Русская культура в эпоху петровских преобразований
Это время - переломное в культурном развитии страны. Изменения в духовной жизни общества, произошедшие в предшествующий период, развиваются в 1-й четверти XVIII в. как сложный и противоречивый процесс, в рамках которого взаимодействуют национальные традиции и европеизация.
Происходит углубление культурного разрыва между «верхами» и «низами». Культура и бытовое поведение дворянства становятся маркированными (быт, одежда, прическа, манеры выступают как внешнее выражение социальной отгороженности от народа). Бытовому поведению дворяне учатся по письменным источникам, как иностранному языку, а образцом обращения с людьми своего круга становится обращение «как с иностранцами». В дворянской среде развивается пренебрежительное отношение к национальным традициям.
В демократической среде, наоборот, поддерживается интерес к национальному (главными хранителями и идеологами национальной старины выступали старообрядцы).
Предпринятая Петром I ломка вековых устоев национальной жизни выразилась во введении брадобрития, иностранного платья, в принятии нового календаря, в переходе к новой графике и письменности, в употреблении своеобразного «новояза» в делопроизводстве и т. д. Следовательно, Петр не мог рассчитывать на поддержку образованной части «старомосковских» кругов, среди которой европеизация вызывала глухое недовольство и даже открытый протест.
Именно Петр I в начале реформ опирался на выходцев с Украины (Стефана Яворского, Димитрия Туптало и других «латинствующих»), ставших проводниками официальной культуры в стиле позднего барокко с его характерными чертами в виде развития торжественной проповеди, школьной драмы, панегирического стихотворчества.
Но уже во 2-м десятилетии XVIII в. Петр I приходит к отрицанию украинско-польского барокко и его русского варианта из-за стремления носителей идей барокко к независимости и общей гуманитарной направленности этого явления.
Практицизм преобразований, диктовавшийся потребностями милитаризации общества в условиях многолетней Северной войны, требовал немедленной осязаемой отдачи. Поэтому Петр I делает ставку на литературных прагматиков типа Феофана Прокоповича, пропагандиста реформ и певца самодержавной власти, автора «Правды воли монаршей» и других произведений, сыгравших немалую роль в формировании художественно-эстетической основы раннего русского классицизма.
Отличительными чертами общественно-политической мысли петровской эпохи стали отказ от средневековой идеологии, наивный рационализм, утилитарное просветительство. Они подкрепляются рядом практических мер: направление молодых дворян для обучения за границу; подготовка специалистов через сеть школ (горные, цифирные, гарнизонные школы, Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское, Медицинское училища, подготовка дипломатов в частной гимназии Глюка); создание собственных учебников («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого, учебник по механике Г. Скорнякова-Писарева и др.); расширение круга светских печатных изданий (выход в свет в 1703г. первой русской печатной газеты «Ведомости», публикация на русском языке таких произведений, как «Символы и эмблематы», «Метаморфозы» Овидия, басней Эзопа, открытие первых публичных библиотек).
Получила развитие историческая наука. По заданию Петра I справщик Московской типографии Ф, П. Поликарпов предпринял попытку составить «Историю России», секретарь русского посла в Швеции А. Манкиев написал «Ядро российской истории». Была создана «История свейской войны» (Северной войны). Географическая наука развивалась преимущественно за счет изучения востока и северо-востока страны. Проводились картографические работы и геологические изыскания. Начала зарождаться экономическая наука («Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова). В результате в 1724г. учреждается Академия наук в составе 3-х «классов» - математического, физического и общественных наук и академическая гимназия при ней. В Петербурге открывается кунст-камера с коллекциями минералов, древних монет, предметов утвари и одежды различных народов.
В изобразительном искусстве утверждаются реалистические тенденции в портретной живописи И. Никитина, Г. Адольского, А. Матвеева.
В архитектуре стиль барокко сочетается с традициями русского зодчества XVII в. (колонны, портики, фронтоны и одновременно - русские узорчатые украшения). Складывается «московское барокко», характерное для каменных построек и отличающееся нарядным убранством зданий: Царские чертоги в Троице-Сергие-вом монастыре, дворец Лефорта, церковь в Филях, Меншикова башня в Москве и др. В деревянном зодчестве продолжаются традиции XVII в., особенно на русском Севере - Успенский собор в г. Кеми, ансамбль в Кижах и др. С 1724 г. архитекторами Д. Трезини и М. Земцовым начинается каменная застройка Санкт-Петербурга с его правильной планировкой улиц, проспектами, парками, дворцовыми ансамблями, загородными резиденциями царя и придворной знати, Закладываются Петергоф, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание «Двенадцати коллегий».
В целом в культуре петровской эпохи причудливо совместились элементы Ренессанса и барокко, рационализма и раннего просветительства. Все это подготовило расцвет русского классицизма и во многом определило его национальное своеобразие.