с напряженной ситуацией на рынке труда и др. В соответствии с этими методическими материалами органы исполнительной власти разрабатывают целевые действия по принятию срочных социально-экономических мер в случае ухудшения ситуации на рынке труда, характеризующейся массовыми остановками и закрытием предприятий, динамичным высвобождением работников с действующих предприятий, отсутствием свободных мест и вакансий. Мероприятия включают в себя работы по экономическому развитию территорий, привлечению инвестиций и финансовой помощи из бюджетных источников и внебюджетных фондов. При этом конкретные задачи сбить резкий взлет безработицы ставятся перед органами службы занятости, к работе подключаются дополнительные учебные заведения, чтобы переучивать подлежащих высвобождению граждан под новые требования рынка труда. Особое внимание уделяется предприятиям, к которым применяются процедуры банкротства. Ведь именно здесь имеется наибольшая угроза массовых увольнений. Органы по труду совместно с работодателями и профсоюзами проводят мероприятия по стабилизации социально-трудовых отношений на предприятиях, организуют работу по дополнительной социальной защищенности граждан.
Правительство Российской Федерации очень пассивно реагирует на ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Большие потери несут крупные и средние предприятия, где сокращено около 15 млн. рабочих мест. В ближайшее время к ним прибавятся еще, так как в промышленности имеется более 40% убыточных предприятий и широкомасштабных банкротов не избежать. Во многих отраслях занятость снижается из-за экспансии зарубежных производителей. В то же время не видно каких-либо практических мер Правительства Российской Федерации, которые могли бы снизить уровень безработицы. С каждым годом падает и без того слабая инвестиционная активность, а деньги инвесторов, вырученные на аукционах, направляются на то, чтобы заткнуть очередную дыру в бюджете.
Не заботясь о расширении сферы занятости, Правительство в то же время ослабляет помощь тем, кто потерял работу: снизилось количество безработных, направляемых на профессиональную переподготовку и общественные работы. Падает уровень гарантий для этой категории граждан. Кроме этого, на рост задолженности по выплатам пособий влияет отсутствие законодательной базы по механизму перераспределения средств Государственного фонда занятости населения, что позволяет ряду территорий не перечислять деньги в федеральную часть фонда. Его формирование же предполагает децентрализацию поступлений средств: 80% страховых взносов остаются в регионах, а 20% должны быть перечислены в федеральную часть фонда. Именно из этих средств осуществляются дотации в неплатежеспособные регионы. В прошлом году количество территорий, не производящих отчислений в Государственный фонд, возросло с 14 до 41. Частично перечислили средства только те регионы, ситуация на рынке труда которых не была критической. В то время как отчисления в фонд занятости снижаются, армия безработных и граждан с неполной занятостью продолжает интенсивно расти.
Часто возникают конфликты между безработными и сотрудниками службы занятости по поводу прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера и др. Жалоба на действия должностных лиц органов службы занятости населения может быть подана как своим гражданином, полагающим, что его права и свободы нарушены, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем общественной организации, трудового коллектива.
С расширением масштаба безработицы в стране растет ее самый жестокий вид - долговременная безработица. В настоящее время в стране 25% безработных из общей их численности не могут найти работу 8 и более месяцев, а 10% - более года. Законодательство о занятости предусматривает меры по социальной поддержке безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законом о занятости периода его выплаты (12 месяцев), а также лиц, находящихся на содержании безработного. Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат. Основными формами оказания материальной помощи являются: выплаты в денежной форме; перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги. Материальная помощь в виде периодических (ежемесячных) денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, может оказываться следующим категориям граждан: безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; членам семьи безработного, находящимся на его иждивении.

Выводы

Итак, подведем итоги. Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой.
Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены. Однако в своей жизнедеятельности общество встречается с множеством других проблем, решать которые рынок не может. Понятия «безработица» и «безработные» трактуются неоднозначно. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.
Последствия безработицы неисчислимы. Особенно опасно, когда безработица охватывает города и поселки, где рабочие места сосредоточены на одном-двух предприятиях.

Список литературы

1. Колосов В. Правовое регулирование занятости // Советские профсоюзы. – 1992. - №2. – С. 44 – 55.
2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
3. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения // Экономист. – 1992. - №4. – С. 31 – 39.
4. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект). -  М.: Экономика, 1990.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1992.
6. Шишкин А. Ф. Экономическая теория. – М.: Владос, 1996.
7. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. Булатова А.С. – М.: Бек, 1997.
8. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Тандем, 1996.

(15.8 KiB, 32 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!