Рынок и условия его возникновения

ПЛАН

1. Особенности и роль рыночной экономики.
2. Объективные условия возникновения рынка.
Выводы
Список литературы

1. Особенности и роль рыночной экономики

В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Рыночные отношения покоятся на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный (частный) интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец - максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.
В результате в ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный и массовый характер, такие оценки достаточны устойчивы. На больших рынках цены по каждому виду товару имеют тенденцию быстро выравниваться. В итоге рынок функционирует на основе обмена эквивалентов. Продавец передает покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.
Рыночные связи или отношения существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу. Это может произойти при административном распределении товаров или ресурсов производства, территориальном ограничении торговли, подрыве механизма конкуренции.
В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объемы и структуры производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объем и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объема проданных товаров и услуг.
Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт, не нашедший покупателя, перестает производиться, а тот, который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготовляться в большем объеме. Это означает, что экономика, меняющая параметры в зависимости от результатов товарно-денежного обмена, постоянно корректирует свои пропорции, осуществляя тем самым саморегуляцию.
Очень часто под рынком понимается более широкое понятие - рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.
В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавливаются не централизованно, а на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной экономике вызывают последующее приспособление производства к общественным потребностям и определяют специфику новой структуры производства.
Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее административной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.
Для более полного понимания сущности рынка и его механизмов в экономической теории вводится понятие свободного, или совершенно конкурентного, рынка. Это некоторая идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена. Существует ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентного) рынка:
1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него.
Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью или прекратить ее. Каждый потребитель имеет право купить все необходимые ему товары, опираясь при этом на свой доход.
2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.
Для эффективного функционирования рыночной системы необходима мобильность ресурсов, так как необходимо постоянное движение ресурсов из отраслей менее эффективных в отрасли более эффективные, с рынков уменьшающегося спроса на рынки увеличивающегося спроса и т.д.
3. Наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о предложении и спросе, о нормах прибыли, ценах и т.д.).
Наличие полной рыночной информации о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технологиях производства позволяет участнику рыночных отношений сделать правильный выбор между несколькими вариантами рыночного поведения: в какую из отраслей выгоднее вкладывать деньги, купить или продать акции и т.д.
4. Абсолютная однородность одноименных продуктов, отсутствие товарных марок и т.п.
Наличие товарных марок, лейблов и т.п. ставит продавца в привилегированное положение, мешает входу на рынок новых производителей, поэтому для совершенно конкурентного рынка применение подобных специальных знаков отличия товаров какой-либо фирмы-производителя от других товаров и фирм является неприемлемым.
5. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на других участников рынка.
Поскольку число участников рынка велико, вклад каждого из них в общий объем предложения весьма мал. Поэтому каждый из участников своей ценовой политикой никак не может повлиять на уровень рыночных цен, на цену рыночного равновесия.
В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию. Так, для начала собственного предпринимательства необходим первоначальный капитал, который в некоторых отраслях экономики очень значителен. Это затрудняет свободный вход новых производителей в отрасль. Существуют также и другие ограничения - это могут быть трудности официального оформления вновь созданного предприятия, сложности в получении лицензии и т.п. Наличие объективной и полной коммерческой информации также не является аксиомой рыночной экономики, быстрота и точность получаемой информации во многом зависит от развития инфраструктуры рынка, а также существующей правовой базы рыночных отношений. Но, несмотря на все эти ограничения свободной конкуренции, можно все же отметить, что современное рыночное хозяйство стремится к экономике свободного рынка, пожалуй, по всем признакам, кроме однородности предлагаемых к продаже продуктов и отсутствия торговых марок на них. В действительности торговые марки служат определенным знаком качества товара и охраняются законом от подделок, гарантируя таким образом потребителю надежность товара, а производителю - защиту от подделок.
Анализ совершенно конкурентного рынка позволяет провести сравнение идеального рынка совершенной конкуренции с любым из реально существующих рынков и выявить, какие ограничения конкуренции существуют и насколько свободна конкуренция на данном рынке.
Воздействие рынка на повышение эффективности развития экономики проявляется во многих направлениях:
1. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.
2. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это функция адаптации производства к меняющемуся спросу.
3. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Это санирующая функция рынка. Она улучшает производственную структуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, так как ее теперь представляют более эффективные производители.
4. Рынок выполняет и важную информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.
Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отметить несовершенства рынка.
1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.
Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено, выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.
2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону, систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и только оно может обеспечить их удовлетворение.
3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.
4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.
5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.
Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой самого рыночного механизма.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

