Рынок монополистической конкуренции

Здесь, как и на рынке совершенной конкуренции, действует много продавцов и покупателей. Доля каждого из них в общем объеме производства и покупок незначительна, и имеет место достаточно свободный вход на рынок.

Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что здесь  множество фирм производят дифференцированные продукты, которые являются близкими, но не полностью взаимозаменяемыми. Один продукт отличается от другого каким-то параметром, свойством, качеством. В этом плане фирма обладает монополией на качество производимого товара. И в рамках этой монополии все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара. Возьмем, например рынок одежды. Одежда, производимая в одной фирме, будет отличаться от одежды, производимой в другой – стилем, материалом, качеством работы, упаковкой, местом расположения к рынкам сбыта. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть огра­ничивается, безусловно, как наличием производителей аналогич­ных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

Специфическое положение отдельной фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, проявляется в особенностях спроса на ее продукт. Кривая спроса отдельной фирмы в ус­ловиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, с меньшим углом наклона, чем кривая спроса отрасли (рис. 11.1). Положение кривой спроса на продукт фирмы свидетельствует, с одной стороны, о контролируемой фирмой доле рынка, а с другой – о степени рыночной власти фирмы, проявляющейся в наклоне кривой спроса на ее продукт. Чем больше у продукта фирмы будет заменителей, тем ниже степень рыночной власти фирмы, тем более эластичным будет спрос на этот продукт.

Фирма  будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, производя такой объем продукции, который обеспечит равенство предельных издержек и предельного дохода. Если цена производимого продукта (Р) будет больше средних валовых издержек, фирма получит прибыль в размере прямоугольника.

Но может возникнуть и менее благополучная ситуация. В случае уменьшения спроса на продукцию фирмы в условиях монополистической конкуренции, она может попасть в положение, при котором будет нести убытки в краткосрочном периоде. Фирма несет убытки, если цена окажется меньше  средних валовых издержек.

Таким образом в краткосрочном периоде фирма, производящая продукцию в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.

Напомним, что в условиях монополистической конкуренции имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Дан­ное обстоятельство приводит к тому, что в долговременном перио­де экономическая прибыль всех фирм отрасли становится рав­ной нулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль, то в отрасль начнется экспансия капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количест­во фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместится влево.

Наконец, наступит такой момент, когда экономическая прибыль фирмы станет рав­ной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в ус­ловиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долговременном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2касается кривой АТС).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!