Русская Правда : общая характеристика
Русская Правда является главным источником изучения древнерусского права. Это первый свод права на Руси, вобравший и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI—XII вв.
Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV—XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объему, структуре. О происхождении этого памятника права не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Ученые спорят об этом с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.
Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшая из них Краткая Правда состоит из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.
Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015—1019). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наемной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).
Правда Ярославичей (ст. 19—43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 и 1072 гг. Возможно, она была принята на княжеском съезде в 1072 г. в Вышгороде.
К ним примыкают дополнительные статьи, носящие разнотемати-ческий характер и, по всей вероятности, являющиеся отображением последующей указной или судебной деятельности князей. Это «Покон вирный», который содержит положения о распределении судебных доходов между вирником и князем, носящий довольно архаические черты, вследствие чего сам памятник может быть с достаточными основаниями приписан тому лицу, с которым он связан в тексте, — князю Ярославу, и «Урок мостников», содержащий нормы о вознаграждении мос-тникам за ремонт моста и представляющийся классическим образчиком раннего казуального регулирования.
Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Но и она не представляет собой созданного единовременно свода законов. Она включает Суд Ярослава Владимировича (ст. 1—52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53—121), целиком состоявший из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и наследственное право, разработан юридический статус отдельных категорий населения, после известного киевского восстания 1113 г. урегулированы отношения закупов с кредиторами, определены нормы процессуального права и пр.
Сокращенная Правда считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII—XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но ее происхождение еще более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций.
По сей день остается сложным вопрос о правовом статусе Русской Правды. В ходе длительных дискуссий сформировались две основные позиции:
1) Русская Правда — акт княжеского законодательства, имевший общеобязательную силу и подлежавший обязательнному применению в судах (В.И. Татищев, Н.М. Карамзин, Г. Эверс, И.Д. Беляев и др);
2) Русская Правда есть частный сборник правовых норм, фиксация наличных на тот период времени норм, имевших силу в качестве общепризнанных, обычных(Н.В. Калачов, В.И. Сергеевич, М.Ф. Вла-димирский-Буданов и др.).
Оригинальную гипотезу высказал В.О. Ключевский о том, что Русская Правда является памятником церковного суда и создана для предания известности тех норм суда княжеского, что были потребны в соответствии с нуждами и целями церковного судопроизводства. По определению В.О. Ключевского, Русская Правда — это «церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства», образующий пару Уставу Ярослава, который был «церковным судебником по духовным делам лиц духовного и светского ведомства»1.
На данный момент основной является точка зрения, рассматривающая Русскую Правду как законодательный акт. В упрочении ее большую роль сыграла изыскательская работа СВ. Юшкова, проведшего обстоятельное исследование Русской Правды. Отделив вопрос истории текста от вопроса истории норм, вошедших в состав Русской Правды, он убедительно показал, что Русская Правда представляет собой объединение и переработку законодательных актов князей и в этом качестве является практически используемым источником права.
Вместе с тем СВ. Юшков подчеркивал, что Русская Правда оставалась сводом частных, казуальных решений тех ситуаций, где князь (или иные силы в лице князя) проявлял свою волю и устанавливал нормы, отличные от ранее существующих, или вносил в прежний порядок известное однообразие. Но эти нормы имели значение только в совокупности с обычным правом, получая от него смысл и надлежащее место в юридическом порядке Древней Руси.