2. Объективные условия возникновения рынка

Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены - потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.
Разделение труда и специализация трудовых функций. Разделение и специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда. Отделение друг от друга различных профессий и занятий вызывалось именно этим преимуществом.
Преимущества разделения труда были слишком очевидны и использовались еще в древнейших формах примитивного общинного хозяйства. Результаты разделения труда для хозяйственной жизни в целом легче всего уяснить, если проследить его в какой-либо конкретной отрасли экономической деятельности людей. Но в любой отрасли прогресс в развитии производительности труда, прирост количественных и качественных результатов по изготовлению разнообразных благ явились прежде всего следствием разделения труда и специализации различных видов человеческой деятельности.
Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ими ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс. Упрощение функций разделенного труда облегчает введение механизации, исключает дублирование операций и орудий труда, способствует экономии на масштабах производства.
Результаты разделения и специализации труда тем более впечатляющи, если они основываются на различиях в способностях и талантах людей. В этом случае разделение и специализация работ сами вызывают и усиливают присущие ресурсам специфические различия, ускоряя рост производительности труда и качество выполнения работ.
В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысле принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.
Обмен экономических благ. Разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической системы в целом. Например, традиционная общинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы потребления на примитивном уровне экономической выживаемости. Ресурсы труда и земли, а также производимые здесь продукты являются общинной собственностью и предназначаются исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Несмотря на то, что в хозяйстве такого типа существует внутриобщинное разделение труда, его продукты служат совместному потреблению, а не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для возникновения рыночных отношений. Если производимые в рамках общины продукты и даже возможные их излишки не подлежат обмену иди продаже - эволюция экономических отношений, развитие и трансформация их в рыночную систему практически невозможны.
Закрытая для товарообмена общинная система е ее традициями уравнительного распределения продуктов существует и до настоящего времени у отдельных народов Азии, тропической Африки, австралийских аборигенов, малых островных государств и проживающих там племен. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и неразвитость экономических отношений обмена служит причиной примитивного способа производства (добычи средств существования), ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития.
Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества.
Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации.
Рыночный обмен - это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».
Именно таким путем люди получают друг от друга максимум потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов разделением труда и обменом своих узкоспециализированных продуктов. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что соблюдают свой интересы и признают права на вознаграждение труда других участников обмена. В рыночной системе принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих граждан, поскольку через товарообмен на условиях взаимной выгоды каждый работоспособный человек получит столько продуктов, сколько сам предложит для потребления другим.
Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что способны ей содействовать. Участники обмена продуктами собственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.
Наблюдая развивающуюся рыночную систему более 200 лет тому назад, А. Смит отметил важную особенность, которую можно было бы выразить следующими словами «Я не слышал, чтобы сильно преуспевали те люди, которые осуществляют обмен продуктами своего труда только ради общественной пользы».
Частная собственность и рыночная организация хозяйства. Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновение классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. Сохранение этих традиций всегда и во всех странах сопровождалось экономическим противостоянием между общинным и другими формами мелкого землепользования и развивающейся государственностью. Право выхода из общины с частным земельным наделом позволяло бывшему общиннику создать обособленное хозяйство, развитие которого было бы немыслимо без обмена производимыми в нем продуктами. Такое обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т.е. будучи первоначально мелкотоварным, но уже развивающимся рыночным хозяйством. В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.
Разрушение традиций частной собственности на землю разрушало и саму рыночную систему. Примером тому служит прерванная эволюция развитой рыночной экономики начала XX в. и замена ее в некоторых странах командно-административной системой. В данном случае при развитом общественном разделении труда была экспроприирована (устранена) частная собственность на землю, капитальные факторы производства и любые другие экономические ресурсы обособленного хозяйствования. Посредством национализации в той или иной форме практически все ресурсы были превращены в обобществленную, общенародную (государственную) собственность. Производимые продукты также становились общественной собственностью. Поскольку рыночные механизмы обмена были уничтожены, распределение производимых благ для индивидуального потребления осуществлялось через государственную торговлю по централизованно установленным ценам. Государство из единого центра управляло распределением потребительских продуктов и производственных ресурсов.
Распределение производственных ресурсов осуществлялось без купли-продажи, т.е. по каналам централизованного государственного снабжения, различных отраслей, в зависимости от приоритетов развития, определяемых также государственными органами.
Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика. Ей свойственны свои достоинства и недостатки, уравновешивая которые она прошла через стихию кризисов перепроизводства, социальные потрясения и достигла впечатляющего экономического подъема. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок и государственное регулирование. Она модифицирована к национальным особенностям хозяйствования практически всех развитых стран, их достаточно сложных экономических и социальных проблем. Устойчивость, гибкость, способность к трансформациям - это свойства и характеристики, привлекающие закономерный интерес к экономическим системам подобного типа.

Выводы

Рынок - это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Рыночные отношения покоятся на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг.
В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию.
Воздействие рынка на повышение эффективности развития экономики проявляется во многих направлениях: конкуренция заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли; фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям; отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются; рынок выполняет и важную информационную функцию.
Условия формирования рынка: разделение труда и специализация трудовых функций; разделение и специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов; разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической системы в целом.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. – Спб.: Питер, 1995.
3. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
4. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
5. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 1997.
6. Рузавин Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
7. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.
9. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова. – М.:  «Проспект»,1998.
10. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

(17.8 KiB, 40 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!